Спор гуманитариев и технарей давно устарел. Искусство движет науку вперед, и этот возрожденческий идеал нашел воплощение в мастерской 3DaVinci РГГУ, где школьники и студенты создают свои проекты, вдохновляясь работами великого Леонардо. О том, что получится, если сложить физику и лирику с интерактивными технологиями рассказывает директор студии Сергей Кувшинов.
Цифровая гуманитаристика
Мастерская 3DaVinci была создана на базе центра технологической поддержки РГГУ, который занимается подготовкой школьников и учителей к разработке hi-tech проектов. Директор центра, Сергей Кувшинов рассказывает, что в самой идее 3DaVinci заложен дух новых открытий. Чтобы привить ребятам интерес к изобретательству, они изучают работы инженеров эпохи возрождения, а именно Леонардо да Винчи.
За четыре года школьники под руководством педагогов сделали 50 эскизов 3D-моделей, но основа для них была выбрана не случайным образом: ребята восстанавливают в объеме известнейшие проекты да Винчи. В лаборатории для этого процесса есть все оборудование, от создания модели до ее печати на 3D-принтере.
«Все чертежи гения нарисованы на бумаге в нескольких пространствах: по ним ученики собирают все данные об объекте, проверяют детали и механизм работы. Дальше модель печатают на одном из 3D-принтеров: его выбирают в зависимости от материала и типа модели», — объясняет Кувшинов.
После этого начинается работа над ошибками, ученики смотрят на полученный результат, проверяют, правильно ли модель выполняет свои функции. Иногда ученики находят недочеты не только у себя, но и у да Винчи.
Готовые модели попадают в личный музей лаборатории, который занимает целых шесть этажей. В коллекции уже есть такие проекты да Винчи, как махолет или летательная машины из искусственных крыльев, бамбарда или устройство для стреляния ядрами.
Посмотреть коллекцию может любой желающий: в музей регулярно водят экскурсии. Отдельные более сложные модели можно изучить на интерактивных столах Promethean или при помощи специальной технологии 3D-визуализации. Кроме того, постаменты оборудованы моделями для тактильного изучения.
Модель нокталамбуса — прибора XII века для определения времени ночью. Лазерная резка, гравировка, сборка
Помимо 3D-моделирования, участники студии занимаются проектирование пространства. Ребята используют специальную камеру 360, с помощью которой можно как работать, так и наблюдать за результатами.
«Сейчас мы проектируем новую экспозицию «Битва при Ангиари» — открытая лаборатория цифровой гуманитаристики», — рассказывает Кувшинов.
«Битва при Ангиари» — название утраченной фрески да Винчи. Главная идея экспозиции — показать самый современный арсенал высоких технологий, который уже помогает решать многие исследовательские задачи в гуманитарных исследованиях. На выставке, помимо технических устройств, будут уникальные факсимильные издания рисунков и набросков да Винчи к самой загадочной фреске «Битва при Ангиари». Наряду с этим будут представлены творческие работы школьников в области цифровой гуманитаристики.
Мероприятие приурочено к двум юбилеям — 30 лет РГГУ и 20 лет Международному институту новых образовательных технологий.
Тонкое искусство
Студия, которая носит имя Леонардо, немыслима без творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что одно из направлений — лазерная пирография — подразумевает создание арт объектов с помощью машин лазерной резки и гравировки. В РГГУ есть три таких инструмента, и на них ребята работают по дереву, бумаге и пластику.
«В основном дети занимаются обработкой, требующей филигранной резки. Это невозможно выполнить традиционным инструментом», — отмечает директор лаборатории.
Аппарат также может работать по металлу и создавать 3D-объекты. Это ультрановая технология, которую используют, например, для создания медальонов, жетонов, медалей или высококачественных ювелирных изделий.
С помощью лазерной пирографии можно делать экслибрисы — это печать которая ставится на книги, чтобы обозначить их принадлежность определенному хозяину. Печать обычно ставится на титульную страницу.
«Дети приезжают со своими дизайнерскими решениями приезжают и показывают какие они будут делать печати. Обычно работы забирают с собой, поэтому в нашем музее мало «живых» примеров таких работ», — рассказывает Кувшинов.
Лазерная пирография по пластику «Библиотека И. Грозного»
Интеллектуальная робототехника
В студии есть направление, которое объединяет экспертов не только из России, но и из Австрии, Германии и многих других стран. Это робототехника.
Кувшинов поясняет, что в мастерской не работают с готовыми наборами типа LEGO. Все детали и «железо» для роботов создаются в в студии. Этот процесс занимает долгие месяцы, иногда даже годы: готовые алгоритмы или роботов тестируют, находят баги, которые нужно доработать, и так до тех пор, пока не будет достигнуто совершенство.
Автономный учебный мобильный робот
Ученики создают роботов-сиделок, роботов-уборщиков и т.д. Одна из самых популярных моделей — манипулятор. Он крепится на любую поверхность и выполняет заранее запрограммированные функции. Например, такие роботы помогали проводить удаленные занятия в острый период пандемии. У манипулятора есть камера, которая позволяет транслировать картинку в онлайн-конференции. Аппарат ездит по лаборатории, показывает нужные объекты с разных сторон, а преподаватель модерирует его действия и комментирует изображения. С помощью манипулятора проводили онлайн-лекцию по использованию новых технологии в искусствоведении: лектор рассказывал о произведениях да Винчи и синхронно показывал нужные наброски, которые находятся в лаборатории.
В лаборатории есть Интерактивные столы от компании Promethean, с помощью которых тоже можно проводить совместные уроки и практические занятия для аудитории из любой точки мира.
Из лаборатории на подиум
В студии развивается еще одно творческое направление — современный дизайн.
Принцип работы чем-то похож на робототехнику: сначала нужно сделать 3D-эскиз будущей модели и выделить ее составные части. Далее ребята выбирают материал, например, лиоцел. Это ткань из волокон эвкалипта, которую комфортно носить и детям, и взрослым.
После того, как несколько образцов одежды готовы, в лаборатории проводится дефиле, где в качестве моделей выступают роботы
«Мы приобрели шесть манекенов и установили их на роботехнические платформы. Дальше можно оформлять их как захочется», — рассказывает Кувшинов.
Модели авторской детской одежды спроектированной учащимися для роботизированного дефиле
Техника на века
Для того, чтобы организовать наукоемкую лабораторию, нужны не только эксперты, но и качественное техническое оснащение.
«Мы работаем с компанией Promthean уже 15 или 20 лет. В нашей лаборатории есть интерактивные столы, пульты для голосования и интерактивная доска прямой проекции. Это гаджеты прошлых поколений, сейчас они уже сняты с производства, но нам до сих пор исправно служат», — отмечает Кувшинов.
Недавно в мастерской появилась современная интерактивная панель Titanium 86 из серии «Элементы». С ней проводятся уроки, прямые трансляции. Кроме того, Titanium позволяет воспроизводить на экране объекты дополненной реальности.
Есть в лаборатории и графические планшеты, на которые дети занимаются дизайном и восемь шлемов виртуальной реальности, для которых сейчас разрабатывается дополнительный контент. На шлемы, отмечает Кувшинов, можно загрузить готовые 3D-модели работ да Винчи, чтобы дети смогли их просматривать и искать ошибки.
Партнерский материал