Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

«Мадам Семнадцать», или Семь педагогических правил от Матильды Кшесинской

«Мадам Семнадцать», или Семь педагогических правил от Матильды Кшесинской

22 мая, 09:00

#Подборки #Читателям

22 мая, 09:00

Статья подготовлена с участием эксперта:

Алексей Митрофанов, Российский писатель, публицист, краевед, телеведущий
Алексей Митрофанов

Российский писатель, публицист, краевед, телеведущий


Фотографии: Pixabay/Wikimedia commons. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

После революции Матильде Кшесинской пришлось срочно покинуть страну. Близость к царской фамилии не оставляла надежд на спокойное пребывание в советской России. Мировой известности у нее не было — в отличие от той же Анны Павловой, гастролировавшей по всему земному шару, Матильда Феликсовна в основном танцевала на родине. Но жить было на что-то нужно. И тогда она решила открыть хореографическую студию.

До этого Кшесинская никогда не занималась педагогической деятельностью, но в эмиграции отважилась рискнуть. К тому же отец балерины в свое время сам был очень даже неплохим учителем танцев.

В 1929 году Матильда Феликсовна открыла на окраине Парижа танцевальную студию. И ни разу не пожалела об этом — успех предприятия превзошел все ее ожидания. Студия довольно быстро сделалась популярной, из нее вышло немало известных танцовщиц — прима-балерина лондонского Королевского балета и постоянная партнерша Рудольфа Нуриева Марго Фонтейн, первая английская балерина, удостоенная почетного титула Prima ballerina assoluta (то есть абсолютная) Алисия Маркова. Обучались у нее и дочери Шаляпина.

В чем же был секрет успеха Кшесинской?

1. Никогда не забываем о творчестве

Известный театральный деятель князь Сергей Михайлович Волконский писал: «Больше всего поражало меня параллельное развитие техники и индивидуального ощущения красоты. Ни одно из упражнений не ограничивается сухим воспроизведением гимнастически- технической задачи: в самом, казалось бы, бездушном есть место чувству, грации, личной прелести. Как лепестки цветка раскрываются те стороны природы, которыми один характер не похож на другой».

Ни в коем случае нельзя полностью сосредотачиваться на технической стороне дела. Упражнения усваиваются гораздо лучше, когда ученик ни на секунду не забывает о том, что это — путь к будущей свободе самовыражаться. Иначе станет скучно, и ученик либо утратит интерес к занятиям, либо сделается сухим исполнителем, не способным на собственный креатив.

2. Обучение — уже работа

Кшесинская говорила: «Вы могли заметить, что я никогда не считаю вслух: это точно так же портит урок, как испортило бы представление. Прежде чем начать танцевать, ученики должны мысленно держать ритм, а пока этого нет, танцевать просто бессмысленно».

Уже в процессе обучения следует максимально приблизиться к реальной обстановке, в которой в будущем придется действовать ученикам. Иначе переход от ученичества к самостоятельной деятельности станет чересчур болезненным, может нанести травму, отпугнуть и в результате свести на нет все многолетние усилия, затраченные и преподавателем, и воспитанником.

3. Выкладываемся в полную силу

Журналист Арнольд Хаскелл писал: «Класс Кшесинской — один из самых замечательных среди тех, что мне приходилось видеть: очень индивидуальный и вдохновенный. Кшесинская отдает себя работе с огромным энтузиазмом, танцуя со своими учениками иногда по восемь часов в день».

Нельзя ничему научиться, работая вполсилы. Если ставишь для себя высокую задачу, придется выкладываться по полной, отдавая делу преподавания всего себя. И такой же самоотверженности нужно требовать от учеников. Да, многие не выдержат, зато из тех, кто останется, получится толк.

4. Нужно знать меру

Кшесинская говорила: «Я поражаюсь современным молодым артистам, но часто спрашиваю себя, хватит ли их так надолго, как нас? Будут ли они такими же свежими в зрелые годы, какой осталась Анна Павлова? Это снова вопрос времени. Они танцуют каждый вечер, мы выходили на сцену с перерывами. Невозможно каждый вечер быть в нужном расположении духа, а насильно вызывать в себе желание танцевать очень вредно для молодого человека».

Можно изнурять себя оттачиванием определенных упражнений, но там, где дело касается творчества, важно знать меру. Нельзя творить «через не могу». Стремящийся объять необъятное рискует превратиться в среднего ремесленника, механически и без души выполняющего свою рутинную работу.

5. Всегда нужно быть современным

Матильда Феликсовна любила все новое, искренне восхищалась многими танцовщиками и танцовщицами, годящимися ей во внуки. Видела и достоинства, и недостатки как своих современников, так и молодых артистов. Признавала техническое превосходство последних, но иной раз ставила под сомнение их индивидуальность.

И этим она сама приводила в восхищение свое окружение. 

Уже упоминавшийся А. Хаскелл изумлялся, выслушивая оценки Кшесинской: «Подумать только! Это говорит балерина, танцевавшая еще при свечах! Ничего похожего на: „Ах, в наше время все было так прекрасно!“, ничего от „бабушки русского балета“. Трезвая, мужественная оценка прошлого и настоящего. Поразительная женщина!»

А ведь мы гораздо чаще сталкиваемся ровно с противоположным. Еще не старый человек ведет себя, как будто в гроб готовится сойти. Молодежь этого точно не оценит.

6. Ученики должны вами восхищаться

Еще с юных лет Матильну Кшесинскую отличала доброжелательная приветливая улыбка. Эта было ее своеобразной визитной карточкой — танцовщица улыбалась и на сцене, и в жизни. И, разумеется, во время преподавательских занятий. Эта улыбка очень располагала к ней воспитанниц.

И еще один момент. Современники часто называли Кшесинскую «Мадам Семнадцать». Почему? Очень просто. В эмиграции Матильда Феликсовна увлеклась рулеткой и чаще всего делала ставку именно на это число.

Мы, разумеется, не призываем всех российских педагогов в обязательном порядке увлечься азартными играми, но какая-то изюминка у преподавателя обязательно должна быть. Ученики вас будут просто обожать за это.

7. Преподавание — это жизнь

Настоящий учитель может существовать только в процессе обучения. Стоит его прекратить — и начнется деградация личности, за которой последует скорая смерть.

Матильда Феликсовна Кшесинская прожила 99 лет и не дотянула всего нескольких месяцев до своего столетнего юбилея. Пока могла, она преподавала.

Разумеется, этими советами сложно воспользоваться в обязательном образовательном процессе. Но во внеклассной работе, в организации дополнительного образования они могут оказать весьма ощутимую помощь. А в том, что касается самосознания учителя, его отношений с учениками, опыт Матильды Кшесинской воистину бесценен.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться