Мало было учителю проблем, так появился еще и моббинг. Вернее появился термин, а сама суть – травля – была, кажется, всегда. У кого-то лишний вес, кто-то показывает себя всезнайкой, у Кати Петровой родители не очень богатые, а у Саши Веселова точно «не все дома», по мнению одноклассников, потому что он очень замкнутый.
Родители считают, что с этим надо что-то делать учителю. Учителя, совершенно справедливо, замечают, что воспитание – это забота родителей, и в этой задаче школа как институт образования и учитель как его элемент лишь помощники. Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ (проект «РЫБАКОВ Фонда») советовал бы найти отъявленным хулиганам наставника. Человека, который не тащит на себя одеяло ни с родителей, ни с учителей, но попытается докопаться до сути агрессивного поведения подростка-зачинщика и научит давать отпор и психологически защищаться подростку-жертве.
Но мы решили поговорить об этом сейчас. Почему?
Да потому что ситуации с травлей обычно требуют немедленного решения. Вы сами знаете как жестоки дети. Я – точно знаю, проверено на собственной шкуре. Худая, не красавица, отличница – идеальный повод для того чтобы стать жертвой. Возможно, если бы у меня был учитель или наставник, который объяснил как себя вести, или родители, обладающие образованием психолога, все сложилось бы куда лучше. Лично мы с родителями проблему решили просто: поступили в лучшую школу. А до этого… дралась, страдала и дралась.
Также стоит сказать, что моббинг существует не только в горизонтальном плане, то есть между учениками. Он может быть и по отношению учащихся – к учителю, и учителя – к ученику. Кстати, если вы сталкиваетесь именно с такой проблемой, напишите, пожалуйста, комментарий, мы поговорим и на эту тему.
Совершенно естественно, что моббинг приобретает острую форму в подростковый период. В наших и зарубежных школах современности свой отпечаток может также наложить факт наличия детей-иммигрантов в образовательном процессе и проблема социального расслоения.
О детях заботится государство, школа и родители. Только дети не заботятся друг о друге и сами о себе. Каким бы ни было расписание, в любом учебном заведении есть свои внутренние порядки. Олю лучше не трогать – у нее брат в старшем классе, чуть что – даст понять, что сестру лучше не обижать. Мимо Миши лучше вообще не проходить с улыбкой, он решит, что смеешься над ним, и тогда тычок в бок гарантирован. От Кости лучше подальше держаться на химии, так как можно гарантированно получить ожог, если у Кости будет излишне хорошее настроение.
В этом нет ничего нового. Старшие всегда обижали тех, кто помладше, отнимали завтраки, рвали тетради или крали вещи. Основная часть класса часто задевает тех, кто чем-то отличается: в интеллектуальном плане или благодаря своей активности. И, конечно, все зависит от психологического климата в самой школе.
Терминология
Моббинг (от англ. mob — толпа) – это форма психологического насилия в виде противопоставления себя самого другим, имеющим выраженные отличительные признаки во внешности, проявлениях поведения, манере одеваться и способах учения.
Оказывается, что в основе явления лежит насилие, посредством которого один ученик получает (или предполагает получить) превосходство над другим. Через принуждение, через физическое или психологическое давление.
Моббинг бывает рациональным и иррациональным
Рациональное насилие (странно звучит, не правда ли?) – это осмысленное действие, посредством которого ученик собирается получить новый социальный статус или изменить положение среди сверстников.
Например, Сережу Козлова считают недостаточно сильным. И он не находит ничего лучше чем травить тех, кто еще слабее. Ох, этому бы Сереже нашего наставника Игоря из Ивантеевки и тренировки раз в день!
Иррациональный моббинг построен на случайных, неконтролируемых действиях иногда даже самой жертвы. Например, кто-то делает глупую ошибку на физике и произносит неверный ответ вслух с полной уверенностью в своей правоте. В итоге весь класс будет дразнить этого ученика Эйнштейном и просить показать язык.
Причины и формы моббинга
О них мы уже упомянули вскользь несколько раз, но всегда лучше систематизировать. Прежде чем учителю звонить родителям (или родителям – звонить родителям обидчика), лучше разобраться в причинах происходящего у вас в классе. Вдруг виноваты не только дети?
Формы
• издевательства (психологические – бойкот);
• придирки;
• насмешки;
• издевательства (физические – драки);
• шантаж;
• доносы (или ябедничество);
• воровство;
• ложь.
В принципе, сам моббинг попал в фокус психологов в 70-е – 80-е годы прошлого века. И тут нельзя не сказать про гения организационной психологии X. Леймана. Именно он выделил более 45 (!) причин моббинга в школьной среде, часть которых мы публикуем ниже:
• попустительство проявлениям издевательского и недостойного отношения к школьникам, резко отличающимся от других;
• неразвитые эмпатия и сострадание к трудностям адаптации вновь прибывших в класс;
• неадекватные уровень притязаний и достижений лидеров, издевающихся над сверстниками;
• неправильное взаимодействие педагогов с подростками, чаще всего манипулирование;
• плохая психологическая атмосфера в классе, когда преобладает какой-то один из компонентов взаимодействия, чаще всего – эмоциональный, а не гармоничное сочетание интеллектуального, поведенческого и эмоционального компонентов;
• отсутствие контакта с родителями подростков, которые редко посещают школу, не участвуют вместе со школьниками во внешкольных мероприятиях,
• симпатизирование учителя одним школьникам и явное или скрытое игнорирование успехов других;
• субъективизм педагогов.
Дело в том, что причинами психологических и поведенческих отклонений могут быть как сами родители, так и неквалифицированные педагоги. Именно поэтому в судьбе ребенка может появиться такое лицо как «наставник». У него нет допуска к учебной деятельности ребенка и, как следствие, возможность оценивать человека по оценкам (вот такой смысловой повтор). Больше о роли наставника можно будет узнать от педагогов и психологов, которые уже используют данный институт на практике. Ждем вас 13 ноября на GlobalMentori – первой в России международной конференции по наставничеству.
Но что же делать самому учителю?
Естественно, пресекать любые попытки моббинга или издевательств. Но как это сделать?
Иногда хочется просто встать и не очень ласково объяснить хулигану, что обижать Олю – поведение, недостойное сознательного молодого человека. Но как определить риски, а что, если хулиган сам пожалуется родителям? В общем, приходится держать себя в руках, а еще следователь нижеупомянутым пунктам:
• изучайте своих подопечных, отмечая их индивидуальные особенности;
• во время перемен изредка поглядывайте на поведение учеников, а, если в классе уже существуют откровенные проблемы, - следите внимательно, чтобы была возможность вмешаться вовремя;
• правила поведение – ваш помощник. Они равны для всех, и за их исполнением должны следить старосты, дежурные, классный руководитель – в зависимости от того, в какой системе находится ваша школа;
• публично разбирать поведение обидчика, но не делать акцент только на его поведении, обратитесь к тем, кто стоял молча и наблюдал, не предпринимая никаких действий. Равнодушие – очень плохой сигнал;
• в тяжелых случаях обращайтесь или к школьному психологу или в детскую компану милиции. Современным детям идет на пользу рассказ о правах несовершеннолетних, ведь ученик-жертва может подать иск о возмещении ущерба за клевету или о притеснении;
• находитесь в контакте с родителями, сейчас делать это легко с помощью мессенджеров;
• не заводите любимчиков и постарайтесь сами не становиться инициатором моббинга;
• попросите классного руководителя остановиться на теме моббинга во время одного из классных часов. Пусть обойдется без морали и просто покажет фильм «Чучело».
• Если ситуация очень тяжелая, помогите ребенку и родителям перевестись в другую школу.
Моббинг – не просто проблема подросткового периода, а потому и относиться к ней с позиции «вырастет – пройдет», к сожалению, нельзя. Любой моббинг дезадаптивен, а потому влияет на процесс социальной и психологической адаптации подростков.