О смысле образования и смыслах в образовании

Фото depositphotos

Когда ученик начинает утверждать, что ему не нужен такой-то учебный предмет, то в нём говорит не только недовольство своими результатами, не только раздражение от надоевших методов обучения, не только негативный настрой к учителю. В нём говорит присущая именно человеку потребность в осознании смысла — то есть значимости ожидаемого или навязываемого результата деятельности. Воображаемый результат соотносится с потребностями и ценностными ориентациями конкретного человека. Если ученики задаются вопросами смысла учения и образования вообще, то нам, как говорят, сам бог велел. 

Смыслов образования может быть много и не обязательно высоких. Для ученика, к примеру, смысл может быть лишь в том, чтобы просто не выпасть из социальной жизни, встречаться и общаться со сверстниками, а на образовательные результаты он плевать хотел. Для некоего родителя значимость школьного образования заключается лишь в том, чтобы ребёнок не путался под ногами и не мешал личной жизни. Для учителя смысл вполне может заключаться в формальной отработке учебного времени ради зарплаты. Для министра значимым результатом образования может быть «получение квалифицированного потребителя»...

Так начинается история про Лебедя, Рака и Щуку. Должен быть какой-то связующий смысл (значимость), иначе рассчитывать на приемлемые результаты не приходится.

В древнейшие времена появление специальной практики обучения молодого поколения было связано с крайней необходимостью выращивания таких членов племени, которые были бы способны обеспечить выживание конкретного сообщества. Коронавирусная пандемия, грядущие экономические, экологические и прочие катаклизмы показывают нам, что мы не можем игнорировать этот витальный смысл. Образование (как общественная практика) должно обеспечить в каждом поколении появление как можно большего числа членов общества со следующими качествами:

1. Здоровых физически и психически.
2. Ценящих своё сообщество, стремящихся честно работать на него.
3. Способных распознавать не умозрительные, а реальные проблемы и решать их.
4. Способных кооперироваться с разными людьми ради сохранения сообщества и решения его проблем, проявлять солидарность, несмотря на разность социального положения и взглядов.


А сейчас оно обеспечивает по всем пунктам? Можем ли мы говорить об эффективности этой сферы деятельности, если большинство ответов — отрицательные?

Наше образование слишком идеологизированно. А что такое идеологии? Это неизбежные и постоянные рысканья, шараханья в общественной жизни. Образование должно идти по некому срединному, экзистенциальному пути.

Полезет ли человек на высоченную пальму, чтобы добыть кокосовый орех?
Наверное, если пропадает с голоду. Тогда он может пренебречь опасностью падения и смерти, даже не задумываться о соотношении затраченной на подъём энергии и той, которую он получит от поедания ореха. Наверное, какой-нибудь безумец полезет ради испытания нового вкуса...
Но, если тут внизу есть разные фрукты, нет проблем с пищей, то разумный человек сразу откажется от такой авантюры.

 

К чему это я? А к тому, что перецеливать, заноситься ввысь с предполагаемым результатом — опасно. Если сверху задаётся недостижимый идеал, то у осознающих это исполнителей опускаются руки, и каждый начинает подыскивать свой собственный смысл деятельности. Не так ли произошло и с советским образованием? Поставленный идеал — производить гармонично развитую личность с коммунистическим мировоззрением вошёл в противоречие с реальностью. А откуда бы вдруг взялись в лихие 90-е безжалостные бандиты, хамовитые «новые русские», «граждане», готовые предать Родину за три (даже не за тридцать) серебряника?

Не то ли мы видим и сейчас? Неолиберальный идеал: индивидуальность, абсолютно свободная, творческая, спонтанная, независимая... И тут возникают вопросы. А есть ли технологии воспитания всех этих замечательных качеств, не поощряя при этом эгоцентризм конкретного человека? И будет ли устойчивым общество сплошь состоящее из пусть даже талантливых эгоцентриков?

Другой вопрос: а кто-нибудь считал, сколько реально может стоить система образования, нацеленная на такой результат? Или может «оптимизация», сливающая отдельные образовательные учреждения в громадные комплексы, увеличивающая число учащихся в классах, помещающая совершенно больных детей в массовую школу, направлена на это?

Все эти идеи воспитания индивидуальности возникли в западных университетах, с которыми мы и близко не можем сравниться по материальной и кадровой обеспеченности. Ну, и, если вспомнить идеи российской философии и психологии о том, что личность, в общем-то, в основном «выделывается» сама, то во многих красивых бихевиористских теориях (нажми кнопку — получишь результат) можно и посомневаться... 

«Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной», — очень верные слова американского поэта Эмерсона.

Учителям Политика
Вам будет интересно:

Комментарии (21)

  1. Александр Городинский 22 Декабря, 2020, 21:18

    Смысл образования: в Формировании Самодостаточной(!) и Гуманной(!) личности. Все другие смыслы - или ущербны, или антипедагогичны (получилось категорично только из-за краткости изложения).

    На сайте: 14 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Colorado, США

  2. Александр Марков 24 Декабря, 2020, 16:33

    "Не так ли произошло и с советским образованием? Поставленный идеал — производить гармонично развитую личность с коммунистическим мировоззрением вошёл в противоречие с реальностью"

    Как раз наоборот. Низведение коммунизма до потребительского рая, где каждый будет иметь все мыслимые и немыслимые блага, доступные на земле. Назначение точной даты его наступления Н. Хрущевым, стало началом конца. Построение коммунизма было пусть и утопической, но целью, в достижение которой каждый вносил свою посильную лепту. Целью, на приближение которой работали очень многие, целью, которая придавала смысл жизни нескольким поколениям. Маленькая личная цель была частью общей. Маленький человек был маленьким, но важным, винтиком единого механизма движения к этой цели. Нынешнее российское общество, да и практически все западное, неспособно предложить ничего подобного. Это одна из главных проблем современного образования. Оно бесцельно и беспощадно в бесцельной растрате человеческого времени и сил. Чтоб зарабатывать деньги, жить безбедно, но при этом абсолютно бессмысленно, вовсе не обязательно иметь образование, даже среднего. Человек-винтик не перестал быть таковым, только теперь от него вообще ничего не зависит. Таких как он в базарный день по 3 рубля за 100 штук и никому не надо. Его маленькая жизнь ничего не стоит и никому особо не нужна.

    "Смысл образования: в Формировании Самодостаточной(!) и Гуманной(!) личности"

    А в чем смысл жизни такой личности?

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Пензенская область, Россия

  3. Вадим Монахов 24 Декабря, 2020, 18:09

    Согласен с Александром Бушуевым в том, с чего он начал: "Образование (как общественная практика) должно обеспечить в каждом поколении появление как можно большего числа членов общества со следующими качествами:
    1. Здоровых физически и психически.
    2. Ценящих своё сообщество, стремящихся честно работать на него.
    3. Способных распознавать не умозрительные, а реальные проблемы и решать их.
    4. Способных кооперироваться с разными людьми ради сохранения сообщества и решения его проблем, проявлять солидарность, несмотря на разность социального положения и взглядов."

    - Но этого мало. Это общество, не нацеленное на развитие. Более того, это идеал феодального общества, прекрасной моделью которого является, например, армия. Посмотрите на эти четыре пункта с точки зрения кадрового военного - всё в точку.
    И я полностью согласен с комментарием Александра Маркова. Идеалы коммунизма были утопичны - но они ставили правильную цель. Воспитание гармонично развитой личности, человека-творца, делающего окружающий мир лучше. Творчество (настоящее) невозможно без свободной личности, а делать мир лучше - это и есть гуманизм. И это даже более широко, чем гуманизм - делать лучше не только людям, но и животным, природе. Дружить с инопланетянами, если они объявятся - а не воевать, к чему методично приучал Запад.

    Имеются оперативные действия, есть тактика и есть стратегия. Их не надо путать. Без постановки стратегических задач общество будет двигаться в неверном направлении. Стратегическое направление образования в СССР было выбрано верно. Но, увы, на неверном экономическом фундаменте - отказе от товарно-денежных отношений. Из-за чего СССР в итоге и распался. Так что сейчас те самые бывшие "коммунисты"-карьеристы и их дети строят общество победившего полуфеодального капитализма. Ну, что поделаешь, Михаил Задорнов в своё время очень точно подметил, что "каждый народ заслуживает того правительства, которое его имеет".
    Россия до сих пор держится только благодаря тому, что в ней власть имущие не добили из советской системы здравоохранения, образования, науки... Созданных исходя из стратегических задач, стоявших перед обществом. Рынок в принципе не может регулировать процессы, относящиеся к стратегическим задачам. В этой области "невидимая рука рынка" может привести только к краху. Построение рыночной экономики в качестве основы развития общества необходимо, но не может быть стратегической целью. Это промежуточная тактическая задача. И соответствующие процессы необходимо ограничивать в рамках правильной стратегической цели - как это сделал Китай. А вот в постбрежневском СССР стратегическую цель подменили идеей личного обогащения верхушки КПСС и ВЛКСМ. Из-за чего сейчас "младший брат" СССР Китай - экономика №1 мира, а Россия вошла в список слаборазвитых стран третьего мира, экспортирующих сырьё и импортирующих технологичную продукцию.

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  4. Мария Семенова 24 Декабря, 2020, 18:22

    НЕТ СЛОВ

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

    Регион проживания: —

  5. Александр Бушуев 24 Декабря, 2020, 18:29

    "Смысл образования: в Формировании Самодостаточной(!) и Гуманной(!) личности".
    Т.е. мы скажем ученику: "Формируй из себя самодостаточную и гуманную личность!" Ученик начнёт заниматься САМОвоспитанием, САМОразвитием, т.е. найдёт смысл в совершенствовании только себя любимого, замкнётся на себе - вот вам уже готовый эгоцентрик. Смысл не изобретается, он постигается как вызов Жизни, вызов времени, в которое ты угодил при рождении... Смысл - это то, что должен делать для людей и вместе с людьми, и не можешь не делать. Ну и наша вечная "самонедостаточность" как раз и заставляет нас "выделываться в личность".

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Свердловская область, Россия

  6. Александр Бушуев 24 Декабря, 2020, 18:48

    "Построение коммунизма было пусть и утопической, но целью, в достижение которой каждый вносил свою посильную лепту".
    Вовсе не хочу оспаривать потенциал коммунистических идей. Освободить людей от экономического гнёта, добиться максимальной справедливости, дать возможности для образования и развития талантов - эти идеи актуальны и сейчас. "Только твоё и моё сокровенное дело, чтобы Земля с человечеством вечно летела", - Ю. Мориц. Но, во-первых, далеко не КАЖДЫЙ человек в современных условиях готов понять, принять, участвовать в продвижении этих идеалов; были бы готовы - никакой Хрущов их с пути не сбил бы. Во-вторых, мы ведь говорим об идеальном результате работы системы образования. Воспитать гармоничную личность с абсолютной коммунистической нравственностью в тех условиях, с реальными и далеко не идеальными людьми, во враждебном окружении (пытались изолироваться - глушили зарубежные радиостанции), с тем уровнем развития гуманитарных наук (Историю КПСС, политэкономию и прочую схоластику - помните?)...

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Свердловская область, Россия

  7. Александр Бушуев 24 Декабря, 2020, 19:05

    "Имеются оперативные действия, есть тактика и есть стратегия. Их не надо путать".
    Не помню какой полководец сказал, что большинство поражений в битвах происходят из-за неверной стратегии. Я это к тому, что у нас уже есть опыт занестись в стратегические выси построения коммунизма здесь и сейчас. Нельзя перепрыгивать пропасть в 2 прыжка, слишком широко шагать - штаны разрываются. Нужно быть очень честным в оценке реальности и очень осторожным в оценке перспектив. Может нам стать абсолютными "гражданами мира" прямо сейчас? А давайте откажемся от армии! И дружелюбные народы придут к нам и по братски нас обнимут... и кое-что отнимут. А если без шуток, то я говорю о том, что сначала надо решить витальные задачи, построить некий фундамент прежде чем возводить красивые купола, сверкающие на весь мир ради чьих-то амбиций.

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Свердловская область, Россия

  8. Вадим Монахов 24 Декабря, 2020, 20:46

    Александр,
    >А если без шуток, то я говорю о том, что сначала надо решить витальные задачи, построить некий фундамент
    - так и я о том же. Фундамент - экономика. Конечно, никакие благие намерения и высокие цели не заменят еду, жильё, одежду. Но если высокие стратегические цели заменить на еду, жильё, одежду ( и как верх желаний феррари и ламборджини, драгоценности, виллы, яхты) в качестве целей - получаем общество сытых одетых животных.
    Наивысшее достижение СССР было в построении передовых систем массового образования и здравоохранения. Проблема СССР была в неправильном экономическом фундаменте.

    С мифами о том, что в советской системе образования всё было неправильно, и что "хорошую систему образования России держать накладно, надо жить по средствам и потому мы можем иметь только плохую систему образования, смотря снизу вверх на США и Европу" - это, пожалуйста, к Грефу. К прошлому Новому Году Путин отнял у системы образования "лишние" 9 миллиардов рублей и передал их в качестве новогодних бонусов промывающим мозги граждан телеканалам и помогающим им в этом силовикам. А в этом году денег у властей завались: 1 января по 1 декабря 2020 года Фонд национального благосостояния России увеличился с 7,77 трлн руб. до 13,46 трлн руб., или со $125,6 млрд до $177,4 млрд и с 6,8% до 11,8% ВВП. При этом по итогам 2019 года ликвидная часть составляла 79,3%, а в конце 2020-го – только 60,7%. Что случилось с разницей почти в 3 триллиона?
    https://newizv.ru/article/general/24-12-2020/zagadka-goda-ekonomika-strany-padaet-a-fond-natsionalnogo-blagosostoyaniya-rastet
    В общем, "денег нет, но вы держитесь!" Так что проблема в целеполагании. Дэн Сяопин ставил для страны стратегическую цель - и руководство Китая с этой целью справилось. А вот руководство нашей страны занималось приобретением феррари и ламборджини, драгоценностей, вилл, яхт и т.п.

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  9. Александр Марков 24 Декабря, 2020, 22:56

    "Но если высокие стратегические цели заменить на еду, жильё, одежду ( и как верх желаний феррари и ламборджини, драгоценности, виллы, яхты) в качестве целей - получаем общество сытых одетых животных"

    Что и приходится наблюдать в реальности.

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Пензенская область, Россия

  10. Юрий Куликов 25 Декабря, 2020, 6:34

    А может это совсем не плохо, когда все сыты и одеты. Когда у всех есть хорошо оплачиваемая работа (иначе откуда сытость и одетость), Когда у всех (я подчёркиваю - у всех) удобное жильё и комфортная окружающая среда (ифраструктура ,экология). При всём при этом наверняка уже побеждена преступность.
    Все сыты, одеты, хорошо живут. Уже исчезла зависть, а с ней и подлость.
    А кто считает, что сытый и одетый не может творить. Творить, созидать, строить. И всё это для людей, а значит и для себя.
    У всех есть смысл жизни, а при этом и о смысле образования специально задумываться не придётся.
    Смысл образования напрямую живёт в смысле жизни - это неразделимо.

    Ну как то вот так. Хотя вариантов множество.

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Руководитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Владимирская область, Россия

  11. Александр Бушуев 25 Декабря, 2020, 9:18

    "Смысл образования напрямую живёт в смысле жизни - это неразделимо".
    Это верно. Смысло образования для конкретного человека - это субъективная оценка значимости предполагаемого рузультата образовани к его ценностям и потребностям. Человек с довлеющими витальными потребностями и человек с развитыми духовными потребностями видят разный смысл (значимость) предлагаемого результата образования. Поэтому образование должно быть ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО, т.е. "работать" с разными жизненными смыслами, а не концентрироваться на каком-то одном, особенно резко однозначном = идеологичном.

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Свердловская область, Россия

  12. Александр Марков 25 Декабря, 2020, 9:26

    "Все сыты, одеты, хорошо живут. Уже исчезла зависть, а с ней и подлость.
    А кто считает, что сытый и одетый не может творить. Творить, созидать, строить. И всё это для людей, а значит и для себя."

    А Вы и впрямь считаете, что зависть и подлость связаны с материальным благополучием????

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Пензенская область, Россия

  13. Александр Бушуев 25 Декабря, 2020, 9:40


    "С мифами о том, что в советской системе образования всё было неправильно, и что "хорошую систему образования России держать накладно, надо жить по средствам и потому мы можем иметь только плохую систему образования, смотря снизу вверх на США и Европу" - это, пожалуйста, к Грефу".
    Но то, что советское образование идеальное - тоже миф. Оно было разным за 70 советских лет. Образованию придётся жить по средствам, не может же страна, допустим, лишить старых людей пенсии ради рывка в образовании (о всяких дурных тратах государства надо говорить отдельно). А когда экономика страны не особенно эффективна (с т.зр. производительности труда), то надо быть очень осторожными с разного рода "стратегическими" рывками. Китай пережил культурную революцию = бунт молодёжи и сделал из этого выводы. Не могу судить о том насколько проникнуты рядовые китайцы стратегтей партии, но ясно, что идеи, смыслы образования должны как-то сопрягаться с чаяниями и смыслами людей, а не только группы идеологизированных реформаторов.

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Свердловская область, Россия

  14. Александр Марков 27 Декабря, 2020, 2:26

    "Но то, что советское образование идеальное - тоже миф. Оно было разным за 70 советских лет. Образованию придётся жить по средствам...."

    Оно было своевременным и соответствующим месту и времени. Цели, которые перед ним ставились, были с разной степенью успешности, но достижимы имеющимися в его распоряжении методами и средствами. Нынешняя система образования - забюрократизированный монстр рожающий в муках мышь - малообразованное, без какой-либо цели, кроме стремления к удовольствию, безграничному потреблению, преисполненное мыслью о собственной вселенской значимости поколение, не готовое трудиться не только на благо страны, но и даже на себя. При уровне безработицы в 6,5 процентов всерьез обсуждается вопрос о том, что без трудовых мигрантов из ближнего зарубежья многие нац. проекты не могут быть выполнены. Пандемия вскрыла кадровую катастрофу в медицине. В городе с почти 600-тысячным населением всего два иммунолога. И это при том, что за последние 30 лет ни один из близлежащих медицинских ВУЗов не испытывал проблем с набором на бюджет. Где все эти выпускники, отучившиеся за государственные деньги???? Московский пед. на полном серьезе проводит среди студентов конкур "Я профессионал". Победитель - второкурсник. Какой он к черту профессионал!!! Ситуация с учителями в провинциальнах школах та же, что и с врачами. Огромные толпы выпускников профильных ВУЗов будто растворяются как только получают диплом, свято уверенные в том, что они никому и ничего не должны, ничем не обязаны тому государству, на деньги которого они учились все эти годы. Такое разве можно было себе представить в советское время? Так что советская система образования имела преде нынешнеей одно неоспоримое преимущество - смысл и цель своего существования, которое понимали все.

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Пензенская область, Россия

  15. Александр Бушуев 27 Декабря, 2020, 15:28

    "Ситуация с учителями в провинциальнах школах та же, что и с врачами. Огромные толпы выпускников профильных ВУЗов будто растворяются как только получают диплом, свято уверенные в том, что они никому и ничего не должны, ничем не обязаны тому государству, на деньги которого они учились все эти годы. Такое разве можно было себе представить в советское время? Так что советская система образования имела преде нынешнеей одно неоспоримое преимущество - смысл и цель своего существования, которое понимали все".
    -Трудно не согласиться с такой оценкой современного образования в России. Эффектиность высшего образования - это вообще отдельная тема. Если с формализмом на школьной ступени как-то можно отчасти примириться (списывание, ГДЗ, завышение оценок - из-за чудовищной перегрузки), то наличие формализма в ВУЗах - это преступление. Не могу лишь согласиться с последним тезисом, что смысл и цель существования советского образования понимали ВСЕ. Не все понимали и, главное, не все разделяли. Хотя доля педагогов, "понимающих и разделяющих", тогда была неизмеримо выше, чем сейчас. А учителя, как говорил Шаталов, - это пар в локомотиве народного образования!

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Свердловская область, Россия