Новая аттестация учителя или учительский ЕГЭ

В газете «Санкт-Петербургские ведомости» сегодня опубликован материал Самуила Шурухта «Они нам за все ответят», посвященный теме новой модели аттестации российских учителей.

Пока нет никаких официальных документов, описывающих процедуру новой аттестации педагогов. Но чиновники, приближенные к министерству образования, иногда проговариваются. Например, распространилась информация о том, что во время новой аттестации учителю нужно будет пройти три этапа экзамена.

Первый этап – «эссе, позволяющее сделать вывод об общем кругозоре учителя и его педагогической компетентности».

Автор статьи пишет: «Тут возражений нет, но опыт показывает, что эссе трудно обрабатывать. Поэтому обсуждается и вариант создания контрольно-измерительного материала, КИМа. Натурально, как в ЕГЭ. Видимо, учитель должен будет ответить на ряд вопросов на общую и педагогическую эрудицию.

А вот тут - подводные камни. Помните, как в стародавние времена для поездки на отдых в Болгарию надо было ответить компетентной комиссии, кто является руководителем коммунистической партии в Буркина-Фасо? Так и сегодня: кто будет решать, какими знаниями должен обладать учитель? Что если мнение этих товарищей не будет совпадать с суровой реальностью?»

Второй этап аттестации – оценка урока, проведенного учителем. Педагог должен будет предоставить в аттестационную комиссию видеозапись своего урока для проведения анализа и оценки.

Шурухт констатирует: «А тут уже две проблемки.

Одна - чисто техническая: на телефон, по-любительски, урок не снимешь, нужен профессиональный оператор, чтобы понимал смысл учебной деятельности, вовремя снимал крупные планы или, наоборот, общий вид класса. Где и на какие средства этих операторов набрать?

Второе препятствие - юридическое. Если снимаем крупный план, нужно разрешение от каждого родителя. Не уверен, что все родители радостно дадут добро на то, чтобы их детей снимали на видео, которое будет отправлено в общественное пространство и, возможно, разойдется по всяким ресурсам с хэштегом «ржу не могу».

Третий этап – экзамен по преподаваемому предмету, аналог ЕГЭ для выпускников.

Автор отмечает: «И в этом самая большая, опять же, юридическая закавыка. Много лет тому назад при обмене водительских прав МВД возжелало напрячь водителей на сдачу экзаменов по теории и вождению. А водители возьми и подай в суд. В советский, самый гуманный. Суд и разъяснил, что водительские права есть документ о получении специальности, которая дается раз и навсегда, а потому при обмене документов подтверждать наличие специальности не надо.

Учитель - тоже специальность. А если так и если он имеет подтверждающий документ, для чего огород городить?»

Представители Рособрнадзора утверждают, что «при недостаточных показателях от учителей никто сразу избавляться не будет и наказывать тоже. Цель такого новшества - квалификационный рост слабых педагогов».

Но тогда почему учителя, ознакомившись с моделью новой аттестации, чувствуют себя оскорбленными?

Аналитика