Это отредактированная версия лекции для Reading Agency, прочитанной Нилом Гейманом 14 октября 2013 года в зале Барбикан, в Лондоне. Ежегодные лекции Reading Agency проводятся с 2012-го года и предоставляют ведущим писателям и мыслителям платформу для обмена оригинальными и смелыми идеями о чтении и библиотеках.
Фото http://ru.tardis.wikia.com
Однажды в Нью-Йорке я слушал выступление, посвящённое строительству частных тюрем – бурно развивающейся в Америке индустрии. Этой индустрии необходимо планировать своё будущее: как много камер будет нужно? Сколько будет заключённых через 15 лет? Они обнаружили, что могут с легкостью определить эту цифру, используя простой алгоритм, основанный на данных о том, какой процент детей в возрасте 10-11 лет не умеет читать. И эти дети разумеется не читают в своё удовольствие.
Соотношение, конечно, не один к одному: нельзя сказать, что в грамотном обществе нет преступников. Но здесь безусловно есть взаимосвязь. И эта взаимосвязь проявляется в одном простом факте: грамотные люди читают художественную литературу.
Художественная литература полезна в двух аспектах. Во-первых, это «стартовый наркотик» для чтения. Желание узнать, что будет дальше, на следующей странице, желание продолжать, даже если это трудно. Потому что кто-то в беде и тебе необходимо знать, чем всё закончится... это очень сильное желание. И оно заставляет тебя узнавать новые слова, порождает новые мысли, заставляет двигаться дальше. Обнаружить, что чтение само по себе приносить удовольствие. Как только ты это поймёшь, ты сможешь прочесть всё что угодно. Чтение – это ключ. Пару лет назад, много говорили о том, что мы живем во времена пост-грамотности и способность понимать написанное слово станет бесполезна, но эти разговоры быстро прекратились. Слова важны как никогда. Мы ориентируемся в мире, используя слова — и с тех пор как мир стал уходить в сеть, мы следуем за ним — чтобы общаться и понимать прочитанное нами. Люди, которые не понимают друг друга не могут обмениваться идеями, не могут общаться, а возможности программ перевода весьма ограничены.
Самый простой способ вырастить грамотных детей – научить их читать и показать, что процесс чтения может приносить удовольствие. А это значит, как минимум, найти книги, которые им нравятся, обеспечить им доступ к этим книгам и дать им возможность читать.
Я не думаю, что существует такая вещь как плохая книга для детей. Время от времени среди взрослых становится популярным указывать на какую-либо разновидность книг для детей, на какой-либо жанр или автора и объявлять эти книги плохими и заявлять, что нужно уберечь детей от этих книг. Я видел, как это происходит снова и снова: Энид Блайтон была объявлена «плохим» автором, также как Р. Л. Стайн и десятки других. Считалось, что комиксы воспитывают безграмотность.
Это вздор. Это снобизм и глупость. Среди авторов, которых дети находят и читают, нет плохих авторов, потому что все дети разные. Они ищут истории, которые им нужны, и они приносят частичку самих себя в эти истории.
Банальная и избитая идея не выглядит такой для детей. Ребёнок сталкивается с ней впервые. Не отбивайте у детей желание читать из-за опасений, что они читают не те книги. Книги, которые вам не нравятся могут проложить дорогу к тем, которые вы одобрите. Не у всех вкус совпадает с вашим.
Взрослые, исходя из лучших побуждений, могут с лёгкостью уничтожить любовь детей к чтению, запретив им читать то, что им нравится или предложив им «подобающие», но скучные книги – современный эквивалент викторианской «нравоучительной» литературы. В результате вы получите поколение, убежденное, что чтение скучное занятие или того хуже занятие неприятное.
Нам нужно, чтобы наши дети поднимались по читательской лестнице. Всё, что они читают позволит им подняться, ступенька за ступенькой, к грамотности. (И ещё, не делайте то, что сделал я, когда моя 11-летняя дочь увлекалась Р. Л. Стайном. Я принёс ей копию «Кэрри» Стивена Кинга и сказал: «Если тебе нравятся эти книги, то от этой ты будешь просто в восторге!» После этого Холли не читала ничего, кроме благоразумных историй о поселенцах в прериях до самого конца своего детства. Она до сих пор бросает на меня недовольные взгляды при упоминании Стивена Кинга).
Во-вторых, художественная литература учит сопереживанию. Когда ты смотришь телепрограмму или фильм, ты смотришь, как что-то происходит с другими людьми. Проза построена из 33 букв и пригоршни знаков пунктуации, и ты — только ты — используя своё воображение, создаёшь мир, населяешь его и смотришь на него глазами других. У тебя появляется возможность испытывать разные чувства, видеть разные, доселе неизвестные миры. Ты узнаешь, что все, кто живёт в этих мирах такие же личности, как и ты. Побыв кем-то другим, ты вернёшься в свой мир совсем другим.
Сопереживание объединяет нас и позволяет стать чем-то большим, чем просто группа самовлюблённых индивидов.
Ты также понимаешь нечто очень важное для успеха в жизни.
Мир не должен быть таким, каков он сейчас. Всё может быть иначе.
В 2007 году я побывал в Китае на первой в истории, одобренной партией конвенции, посвящённой научной фантастике и фэнтези. Я отвёл одного из организаторов в сторону и спросил: «Почему сейчас? На протяжении долгого времени научную фантастику в Китае не одобряли. Что изменилось?»
Он ответил, что всё просто. Китайцы преуспевают в производстве вещей, если у них есть готовые планы. Но они не придумывают ничего нового, ничего не изобретают. Они не используют воображение. Поэтому они решили отправить делегацию в США. В Apple, Microsoft, Google и попросили изобретателей рассказать о себе. Они выяснили, что все изобретатели в детстве читали научную фантастику.
Художественная литература может показать вам новые мир. Привести туда, где вы никогда не бывали. Когда вы побываете в других мирах, вы уже никогда не будете полностью удовлетворены миром, в котором вы живёте.
Недовольство может весьма полезно, недовольные люди меняют, совершенствуют свой мир, делают его лучше, делают его другим.
Ещё один способ уничтожить любовь детей к чтению – убедиться, что поблизости нет вообще никаких книг и места для чтения.
Библиотеки дают свободу. Свободу читать, свободу мысли, свободу общения. Они предоставляют образование (и это не тот процесс, который заканчивается на следующий день после окончания школы или университета), развлечение, создают безопасное пространство и обеспечивают доступ к информации.
Меня беспокоит, что в XXI веке люди не понимают, что такое библиотеки и для чего они нужны. Если считать библиотеки просто хранилищами для книг, то они могут показаться устаревшими в мире, где многие — но не все — книги существуют в цифровом формате. Но такой подход означает, что вы упустили суть.
Я думаю, что это связано с природой информации. Информация имеет ценность, а правильная информация имеет огромную ценность. На протяжении всей человеческой истории мы жили в условиях нехватки информации и владение необходимой информацией всегда было важно и всегда ценилось: когда сеять, где найти необходимое, карты, истории. В обмен на такую информацию всегда можно было получить еду и ночлег. Информация имела ценность и те, кто ей владел или знал, как её добыть могли на этом заработать.
В последние несколько лет мы перешли от экономики нехватки информации к экономике, движимой избытком информации. По словам Эрика Шмита, из компании Google, каждые два дня человечество создает информации больше, чем мы создали с зарождения цивилизации до 2003-го года. Это около пяти эксабайт данных в день, для тех из вас, кто ведёт счёт. И теперь задача не найти редкий цветок в пустыне, а найти нужный цветок в джунглях.
Нам понадобится помощь в том, чтобы сориентироваться во всей этой информации и найти именно то, что нам нужно.
Люди приходят в библиотеки в поисках информации. Книги – только верхушка айсберга и библиотеки могут обеспечить к ним свободный доступ. Дети берут книги в библиотеках чаще и в больших количествах, чем, когда бы то ни было, книги в любых форматах: обычном, цифровом или аудио. Но библиотеки также, к примеру, предоставляют людям, у которых нет компьютера и доступа в интернет, возможность войти в сеть совершенно бесплатно и это очень важно в мире где информация о вакансиях, возможность получить работу, подать заявление на получение льгот всё больше переходит онлайн. Библиотекари могут помочь людям сориентироваться в этом мире.
В мире текстовых сообщений и электронной почты, в мире текстовой информации грамотность важна как никогда. Нам нужно читать и писать, нам нужны «граждане мира», которые могут читать с лёгкостью, понимать, что они читают, улавливать нюансы и выражать свои мысли понятным для других образом.
Библиотеки – двери в будущее. К сожалению, сегодня по всему миру мы наблюдаем, как власти закрывают библиотеки для экономии бюджетных средств, не понимая, что они крадут у будущего, чтобы расплатиться за настоящее.
Они закрывают двери, которые должны быть открыты.
С помощью книг мы общаемся с мёртвыми. Мы учимся у тех, кого с нами уже нет, также как человечество развивается, прогрессирует, постепенно увеличивает свои знания вместо того, чтобы открывать одно и то же снова и снова.
Есть истории, которые старше большинства государств, сказания, пережившие культуры, породившие их и здания, в которых они были рассказаны впервые.
Я думаю, у нас есть обязательства перед будущим. Обязательства и долг перед детьми, перед взрослыми, которыми эти дети станут, перед миром, в котором они будут жить. У всех нас: читателей, писателей, граждан –есть обязательства. Я думаю, стоит перечислить некоторые из них.
Я верю, что у нас есть обязательство читать в своё удовольствие дома и в общественных местах. Если мы читаем для удовольствия, если другие люди видят, как мы читаем, то мы учимся, мы используем воображение. Мы показываем другим, что чтение – это хорошо.
Мы обязаны поддерживать библиотеки. Использовать библиотеки, вдохновлять других использовать библиотеки, протестовать против закрытия библиотек. Если вы не цените библиотеки, то вы не цените информацию, культуру и мудрость. Вы заглушаете голоса прошлого и калечите будущее.
Все мы, взрослые и дети, писатели и читатели – обязаны мечтать. Мы обязаны использовать воображение. Легко претворяться, что никто ничего не может изменить, что мы живем в мире, где общество огромно, а человек меньше, чем ничто: крошечный атом, рисовое зернышко на плантации. Но правда в том, что люди меняют свой мир каждый день, люди создают будущее и делают это, представляя себе, что всё может быть иначе.
Мы обязаны дать политикам знать, чего мы хотим, голосовать против политиков (к какой бы партии они ни принадлежали), которые не понимают ценности чтения в воспитании стоящих граждан, которые не хотят ничего предпринимать для сохранения и защиты знаний, не хотят поддержать грамотность. Это не вопрос партийной политики. Это вопрос нашей общей человечности.
Альберта Эйнштейна однажды спросили о том, как воспитать умных детей.
Его ответ был прост и полон мудрости: «Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли умными – сказал он, – читайте им сказки. Если хотите, чтобы они стали ещё умнее – читайте им побольше сказок».
Он понимал ценность чтения и воображения. Я надеюсь, что мы сможем дать нашим детям мир, где они будут читать, где им будут читать, где они смогут мечтать и понимать.
https://www.theguardian.com/books/2013/oct/15/neil-gaiman-future-libraries-reading-daydreaming - ссылка на оригинальный англоязычный материал опубликованный в газете «The Guardian».
Перевод – Маргарита Сабирова