Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

Самые эффективные модели образования по версии LEGO Foundation

Самые эффективные модели образования по версии LEGO Foundation

01 сентября, 17:13

#Подборки #Читателям

01 сентября, 17:13

Статья подготовлена с участием эксперта:

Фотография автора

Наталья Березина

LEGO Foundation представил результаты большого исследования пятидесяти концепций образования (способов обучения) и выделил среди них восемь, которые наиболее эффективны для современных детей. Несмотря на некоторые различия, у этих подходов есть нечто общее — акцент на самостоятельное обучение, роль педагога как фасилитатора учебного процесса и признание игры ведущим образовательным методом. 

Восьмерка лучших

1. Активное обучение (Active learning)

Это подход, при котором учащиеся активно участвуют в выборе стратегий и форм собственного обучения. Задача учителя — заострять внимание учеников на важных моментах и поощрять обмен знаниями между детьми. В процессе работы учащиеся опираются на собственные знания и опыт. 

Педагоги готовят такие материалы, чтобы ребята эмоционально вовлекались в процесс обучения. Обычно используется групповая работа и взаимное обучение, что служит для создания отношений на основе эмпатии «учитель-ученик» и «ученик-ученик».

Такая стратегия способствует формированию просоциального поведения, учит слушать друг друга и сотрудничать, а также помогает улучшить отношения со сверстниками и уменьшить поведенческие проблемы у учащихся 1-5 классов.

2. Совместное обучение (Cooperative and collaborative learning)

Отличительной особенностью этого подхода является совместное участие учеников в решении поставленной задачи. Группы могут состоять из участников с разными или равными способностями, возраст участников также может быть разным. Группы могут работать индивидуально над различными задачами, которые способствуют достижению общей цели или вместе над общей задачей.

Какие составляющие совместного обучения влияют на эффективность?

1. Положительная взаимозависимость. Ученики знают, что они могут добиться успеха только вместе с членами группы. В составе группы нет «безбилетников», каждый вносит уникальный вклад.

2. Эмоциональная поддержка друг друга в процессе обсуждения. Дети поддерживают и воодушевляют друг друга в группах, усиливая взаимозависимость. Учитель несет ответственность за усиление этого состояния на протяжении всей групповой работы.

3. Личная ответственность каждого. Групповая работа должна быть организована так, чтобы вклад каждого мог легко идентифицироваться. Это нужно для обратной связи.

4. Навыки межличностного общения. Со способностью эффективно взаимодействовать не рождаются. Учителя должны намеренно обучать социальным навыкам.

5. Групповая рефлексия. В процессе обсуждения результатов работы важно, чтобы ребята оценили, насколько хорошо они достигли своих целей, как поддерживались эффективные рабочие отношения. Так происходит когнитивное и метакогнитивное обучение, которое закладывает основу для лучшей производительности в будущем

3. Опытное обучение (Experiential learning)

Опытное, экспериментальное, или эмпирическое, обучение — это общий термин для теорий и практик, которые принимают ценность исследований в классе и за его пределами. Опыты подпитывают мотивацию и стимулируют учеников познавать новое.

В чем ценность опытного обучения?

1. Оно дает учащимся возможность придать смысл их деятельности и, следовательно, оптимизировать результаты их обучения. Эффективность будет еще выше, если дети сами выбирают направление экспериментальной деятельности. 

2. Опытное обучение способствует развитию навыков межличностного общения, разрушает барьеры, которые могут возникать на традиционных уроках. Всё это позволяет учащимся продемонстрировать свои потенциальные способности.

3. Практическое обучение может быть очень увлекательным для детей, которые обычно предпочитают уединение. Интересная работа в сочетании с групповым обсуждением активно вовлекает в процесс всех.

4. Возможность возвращаться к экспериментам и исследовать глубоко и с разных сторон какой-то объект помогает уйти от поверхностного взгляда на окружающую действительность.

4. Направляемое исследовательское обучение (Guided discovery learning)

Этот метод часто приписывают Иерониму Брунеру (1961), который предположил, что обучение происходит через процесс открытия. Он утверждал, что когда ученики ожидают или готовы «находить закономерности и связи в[их] окружении», они будут «изобретать способы поиска и найдут их».

Этот метод предполагает работу под руководством учителя, который не дает готовых ответов, а поддерживает, предлагает подсказки, обратную связь, пояснения. У детей есть некоторые шаблоны и задания, следуя которым они для себя постигают логику процесса, открывая его как бы заново. 

Хашман и Марли (2015) обнаружили, что дети, получившие не пошаговую инструкцию к задаче, а алгоритм исследования, достигли большего, чем те, кто следовал жесткому плану. Такие ученики более открыты знаниям и умеют соотносить новую информации с уже знакомой базой знаний. Эффективность этого метода связана с интересом, мотивацией и удовольствием от обучения.

5. Обучение на основе изысканий (Inquiry-based learning)

Обучение на основе изысканий строится вокруг актуальных, достоверных, открытых опросов. Необходимо постоянно изучать обратную связь с ученикам и корректировать процесс обучения. Для него характерно также привлечение всех участников школьного сообщества, включая родителей.

Опрос также полезен учителям как в качестве стратегии для передачи научных знаний и как инструмент, дающий возможность рассказать о важной работе ученых своим ученикам.

6. Обучение на основе решения задач (Problem-based learning)

Обучение на основе решения задач, или проблемное обучение, предполагает проработку проблем в небольших группах под руководством учителей в качестве фасилитаторов. Обучение идет on-demаnd, то есть от запросов учеников, которые они формулируют самостоятельно. 

Для этого варианта характерно развивать навык критического мышления и умение формулировать проблемные вопросы. Такое обучение подталкивает к действию.

7. Проектное обучение (Project-based learning)

Проектное обучение — это разновидность исследовательского. Достичь результат — центральная идея, вокруг которой планируется и структурируется обучение.

Отличительные особенности проектного обучения:

1. Проект является главным, а не второстепенным по отношению к учебной программе.

2. Проект строится вокруг важных и социально-значимых проблем.

3. Проект должен вовлекать учащихся в исследование, которое стимулирует получать новые понимания и навыки, а не только опираться на уже имеющиеся. 

4. Проект ориентирован на любые достижения учащихся, подчас неожиданные, а не на результат, который предписан заранее сценарием педагога.

5. Проекты реалистичны, они как бы вырываются из школьной системы. Внутри проекта распределяются роли, которые играют участники проекта, вырабатываются критерии, оценивается производительность. Всё как в жизни.

8. Система Монтессори (Montessori education)

Рабочие привычки у выпускников школ Монтессори часто лучше, чем у всех остальных, так как учебные навыки осмысленно развиваются непрерывно с еще дошкольного возраста.

Образование Монтессори строится на взаимодействии между учителем, ребенком и окружающей средой. Важной особенностью является отсутствие конкуренции и внешних наград или наказаний. В учебные материалы заложен прием повтора одних и тех же действий, есть «контроль ошибок», который предупреждает ребенка и позволяет корректировать с минимальной поддержкой учителя. Весь процесс образование проходит в позитивных отношениях со сверстниками,
учителями и семьями.

Игра — лучший педагогический инструмент

Большинство методик, которые были выбраны экспертами, соответствует подходам, LEGO Education, основанном на игровом обучении. 

В результате исследования, проведенного фондом, обнаружено, что в теоретических и методических трудах игровое обучение в среде детей старше 8 лет фактически не упоминается. Наше сознание навязчиво связывает слово «игра» с дошкольным и младшим школьным возрастом.

Игра и обучение часто рассматриваются как противоположные концепции: игра — это весёлое занятие для малышей, в то время как образовательный процесс — более серьёзная задача для детей постарше. Именно поэтому педагоги зачастую и обращаются к дидактическим методам, когда от них требуют стандартизированных результатов тестов на когнитивные навыки. Тем не менее намеренный отказ использовать игровые методики в работе со средним и старшим звеном значительно снижает мотивацию учащихся и эффективность образовательного процесса.

Чтобы игра стала частью образовательного процесса нужно, чтобы она соответствовала определенным критериям, которые напоминает LEGO Foundation.

1.     Значимость процесса для ребенка.

Обучающиеся должны иметь возможность связывать новый опыт с чем-то уже известным при помощи методик, выстраивающих такие «мосты». Так устанавливается взаимосвязь между актуальной и значимой лично для них информацией.

Учебный процесс становится значимым для учеников, если он включает в себя актуальные задачи, требующие проведения исследования, а также задания, подталкивающие к размышлению и мотивирующие узнать больше о предмете исследования.

2.     Возможность социального взаимодействия.

Обучающиеся работают в группах, занятых общим делом или экспериментом. Это развивает умение общаться и помогает устранить барьеры между детьми и группами, которые часто существуют в условиях традиционного класса.

3.     Активная вовлеченность в процесс.

Ученики имеют возможность выбирать содержание изучаемого материала. Активная вовлечённость создаётся, когда ребята глубоко погружены в происходящее, поддерживают друг друга, а педагоги помогают им получить новые знания и развить навыки, задавая вопросы и побуждая экспериментировать и ошибаться.

Когда ученики искренне вовлечены в исследовательский процесс, они часто выходят за пределы поставленных учебных целей и ожиданий.

4.     Цикличность процесса.

У ребят должна появиться возможность применить новые знания и умения: пробовать, терпеть неудачи и пробовать снова. Так ребята делятся друг с другом идеями, а затем пересматривают и перестраивают свои суждения, опираясь на результаты испытаний. Педагог должен поощрять такой цикличный подход, направляя наводящими вопросами, подсказками и примерами. 

5.     Процесс должен быть веселым.

Благодаря положительному взаимодействию со сверстниками и педагогом ученики должны получать удовольствие от преодоления трудностей в процессе обучения обучения новому. Возникает интерес, так как появляется собственная позиция , а не навязанная педагогом. Появляется чувство уверенности в своих силах и, как следствие, мощнейшая мотивация двигаться дальше. 

Тема игры и ее образовательного и социального потенциала стала главной в международном чемпионате First LEGO League. Детям предлагается разработать проекты, где они смогут предложить игровые механики для решения конкретных проблем.

LEFO Foundation - некоммерческая организация со штаб-квартирой в Биллунде (Дания) и офисами в США, Мексике, ЮАР и Украине. Цели международных программ фонда - качественное дошкольное образование во всем мире. Фонд фокусируется на детях в возрасте от 0 до 12 лет, уделяя особое внимание раннему детству, когда развитие идет наиболее быстро, как физически, так и умственно. Фонд проводит исследования и популяризирует игровое обучение, считая, что оно может сделать сделать образование детей лучше.

С версией исследования на русском языке вы можете ознакомиться по ссылке.

 

Партнерский материал 

Подписаться на канал LEGO Education