Погиб Виталий Арнольд

Сегодня в ДТП погиб человек, без которого невозможно представить школьное олимпиадное движение, математик, учитель, просветитель, один из создателей Московского центра непрерывного математического образования Виталий Дмитриевич Арнольд.

Фото "Радио Свобода".

Из интервью Виталия Арнольда Полит. ру (2013 г.):

- Я действительно примерно со старших классов школы интересовался историей собственной семьи. Наверное, в большинстве семей попытка посмотреть на три поколения вглубь приводит к очень нетривиальным фактам из бытовой, политической культуры и истории нашей страны. Получается, все это вопрос знания собственной истории. Я изучал это, по мере сил я стараюсь это знать и кому-то рассказывать. Действительно, мне повезло, потому что со стороны мамы и папы, бабушки и дедушки есть о чем и знать, и рассказывать: совершенно удивительные ситуации, нетривиальные связи и неожиданные вещи. Есть тут громкие имена или нет, это неважно.

Когда я родился, бабушке вздумалось подсчитать количество национальных кровей, которые сошлись в очередном внуке. Кажется, первых двух или трех десятков ей не хватило. Но именно это меня как-то не особенно интересовало, я, может быть, с детства не до конца понимаю, что такое национальность. 

Считается, что Владимир Игоревич Арнольд великий математик, самородок, составляющий славу науки ХХ века. Считается совершенно небезосновательно: великий человек во многих отношениях, не мне об этом говорить.

В какой-то момент, после его ухода, стали писать в Сети о его предках. Про родителей вроде бы все написано в анкетах... Это мои бабушка с дедушкой – его родители. Его отец был математиком и одним из первых докторов педагогических наук в этой стране. Это был человек, который понимал современную ему математику и умел объяснять ее современникам, а ее творцам – почему их не все понимают. Он одно время заведовал кафедрой математики на физфаке МГУ, написал несколько хороших книжек в 30-40-ые годы. Мне о них трудно судить, я пристрастен. Но специалисты говорят, что многие из них не утратили актуальность и по сегодняшний день. Одна из этих книжек – "Теоретическая арифметика", по которой я в свое время готовил задания для школьников, и мне это вполне нравилось. И есть в числе его книг маленькая брошюрка, изданная им за год до ухода, которая называется "Принципы отбора и составления арифметических задач".

Из интервью Виталия Арнольда (2015 г.):

- Про детей, "не способных к математике и информатике", -- тут серьёзно обсуждать смешно... Это "разница в способностях" не на уровне детей, а на уровне учителей и семьи. А про детей -- кого-то зацепит, кого-то не зацепит.

По информатике и по математике люди должны выучиться некоторой технике, и эта техника разная. В математике в некотором смысле она требует внимания и строгости и не прощает ошибок. Один мой замечательный преподаватель (правда, химии в институте), когда ему говорили, что вот задача, мы всё правильно решили, но ошиблись в последнем действии в двух последних знаках дроби -- человек с высоты... (а он был очень невысок ростом) -- он смотрел так сверху вниз на первокурсников, очень самоуверенных, и говорил им: "Да, вы правы, совершенно правы, но котёл-то взорвётся." Говорил он так по осени 1986 года.

Математика не прощает. Решил неправильно задачку --- и всё, всё развалилось. Информатика наука более экспериментальная. Решил неправильно --- и сразу это увидел, и это такой эксперимент... Это другой род деятельности. Про математику как-то очень ярко сказал один наш коллега, что построение математики похоже на карточный домик --- убрал одну карту, и всё сложилось. В информатике не совсем так. Там есть вещи, которые надо знать, но есть пути... Конечно, нет царских путей в геометрии, это все знают. Но информатика в школе проще, чем математика на серьёзном уровне; для сильных детей она проще. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Математика требует работы, она проработана на уровне разных углублений, математика быстрее выходит в науку.

На информатику может переключиться тот, кто по тем или иным причинам решил, что математика -- это не его. Бывает наоборот. Например, школьник сидит за этим компьютером, и я даю ему задачу, которая, конечно, имеет некоторую математическую подоплёку... он выключает компьютер и садится за центральный стол. Я ему: "Ты куда?" -- "Я получил задачку, мне надо подумать..." Это девятиклассник. Я на уроках это рассказываю, до сих пор этому человеку спасибо говорю, это было много лет назад... Это правильно. Люди, которые способны отойти от компьютера, решая задачу по информатике, могут многое...

Обучение информатике требует обучения и технологии. Какой бы ты ни был гениальный, пробелы после запятых надо ставить, иначе текст будет нечитаем. И это сказки про то, что Spellchecker лишит нас возможности знать родной язык... Spellchecker'oм надо ещё уметь пользоваться. И если вместо переводчика автоматическая система перевода используется, и человек забыл прочитать, что он выдаёт за свой перевод, -- это будет очень видно.

Вопросы сетевой этики и антиплагиата, вопросы отличия источника от неисточника и вопрос поиска и т.д. -- всему этому надо учить. И это информатика. И это информатика, которую надо учить не на уроке информатики... а может, и на уроке. И это вопрос весьма дискуссионный, и разные люди разного подхода придерживаются. И опять же её надо по-разному учить, разные уровни -- уровни подготовки, желания, возраста и дальнейшего спроса.

В информатике, в отличие от математики, меньше сформулирован общественный заказ. В математике я готов объяснить сидящему передо мной родителю, что является средним образованием и без чего нельзя давать аттестат зрелости. Что значит, что я готов объяснить? Это не значит, что я такой умный... Но есть некоторое общественное согласие в этой области. Неизвестно, нужно ли человеку уметь брать неопределённые интегралы и решать логарифмические уравнения (неравенства) -- это неизвестно, и тут можно подискутировать. Но если человек не в состоянии прочитать инструкцию на лекарстве и посчитать доли грамма и проценты -- у него могут быть трудности и в кулинарии, и в медицине, и где-нибудь ещё... В информатике -- если человек не умеет делать презентацию, -- есть у него среднее образование или нет? Тут уже не так ясно. Должен ли человек делать своими руками обработку видео? Или грамотно преобразовывать графические форматы из одного в другой и т.д. На эту тему нет общественного согласия. С другой стороны, казалось бы, дети шести, десяти и двенадцати лет общаются с этими кнопочками бодрее, чем их бабушки и дедушки. Может, их и нечему учить и они сами всему научатся? Компьютерные игры как способ обучения --- ещё одна не до конца ясная тема.

Новости образования
Вам будет интересно: