История – пожалуй, одна из самых важных школьных дисциплин, цели которой выходят далеко за пределы школьного образования. О трендах современного образования, роли истории, новых формах и форматах Александр Гулин – учитель истории и обществознания, куратор инновационной деятельности столичной Гимназии №1576, специалист по смешанному обучению и эксперт в вопросах современных технологий образования, участник и организатор международной конференции EdCrunch 2016 («Рыбаков Фонд»).
- Кто он - Учитель? Образ этой профессии претерпел, как мне кажется, много изменений. Наблюдатель, лектор, воспитатель, контролер, наконец, человек, который учит не только отвечать на вопрос "что?", но и "как?", "почему?". Что входит в задачи любого учителя, какова его Роль?
- Про изменение парадигмы образования сейчас разве что не говорит только ленивый. Еще 30 лет назад – учитель, как правило, был единственным источником знания для детей, сейчас любое слово учителя проверяется фразой «Окей, Google!» также и меняется его роль. Он уже больше направляющий, а не проверяющий. Современный учитель должен выходить за рамки своего предмета, ведь окружающая нас жизнь не делится «по урокам». Задача учителя не столько научить каким-то конкретным знаниям, сколько создать возможность для ребенка развиваться по своему собственному маршруту, а для этого как раз и нужен учитель-предметник.
- Основная задача истории как науки и как учебной дисциплины?
- Самый сложный вопрос, не хотелось бы отвечать на него методическими клише… Задача истории как науки – накопление максимально объективных исторических данных, анализ и систематизация этой информации. А вот у учебной дисциплины совершенно иные задачи – формирование навыка критического анализа источников, выстраивание единичных исторических событий в единую систему, направленную на формирование менталитета или культурного кода граждан России.
«Без знания истории невозможно достичь какого-либо прорыва для общества в будущем»
Если ответ на этот запрос со стороны общества не будет решен, мы получим большое количество различных течений, в том числе и экстремистского характера, с которыми государство будет вынуждено бороться.
- Не могу не спросить про три новых линейки учебников по истории. Сама презентовала их от Российского исторического общества, говорила с авторами концепции, перечитала столько негатива (в основном, от людей, которые сами учебники и не видели), но Вы как учитель, что о них думаете? И о необходимости на государственном уровне принимать определенную концепцию?
- СМИ растиражировали «миф о едином учебнике по истории», хотя любой человек, близкий к образованию, знает, что это не так. Профессиональным сообществом был принят Историко-культурный стандарт, куда вошли определенные вехи отечественной истории, которые необходимо было отразить на государственном уровне. Обсуждение было максимально публичное, в том числе и с использованием интернет-комментариев. Спорные моменты освещаются с разных сторон, оставляя за учителем и учеником выбор какую сторону принять. В ИКС (Историко-культурный стандарт) был осуществлен возврат к линейной системе преподавания истории, который был в нашей стране до начала 90-х. Издательства взвешенно подошли к подготовке новых учебников по истории, и на данный момент в федеральный перечень учебников включены учебно-методические комплексы трех издательств: «Просвещение», Дрофа-Вентана Граф» и «Русское слово». Должно пройти еще 3-4 года, чтобы переход на линейную систему состоялся, кстати, в этом вопросе «педалирования или ускорения» на местах не наблюдается. Каждый субъект и школа сами принимают решение, когда и как переходить на новые учебники. Также существенным плюсом данного подхода стало создание электронных форм учебников от издательств. Современный ребенок теперь может существенно облегчить вес своего портфеля. Так что данные изменения я воспринимаю положительно.
- Границы истинности. Понятно, что в рамках школьной программы нельзя осветить все мнения на ту или иную историческую проблему в полном ее охвате. Или можно, просто в определенных пределах?
- Дети очень хорошо чувствуют ложь. Если учитель внутренне не разделяет точку зрения на проблему – дети не будут его слушать, правда тут существует другая опасность, когда учитель с пеной у рта отстаивает свои собственные убеждения в ущерб ученикам. Я стараюсь давать противоположные точки зрения на проблему, чтобы дети учились критическому анализу исторического источника, а если кому-то будет интересно мое личное мнение, выскажу его либо в конце, либо после уроков. Такие противоречия очень удобно использовать для мотивации, оставляя проблему на внеурочную деятельность: проектно-исследовательскую работу или, например, дискуссионный клуб.
- Новые формы и методы проведения урока. Когда-то бывшие новаторскими круглые столы, дискуссии, суды над историческими личностями, сейчас уже таковыми не кажутся. Что приходит и должно прийти им на смену?
- Главным тормозом новых форм является существование классно-урочной системы, с которой нам все равно придется жить еще лет 10 минимум. В своей работе я использую элементы игровых форм, квесты-уроки, где команда должна выполнить несколько заданий, через которые можно достичь определенных педагогических задач. Например, при изучении Блокады Ленинграда я предлагаю детям выйти к доске и отрезать положенные иждивенцу 125 граммов хлеба, после чего произвожу взвешивание с помощью весов из кабинета физики. Такой опыт намного лучше запомнится, чем запись этой информации на доске или в тетради. При изучении Первой мировой войны, дети пытаются расшифровать место газовой атаки с помощью азбуки Морзе, рассчитать дальность артиллерийского обстрела и скорость распространения горчичного газа. В этих примерах, помимо истории, включаются элементы других предметов: языка, геометрии, географии, химии, физики, именно таким и должно стать обучение в будущем надпредметное, межпредметное, метапредметное.
- E-learning. Образование и Интернет - продуктивный бутерброд, как сделать так, чтобы он не падал маслом вниз?
- 50 лет назад было даже постановление министерства о запрете шариковых ручек, методически обосновывалось использование только перьевой ручки. Мы не будем повторять те же ошибки и просто примем e-learning за данность и требование времени. Учителя, кстати не только в России, – это самая консервативная группа в обществе. На нас очень большая ответственность, если новый гаджет можно переделать, то с детьми у нас есть только один шанс, который нельзя потерять. На ближайшие 5-10 лет комбинирование традиционных методов и ИКТ можно «помирить» с помощью смешанного обучения, когда часть тем изучается с помощью интернет-технологий. Конечно, ошибок тут избежать не получится, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Учителя должны понять сами, что информационные возможности Интернета никогда не заменят их у доски, но помогут сэкономить время детям и повысят их успешность, кстати, здесь я совсем не говорю про ЕГЭ.
- Связанный с предыдущим вопрос, что Вам видится приоритетом в историческом образовании? До сих пор бытует довольно устойчивый (видимо, из-за негативного опыта уроков истории в школе) стереотип, что история - это даты, даты и еще раз даты... Но ведь суть совсем не в этом?
- Повторю сказанное выше: история это не даты, это единая система представлений человека о прошлом, умение критически анализировать любую информацию, получаемую из внешних источников. Приоритетом будет изучение микро истории, или истории повседневности. Для современных детей Великая Отечественная война является чем-то вроде Отечественной войны 1812 года – было давно, да и никто уже ничего не помнит, а теперь представьте, как эмоционально изменится отношение подростка, когда, изучая историю своей семьи, он узнает, что его прадедушка получил несколько медалей и орденов и совершил героический подвиг. Кстати, ошеломляющий успех «Бессмертного полка» подтверждает мое предположение.
- Что посоветуете молодым коллегам - учителям? To do list из 3-5 пунктов.
На протяжении долгого времени я занимался поддержкой молодых педагогов, был председателем совета молодых педагогов Южного административного округа, поэтому проблему знаю изнутри.
1. Еще до окончания ВУЗа устроиться в школу. Я пришел работать в школу в 20 лет, вел кружок и вникал во все сложности образовательного процесса.
2. Не бояться выходить за рамки методичек, учебников и ориентироваться на интересы детей.
3. Ни в коем случае не уходить из школы в первый год работы. Можно разочароваться в профессии через 3-5 лет, а чтобы понять, что это не «ваше» смотри пункт 1.
4. Поддерживать горизонтальные связи с другими молодыми учителями (группы в социальных сетях, различные предметные ассоциации и т.д.)
5. Помнить, что существует колоссальная демографическая яма: очень много учителей после 45 лет и только 20-25% до 30 лет, через 5-10 лет образование столкнется с кризисом управленцев, где Ваши молодые идеи и помогут вывести систему на новый уровень.