Между нами тает лед, или «Айсбрейкеры» как инструмент педагога


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Айсбрейкеры (от англ. «icebreaker» — ледокол) — это короткие игры, с помощью которых можно «растопить лед» и наладить взаимодействие между участниками учебного процесса. Их используют, чтобы представить классу нового ученика, улучшить атмосферу на уроке или передохнуть после напряженной работы над заданиями. Рассказываем, как правильно использовать айсбрейкеры и не превратить интересную идею в банальную.

Для чего нужны айсбрейкеры

Самые известные айсбрейкеры касаются техник знакомства. Например, дети становятся в круг, первый ребенок говорит, как его зовут, следующий добавляет к его имени свое — и так все поочередно представляются. 

Вариант посложнее — игра «Пять вопросов». На доске записываются вопросы. Например: 

  1. Как тебя зовут? 
  2. Сколько тебе лет? 
  3. Есть ли у тебя домашнее животное?
  4. Какой твой любимый цвет? 
  5. Какой твой любимый предмет в школе?

Ребята знакомятся друг с другом в парах, отвечая на вопросы, а затем рассказывают о своих новых товарищах всему классу. В процессе дети учатся строить диалог, структурировать информацию и пересказывать ее. 

К проведению подобных игр можно привлекать технологии. Например, не озвучивать ответы, а записывать их в электронном флипчарте, перетаскивать карточки с вариантами ответа в разные столбцы на интерактивной панели. Те же вопросы для знакомства можно оформить в «колесо выбора» с электронным спиннером. 

Айсбрейкеры позволяют педагогу выяснить настроение класса и определить готовность ребят к работе. «Хотите сегодня на уроке выучить стихотворение?»: кто согласен — отходят к одной стене, кто не согласен — к противоположной, а сомневающиеся остаются посередине. Пусть каждый ученик расскажет, почему принял такое решение. Динамичные задания воспринимаются ребятами на ура. Интерактивный вариант — эмодзи-ассоциации, когда ученики показывают свое отношение к происходящему на уроке одним эмодзи.

Особенно важны айсбрейкеры при дистанционном обучении. Если потратить три-пять минут на вовлечение ребят в онлайне в работу, урок пройдет динамичнее и плодотворнее.

Выбираем с осторожностью

Айсбрейкеров в Сети — тысячи. Кажется, что если использовать по одному на каждом уроке, хватит на долгие годы преподавания. Но именно из-за разнообразия и количества выбирать игры стоит с особой тщательностью. 

Например, часто айсбрейкеры предполагают, что ученик, расскажет о себе что-то необычное. Но для большинства детей — особенно при переходе из начальной школы в среднюю — нет ничего хуже, чем отличаться от остальных. Из страха вызвать смех одноклассников ребенок делится чем-то скучным, но безопасным. Например, говорит: «У меня есть кот», просто чтобы заполнить паузу и передать ход следующему игроку.

Инна Стивенс, тренер-педагог и старший консультант по образованию компании Promethean: 

«Айсбрейкеры в школе надо применять осторожно — на уроках работают далеко не все. Учителям лучше отказаться от однообразных заданий. Например, есть популярная игра, в ходе которой нужно назвать прилагательное, характеризующее ученика и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Это упражнение настолько избитое, что стало неинтересным.

Плохо воспринимаются и псевдопсихологические айсбрейкеры. Допустим, когда один участник пишет на листке какой-то факт о себе, а весь класс пытается понять, кто из одноклассников это написал. Часто это напоминает гадание на картах и никак не помогает сблизиться». 

Полезно применять айсбрейкеры с простыми, открытыми вопросами. Они тактично помогают узнать что-то новое друг о друге, адаптировать новичков в «началке». Например, популярное упражнение «Сделай выбор»: участникам игры предлагается выбрать один из вариантов ответа на вопрос и обосновать его. Вопросы могут быть любые, в зависимости от возраста и интереса детей: 

  • Куда бы ты отправился: в прошлое или будущее? Почему?
  • Что тебе нравится больше: цветок или дерево? Расскажи историю о себе и о цветке/дереве.

Айсбрейкеры, которые не подведут

Существуют игры, которые позволят ученикам вдоволь пообщаться, узнать друг о друге что-то новое и при этом не раскрывать слишком личную информацию. 

Линии и кляксы

Ребятам предлагается либо выстроиться в линию, либо собраться в «кляксу» — небольшую группу — на основе общего признака:

  • Постройтесь в линию в алфавитном порядке по первым буквам имени/фамилии.
  • Выстраивайтесь в очередь по дням рождения с 1 января по 31 декабря.
  • Соберитесь с ребятами, у которых такое же, как и у вас, любимое время года.
  • Соберитесь в три кляксы: те, кто постоянно помогает родителям, кто помогает время от времени и кто не делает этого никогда.

Игра помогает ребятам найти общие черты, подружиться, при этом не нужно специально ничего придумывать. 

Круги доверия

Ученики становятся в два круга: внутренний и внешний лицом друг к другу. Они обсуждают вопросы, переходя по кругу, постоянно формируя новые пары:

  • Ты занимаешься каким-нибудь спортом? Каким?
  • Какой последний фильм ты смотрел? Понравилось?
  • Опиши свой идеальный обед.
  • Что бы ты сделал, если бы выиграл миллион?

Игра дает возможность почувствовать себя в классе среди друзей и единомышленников. Но важно использовать больше открытых вопросов, а не требующих ответа да/нет. 

Этот или тот

Ученики обсуждают темы, где предусмотрен выбор: 

  • Какое животное лучше подходит для дома: собака или кошка?
  • Лучше жить в деревне или в городе?
  • Приятнее заниматься спортом самому или смотреть соревнования по телевизору?
  • Ты бы предпочел путешествовать каждую неделю или вместо этого спать, сколько вздумается? 

Каждый выбирает близкий ему ответ и переходит к стене, где собрались те, кто считает так же. Затем ребята по очереди рассказывают, почему так решили. 

Игра учит аргументированно обосновывать свою точку зрения и создавать сообщества по интересам.

Подписаться на канал Интерактивные технологии

 

Партнерский материал
Учителям Образование
Вам будет интересно: