«Детство как наследство передается от отца к сыну, от матери к дочери. Жалко детей, у которых негодные родители!..»
Ответственные отцы интуитивно, не читая книг по педагогике и психологии (в коих много «мусора»!), хорошо понимают, что именно они (а не матери) являются основными воспитателями своих детей и находят для этого правильные (с учетом их потребностей) методы и средства.
Новая (вторая) «литературно-педагогическая» публикация автора именно о приоритете, методах и средствах отцовского воспитания. Кроме собственного литературного текста автор приводит «педагогические сцены» из научно-художественной повести М. Зощенко «Перед восходом солнца».
Главная профессия
Один молодой человек хорошо окончил школу (было это в 90-е сложные годы). Мама у него была заботливая, папа ответственный. Поэтому юноша вырос самостоятельным. Решил поступать в университет на факультет, который сам выбрал. Но не прошел – не хватило полбалла. Так часто бывает со способными и честными абитуриентами.
Призвали, как и положено, в армию. Служил шофером – возил командира части. И регулярно, как воспитанный сын, звонил родителям. А соединяла его с родителями девушка-телефонистка, в голос которой он влюбился… (заметим, на такое способен только хорошо развитый человек).
У нашего героя хватило смелости познакомиться с девушкой. Она оказалась воспитанной, что принципиально важно. После демобилизации он увез ее к себе в районный город. Время было трудное (не до учебы!), и он стал работать шофером – развозил по селам продукты.
Родились дети. И чтобы обеспечить семью, он продолжал работать шофером. Утром его провожали, а вечером встречали с работы любимая жена и дети. Благополучная здоровая семья!
…Прошло 15 лет и как-то за обеденным столом старшая дочь спрашивает:
– Папа, ты у нас такой умный! Почему же ты шофером работаешь?
А он отвечает:
– Моя главная профессия – не шофер. Моя главная профессия – быть вашим отцом!..
Дай сдачи
Один маленький мальчик стал приходить из школы красный и с синяками. Отец несколько раз пытался выяснить у ребенка, что с ним происходит. Но тот молчал, как «партизан на допросе». Отец догадывался, в чем дело.
Однажды дождавшись, когда сын выйдет из дверей школы, он незаметно последовал за ним… В безлюдном месте ребенка остановил тщедушный подросток, известный в поселке «мальчиш-плохиш» (он жил с матерью-алкоголичкой, которую не брали на работу) и стал лупить, приговаривая: «Гони деньги на пропитание! Гони деньги на пропитание!»
Отец вышел из укрытия и сказал: «Дай сдачи!» Хулиган опустил руки. После небольшой паузы сын неуверенно ударил того в живот.
– Дай сдачи! – крикнул грозно отец.
И тогда сын ударил подростка по лицу и тот совсем обмяк. Отец подошел ближе и сказал побитому: «Вот тебе 100 рублей на молоко и пряники. А матери скажи, чтобы зашла ко мне в управление, я дам ей работу».
Отцам в назидание
Городского мальчика привезли родители на лето в деревню. Там он познакомился с деревенскими ребятами. А те любили ходить на озеро купаться. Зовут они мальчика на озеро. А он, помня слова мамы, никуда от дома не уходить, отнекивается.
– Ты, что боишься? Не боись, крокодилы в нашем озере не водятся. Только пиявки, но они даже полезные – дурную кровь отсасывают, – подзадоривают они.
Не хотелось мальчику, чтобы ребята считали его трусом или «маменькиным сынком». И он пошел. Пришли на озеро. И ребята начали прыгать с мостика в воду. А он только смотрит.
– Не боись! Прыгай с нами. Или ты, плавать не умеешь? Чему ж тебя в городе учат?.. Мы сами научились! Прыгай!
Мальчик разбежался и прыгнул. В воде по неопытности он сделал вдох и стал захлебываться…Вытащил его из воды деревенский парень, прошедший службу на флоте. Он случайно оказался рядом.
Когда о случившемся узнал отец мальчика, он сильно разволновался.
«Убить меня мало!» – сказал он самому себе.
Он перестал ремонтировать лодку, на которой собирался заняться рыбалкой, а стал каждый день ходить с сыном на озеро. «Главное – научиться выдыхать воздух в воду и вдыхать, когда голову поднимешь из воды» – говорил он. И учил сына этому упражнению. Потом учил работе ног и рук.
Прошло всего 7 дней, и мальчик уже плавал лучше и увереннее деревенских ребят.
Сегодня этот мальчик – уже сам отец. И учит своих детей правильно плавать…
Зачем мыться
Один мальчик не любил ухаживать за своим телом, особенно – мыться. И отец решил заняться его воспитанием.
Взял он как-то на руки домашнюю кошку и завел разговор.
– Знаешь, зачем кошка себя вылизывает? – спрашивает он.
– Чтобы быть чистой! – отвечает ребенок.
– Но тогда и посуду ей надо за собой мыть, и многое другое!
– Чтобы быть здоровой? – продолжает искать ответ ребенок.
– Ты думаешь, она знает, что такое здоровье?
– Чтобы понравиться коту, чтобы быть счастливой!..
– Ну, это ты совсем нафантазировал! – смеется отец, видя, что ребенок загрустил.
– Подумай, чем больше всего озабочена кошка? – задает наводящий вопрос отец.
– Мышкой?
– Правильно! – поддерживает ответ отец и задает «контрольный» вопрос:
– Зачем кошка вылизывает себя перед охотой на мышку?
И у ребенка озарение:
– Чтобы не пахнуть собой, чтобы была удачной охота!
После этого отец подарил своему сыну книжку «Уроки Мойдодыра» и говорит:
– Из этой книжки ты узнаешь, как и зачем за собой ухаживают мышь, свинья, слон, крокодил, воробей, сова, гриф и другие животные. И сумеешь ответить на главный вопрос: «Зачем надо мыться человеку?».
Больше не буду курить
Один солидный мужчина, чиновник высокого ранга, при этом молодой отец, неожиданно узнал, что его малолетний сын покуривает (прислуга сказала). Пригласил он сына к себе в кабинет и стал говорить, как это вредно для здоровья. Но скоро заметил, что тот его не слушает, хотя усердно мотает головой.
«Ничего-то я не понимаю в педагогике!» – подумал отец с досадой и начал снова уже более строго рассказывать сыну о вреде курения. Даже собственный пример привел: мол «видишь, курю, потому и кашляю» (и он театрально закашлялся). Но ребенок по-прежнему не слышал отца, а даже стал играть какими-то предметами на его письменном столе.
Отец совсем расстроился, видя свою беспомощность…
Размышляя на тему воспитания, он неожиданно стал подыгрывать сыну. Затем принес детские игрушки, и они разыграли с сыном целую сказочную историю о том, что в одном королевстве, где правил мудрый король, всем жилось очень хорошо. Никто не курил и не пьянствовал, не дрался и не воровал, поэтому никого не надо было наказывать. Но случилось несчастье: принц, которому король-отец собирался по наследству передать королевство, вдруг стал курить. Король от этого впал в расстройство и перестал заниматься королевством. И скоро в королевстве стали появляться бездельники, преступники и больные люди. Жить становилось все хуже. Власть в королевстве уже собирались захватить злые люди. Но, к счастью, этого не случилось, так как принц неожиданно поумнел и перестал курить. И королевство стало возрождаться, а король стал готовиться передать власть наследнику.
…Вечером, лежа в кровати, сын говорит отцу:
– Папа, я больше не буду курить… Чтобы тебя не выгнали из министров.
– Правильно! Я тоже брошу… Лучше будем вместе сочинять сказки.
Папа-сказочник
Один творческий отец с биологическим образованием по заказу сынка сочинял для него сказки. Как-то сынок заказал сказку про волка. И отец сочинил такую сказку.
…Старый волк жил один – впроголодь...
Когда-то он был вожаком стаи – водил других волков на охоту и первым бросался на лося или кабана. Но прошло время, волк состарился, ослаб и стал не нужен стае. На сильных животных – лосей и кабанов – он охотиться боялся. А другие – косули и зайцы, завидев его, успевали скрыться. Оставалось одно – обгладывать кости животных, которыми пообедали молодые и сильные волки. Но вот уже несколько дней волку совсем не везло – не удавалось пососать даже косточку. Совсем изголодавшийся, он подошел к реке и готов был съесть лягушку…У самого берега волк заметил тушу дохлой рыбы. Он вспомнил, что собаки, его дальние родственники, иногда кормятся рыбой. Не долго думая, он проглотил рыбу. Чувство голода отступило.
Но прошло некоторое время и в животе у волка заурчало и закололо. С перепугу он стал хватать в рот все, что попадалось на глаза: траву, ягоды и даже грибы. Но это только усиливало боли в животе. Страдая от боли, забрел волк в пещеру и пролежал там несколько дней. За это время он многое передумал о своей волчьей жизни. «Лучше быть голодным, чем больным! Лучше умереть с голоду, чем жить как собака!» – решил он.
«Сцены» из научно-художественной повести М. Зощенко «Перед восходом солнца»
Я не виноват
Сидим за столом и кушаем блины.
Вдруг отец берет мою тарелку и начинает кушать блины. Я реву.
Отец в очках. У него серьезный вид. Борода. Тем не менее, он смеется. Он говорит:
– Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина.
Я говорю:
– Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь.
Приносят суп.
Я говорю:
– Папа, хочешь мой суп?
Папа говорит:
– Нет. Я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик.
Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю:
– Пожалуйста. Можешь кушать мое сладкое.
Вдруг приносят крем, к которому я не равнодушен.
Пододвинув к отцу мое блюдце с кремом, я говорю:
– Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный.
Отец хмурится и уходит из-за стола
Мать говорит:
– Пойди к отцу, попроси прощения.
Я говорю:
– Не пойду, я не виноват.
Я выхожу из-за стола, не дотронувшись до сладкого.
Вечером, когда я лежу в кровати, подходит отец. У него в руках мое блюдце с кремом.
Отец говорит:
– Ну, что ж ты не съел свой крем?
Я говорю:
– Папа, давай съедим пополам. Что нам из-за этого ссориться?
Отец целует меня и с ложечки кормит кремом.
Закрытое сердце
Приехал дедушка. Это отец отца. Он приехал из Полтавы.
Я думал, что приедет дряхлый старичок с длинными усами и в украинской рубашке. И будет петь, плясать и рассказывать нам сказки.
Наоборот. Приехал строгий высокий человек. Не очень старый, не очень седой. Поразительно красивый. Бритый. В черном сюртуке. И в руках у него был маленький бархатный молитвенник и красные костяные четки.
И я удивился, что у нас такой дедушка. И захотел с ним о чем-нибудь поговорить. Но с нами, с детьми, он не стал разговаривать. Он только немного поговорил с папой. А маме сердито сказал:
– Сами виноваты, сударыня. Слишком много народили детей.
И тогда мама заплакала и ушла в свою комнату.
И я еще больше удивился, что у нас такой дедушка, который недоволен тем, что у мамы родились дети, среди которых был я.
И мне непременно захотелось узнать, что делает дедушка в своей комнате, из которой он почти не выходил и никому не позволял входить в нее. Наверное, он там делает что-нибудь исключительно важное.
И вот я приоткрываю дверь и тихо вхожу в комнату.
Строгий дедушка ничего не делает. Он сидит в кресле и просто ничего не делает. Неподвижно смотрит на стену и курит длинную трубку.
Увидев меня, дедушка спросил:
– Что тебе здесь нужно? И зачем ты вошел ко мне, не постучавшись?
И тогда я рассердился на моего дедушку и сказал ему:
– В конце концов, это наша квартира. Если хотите знать – это моя комната, а меня переселили к сестрам. Зачем я буду стучать в свою комнату?
Дедушка бросил в меня свои четки и закричал. Потом он пошел и пожаловался отцу. А отец пожаловался матери.
Но мама не стала меня бранить. Она сказала:
– Ах, скорей бы он уехал. Он никого не любит. Он вроде твоего отца. У него закрытое сердце.
– А у меня тоже закрытое сердце? – спрашиваю я.
– Да, – говорит мама, – по-моему, и у тебя закрытое сердце.
– Значит, я буду такой же, как дедушка?
Целуя меня, мать сквозь слезы говорит:
– Да, наверное, и ты будешь такой же. Это большое несчастье – никого не любить.
P.S.
Приоритет отца в воспитании детей обусловлен тем, что в мужчине по природе «закодирован» созидательный (социальный) подход к жизни, в то время, как в женщине – охранительный (психологический). Соответственно, мать должна заниматься воспитанием ребенка в первые два года его жизни, когда он нуждается в заботе, а отец с 3-х лет и до полного взросления. Но в реальной жизни, к несчастью, как для детей, так и для родителей, это происходит не так.
«Женщина дает ребенку телесную жизнь, но потом коверкает его душу назиданиями и указаниями, по недомыслию, считая, что занимается воспитанием». В этой женской «стратегии жизни» заключены две педагогические ошибки: (1) стремление женщины всю жизнь (именно, всю!) воспитывать собственных детей и (2) использовать для этого методы принуждения, деформирующие их личность. «Принудительная» педагогика матери отрицательно сказывается как ней самой (она теряет женскость), так и на ее детях (они вырастают либо слабодушными, либо криводушными).
«Счастья нет и быть не может!» – с этой мыслью живут все несчастливые люди. В этой связи важно осознать, что «счастье доступно только людям воспитанным».
В заключение сформулируем еще одну (производную) мысль: «все людские беды от того, что воспитанием подрастающего поколения занимаются не мужчины, а женщины с командным голосом». Из этой мысли следует, что воспитание (педагогика) является абсолютно мужским занятием (и не только в семье, но и в школе, вузе и даже в детском саду). Такой вывод, безусловно, вызовет гнев и даже ярость женщин, прежде всего с мужским складом характера. Но претензии следует предъявлять не автору, а своим негодным воспитателям – родительнице, учительницам, но более всего – отцу, который рано оставил семью и бросил своего малолетнего ребенка на произвол судьбы… Убить его мало!..
О сущности научного (мотивационного) подхода в воспитании автор планирует рассказать в ближайших публикациях.