Литературная педагогика: детство

Автор является сторонником нового (мотивационного) подхода в воспитании (по П. В. Симонову), сущность которого состоит в удовлетворении актуализирующихся потребностей обучающихся педагогическими средствами. 
Проблема состоит в том, что большинство учителей упорно следуют принудительно-нормативному подходу в педагогике, противоречащему потребностям обучающихся и деформирующему их побудительную сферу с негативными физиологическими, психологическими и социальными последствиями (что сегодня и наблюдается среди школьников).

Чтобы побудить учителей задуматься над указанной проблемой, автор «литературно» описывает некоторые «педагогические сцены» из жизни школьников (для начала – младших школьников). 

В будущих «литературных» публикациях (если проявится интерес) автор намеревается представить «сцены» по педагогике подросткового и юношеского возрастов, а также семейной педагогике.

Кто сильнее

Как обычно происходит в школе? 

Открывает учительница классный журнал и вызывает к столу какого-нибудь ученика пересказывать текст. Совестливый ученик (тот, кто хорошо воспитывается родителями) внутренне этому сопротивляется, хотя дома несколько раз прочитал текст, повторил его не перемене и неплохо помнит. Все равно, как-то нехорошо, уныло на душе.

А в голове еще какие-то неполноценные мысли вьются, примерно такого содержания: «У всех лежит учебник на парте. Все его читали… могут еще раз прочитать, если надо. А мне почему-то надо его пересказывать! Зачем? А главное – кому? Гене? Ему это до фени. Машеньке? Но ей лучше стихи почитать. А, Людмиле Ивановне! Она отметку ставит…».

И по нервной слабости, желая быстрее избавиться от внутреннего дискомфорта, ученик скороговоркой пересказывает текст.

Людмила Ивановна и говорит:
– Ты не все рассказал. Садись, три.
Ставит отметку в журнал и спрашивает:
– Кто хочет?..

Поднимает руку сильный ученик и слово в слово пересказывает текст. «Пять!»

Сидит ученик со слабой нервной системой за партой и продолжает себя мучить: «Ведь я все знал, все знал, но с собой, дурачок, не справился!..» 

И так он мучается в школе все время… 

И вырастает в независимого и умного человека.

Жалоба

Один ученик все время что-нибудь забывал. То ручку в портфель забудет положить, то дневник, то урок забудет выучить. Решила учительница вызвать в школу кого-нибудь из родителей. Пришел отец, ему учительница и жалуется:
– У вашего сына плохая память. Он ничего не помнит. Даже фамилию свою не сразу вспоминает, когда его к доске вызываю. Ему надо тренировать и тренировать свою память.

Отец и говорит:
– Не знаю – не замечал. На тренировку он не забывает ходить, в художественную школу тоже. И рыбок в аквариуме вовремя кормит, не сдохли еще… Может ему в школе неинтересно?..

Половое воспитание на математике

Одна учительница прослушала в институте усовершенствования инновационный курс и пришла к выводу, что очень мало занимается половым воспитанием своих учеников.

И как-то на уроке математики предложила детям сочинить сказку о том, как Иван Царевич под влиянием красоты Елены Прекрасной придумывал цифры.

Она спрашивает:
– Дети! Какая, по вашему мнению, была первая цифра, которую придумал Иван Царевич?

Сидел на уроке Вовочка, который втайне от родителей пролистал книжку «Секс в культурах мира». 

Выходит Вовочка к доске и рисует «0».
– Эта цифра символизирует Елену Прекрасную. Вся женщина состоит из кружочков, – говорит он. 

Учительница одобрительно кивает и спрашивает дальше:
– А какая была следующая цифра, которую придумал Иван Царевич?

Выходит опять Вовочка к доске, рисует «1» и говорит:
– Она символизирует Ивана Царевича.

И хотел было что-то добавить, но учительница, раскрасневшись, скорее спрашивает: 
– А как, по-твоему, дальше рассуждал Иван Царевич, создавая остальные цифры?

Вовочка и говорит:
– Другие цифры Иван Царевич произвел либо от «0», либо от «1».  А рассуждал он примерно так…

И Вовочка написал остальные цифры, а затем вместе с другими учениками, уже в роли учителя, очеловечил каждую из них. 

Сначала женский ряд:
«2» – Аленушка (маленькая девочка с бантиком), 
«3» – Аленка (нескладный подросток), 
«5» – Елена Красная Девица (девушка на выданье), 
«6» – Елена Загадочная (беременная), 
«8» – Елена Красивая (родила ребеночка и расцвела), 
«9» – Елена Мудрая (бабушка).

Затем мужской ряд:
«4» – Иван Запечный (нескладный подросток), 
«7» – Иван Зрелый (жених). 

Число «10» они определили, как «венчальное». 

Учительница к концу урока уже успокоилась. 

Она поблагодарила Вовочку и всех за проделанную работу. 

А про себя подумала: «Дети лучше меня разбираются в сексе!»

И сделала для себя еще один важный вывод: «Половым воспитанием в школе все же должен заниматься мужчина». 

«Разбитое корыто» - образ русской жизни

Один ответственный папаша, когда приходил с работы, проверял у дочки выполнение домашнего задания.

Как-то учительница дала задание – охарактеризовать основных персонажей сказки Пушкина о золотой рыбке. 

Девочка и рассказывает отцу:
– Золотая рыбка была свободолюбивая и благодарная, старик – ласковый и добрый, а старуха – грубая и злая. Мне больше всего нравится золотая рыбка, а меньше всего – старуха.

Все, кажется, понятно, и папаша должен был бы согласиться с таким ответом, но он подумал и говорит:
– Ты понимаешь, все не так просто. По-моему, дед был очень ленивым, плохо рыбу ловил и не обеспечивал бабку всем необходимым.  Вот бабка его и «пилила», то есть бранила. От брани дед лучше не становился. Наоборот, он становился еще ленивее, и уже ходил на море не рыбу ловить, а отдыхать… от бабки. Типичная история!  И золотая рыбка здесь ни при чем!..

На следующий день, придя из школы, девочка с восторгом рассказала родителям, что ее вызывала учительница, что она все рассказала про деда и про бабку и что учительница сказала: «Ты оригинально думаешь!» И поставила «пятерку».

Воспитание