Коллеги, вы неправы!

Начался новый учебный год, а в Сети всё не стихают споры о прошедшем ЕГЭ, грядущих в сентябре-октябре ВПР и «дистанционке» вообще.

Фото depositphotos

Повторяющихся из поста в пост и из коммента в коммент проблемных моментов, вокруг которых и крутятся разговоры, на самом-то деле немного: во-первых, дистанционное обучение, дескать, неэффективно по самой своей природе, и потому от педагогов нельзя требовать тех же результатов, что и при «нормальном» преподавании; во-вторых, ЕГЭ по соответствующему предмету был избыточно сложным, а между тем… и далее возвращение к первому пункту; в-третьих, ВПР в начале учебного года – это дичь, учителя вынуждены будут «натаскивать» школьников на ВПР вместо выполнения программы, в то время как в апреле-мае… и вновь про сказанное в первом пункте.

Те, кто читает мои статьи, знают, что в конфликтах «учитель – государство» и «учитель – администрация» я всегда на стороне учителя. Но в данном случае вынужден заявить: коллеги, вы неправы. И «на удалёнке» те, кто стремились достичь цели, а не жаловаться на Бога и судьбу, добились всего, чего хотели, или почти всего.

Могу утверждать относительно себя и коллег по школьному методобъединению математиков: программу мы прошли полностью, а результат усвоения протестировали. С помощью письменных работ: кто-то использовал Google-формы; кто-то, как я, амортизировал глаза, проверяя выполнение по фотографиям (кстати, домашние и классные работы я выборочно инспектировал так же). С помощью устных ответов: прямо в ZOOMе. А ведь у нас всё же физматлицей, и потому соответствующая программа куда сложней, чем в «обычных» школах, учителя которых преобладают среди плакальщиков.

И не надо мне напоминать, что дети могут гуглить и обмениваться решениями через Интернет – во-первых, списывают и подсказывают и в «традиционном» режиме (и никто не мешает педагогу и тут, и там «занулять» явно совпадающие решения – аргументируя свои подозрения, конечно); во-вторых, уважаемые коллеги, не надо облегчать себе жизнь и давать контрольные и самостоятельные из популярных сборников (к которым давным-давно уже решебники имеются и в Сети, и «на бумаге») – тогда и гугление окажется неэффективным. К примеру, у нас большинство учителей математики разрабатывают собственный банк контрольных и самостоятельных, делая в каждой до 10-12 вариантов, а кое-кто ещё и обновляет его ежегодно.

Оказалось, что и хорошо подготовить школьников к успешной сдаче ЕГЭ можно и «на удалёнке». Опыт нашего лицея – как и нескольких других сильных школ Казани, также показавших высокие результаты – это доказывает. Средний балл выполнения у нас в лицее около 82 – примерно на 2 балла выше, чем в прошлом году.

Не берусь спорить насчёт химии и биологии – встречал различные мнения и не могу компетентно судить, действительно ли там произошло резкое усложнение. Но вот про математику скажу: ЕГЭ не был сложнее, чем в прежние годы, а 17 задание (экономическое) было даже проще, чем обычно. Четыре эксперта ЕГЭ с нашей кафедры и наши выпускники в большинстве своём согласны со мной.

Кстати, раз уж сам завел речь о задании 17 – не понимал и не понимаю смысла введения в ЕГЭ по математике этой так называемой «экономической» задачи. Попытки высоких чинов объяснить её появление необходимостью подготовить школьников к неким «требованиями жизни» не выдерживают критики. Никому, кроме профессиональных экономистов, не понадобится вычислять самостоятельно сложный банковский процент – да ещё и без калькулятора, каковой совершенно зря не допускается на ЕГЭ по математике.  Разумно было бы, по-моему, убрать из второй части ЕГЭ эту задачу и включить вместо неё задание по комбинаторике или теории вероятностей. Такие задания, чтобы требовались понимание сути и умение объяснять – не тот примитив, который сейчас имеется в первой части. Ибо как раз способность мыслить комбинаторно и уяснение вероятностного характера многих социальных, производственных и природных процессов совершенно необходимы современному человеку.

 

Есть одно важное «но» в этой истории. Чтобы достичь всех этих результатов, преподавателям пришлось поработать много. Они пол-отпуска были заняты весьма напряжённым трудом, и никто им этих потерянных дней не возместит, ибо у учителя возможность взять отгулы за ранее отработанное время минимальна…  В защиту администрации школы должен сказать, что ею была высказана лишь общая просьба проводить консультации; конкретный режим и количество оных определяли сами учителя… и вышеописанным образом трудились лишь наши математики, причём по собственной инициативе.

И вот тут не могу не высказаться по поводу «блистательной» работы и Минпроса РФ и прочих надзирающих за образованием. Это до какой же степени бессовестности надо дойти, чтобы до безобразия долго не объявлять сроки и порядок проведения ЕГЭ, а потом загнать оный аж на июль? 

То же самое с ВПР. Мы с вами понимаем: эти проверочные работы нужны только чиновникам для их бюрократических игр. Так зачем же осуществлять этот убивающий креативность тренинг вместо нормального обучения? Пусть дети напишут ВПР так, как могут в текущий момент и в создавшейся ситуации. Пусть все эти «надзоры» и прочие «смотрящие» раз в жизни получат реальные цифры и дальше думают, что с этим всем делать… или пусть самостоятельно занимаются фальсификацией итогов и очковтирательством.

Боитесь, что накажут? Ну, во-первых, вряд ли – они же сами что-то неопределённое про  добровольность участия говорят. Во-вторых, при массовых низких результатах кого-либо покарать они, естественно, не решатся, ибо неминуемо окажутся в этом случае в положении пресловутой унтер-офицерской вдовы. А вот если в очередной раз учителя займутся «натаскиванием» и подделкой результатов, то лишь укрепят убеждённость Минпросвещения в том, что с нами можно делать всё, что чиновным душенькам угодно. И тогда не сетуйте, дорогие коллеги, на очередные протори и убытки – мы сами позволяем издеваться над собой.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о «дистанционке» в целом. Пандемия продолжается; эффективная вакцина появится ещё не скоро. Значит, очное обучение, безусловно, будет и дальше перемежаться с дистанционным. Есть, между прочим, страны и территории, на которых «удалёнка» превалирует.

Я могу судить, в первую очередь, о том, что перед глазами, что знаю точно. Вижу вот что: результаты моей собственной работы и работы знакомых мне учителей доказывают, что очень даже реально преодолеть нынешний период без падения уровня образования. Всё возможно и достижимо, уважаемые коллеги, при правильном настрое.

Литература Дистант Математика ЕГЭ
Вам будет интересно:

Комментарии (5)

  1. Дмитрий Новиков 3 Сентября, 2020, 0:50

    Браво!
    Сравнивать математический лицей Казани со школой в Суходрищенска - это сильно!
    А сравнивать результаты отборных учеников, прошедших сито отбора и сильно мотивированных на учебу, с учениками школ страны - особенно сильно!

    Рассказываю аналогичный пример из крупного мед универа.
    1 курс. 2 сентября. ПЕРВОЕ занятие по анатомии ( лекции еще не было. Преподаватель устраивает контрольный опрос студентов: сколько позвонков у человека, как называются позвонки на русском и латыни. Половина группы нормально отвечает на латыни, вторая половина группы - ошарашенно смотрит на отвечающих и получают двойки. На вопрос "за что им двойки" преподователь отвечает - "вон студенты все знают а вы нет"...
    Короче выясняется, что половина группы (курса) поступали либо после медколеджа, либо после медицинского класса, в котором 2 года изучали латынь и анатомию на уровне 1 курса универа.

    Господа учителя и преподаватели, вы уже настолько запутали сами себя в своих целях, в своих интересах, настолько серьезно сравнивает знания учеников лицея с профессорским составом и школьников городских школ, что скоро ЕГЭ станет по зубам только выпускникам специализированных школ-интернатов при МГУ и Физтехе.

    Кстати во 2-меде в прошлом году акушерство дали изучать самостоятельно. В этом году, как пишут студенты, хотят на самостоятельное обучение отдать изучение острых состояний (хирургия). Очень прогрессивная методика, а главное ведь сдают! И кто скажет что против онлайн образования?

    На сайте: 4 года

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Ирина Касаткина 3 Октября, 2020, 13:22
      Браво!
      Сравнивать математический лицей Казани со школой в Суходрищенска - это сильно!
      А сравнивать результаты отборных учеников, прошедших сито отбора и сильно мотивированных на учебу, с учениками школ страны - особенно сильно!

      Рассказываю аналогичный пример из крупного мед универа.
      1 курс. 2 сентября. ПЕРВОЕ занятие по анатомии ( лекции еще не было. Преподаватель устраивает контрольный опрос студентов: сколько позвонков у человека, как называются позвонки на русском и латыни. Половина группы нормально отвечает на латыни, вторая половина группы - ошарашенно смотрит на отвечающих и получают двойки. На вопрос "за что им двойки" преподователь отвечает - "вон студенты все знают а вы нет"...
      Короче выясняется, что половина группы (курса) поступали либо после медколеджа, либо после медицинского класса, в котором 2 года изучали латынь и анатомию на уровне 1 курса универа.

      Господа учителя и преподаватели, вы уже настолько запутали сами себя в своих целях, в своих интересах, настолько серьезно сравнивает знания учеников лицея с профессорским составом и школьников городских школ, что скоро ЕГЭ станет по зубам только выпускникам специализированных школ-интернатов при МГУ и Физтехе.

      Кстати во 2-меде в прошлом году акушерство дали изучать самостоятельно. В этом году, как пишут студенты, хотят на самостоятельное обучение отдать изучение острых состояний (хирургия). Очень прогрессивная методика, а главное ведь сдают! И кто скажет что против онлайн образования?

      Уважаемый Дмитрий, ваше утверждение, что "скоро ЕГЭ станет по зубам только выпускникам специализированных школ-интернатов при МГУ и Физтехе", справедливо только применительно к задачам повышенной сложности. На ЕГЭ по физике это последние 6-7 заданий. Остальные задания вполне по силам абсолютному большинству учащихся обычных школ, ориентированным на нужный им предмет. При достаточном усердии они вполне могут набрать на ЕГЭ 65-70 баллов, что достаточно для поступления в большинство вузов страны. Тем более, что в Интернете можно найти массу бесплатных учебных пособий и уроков, было бы желание. Ну, а если хочется все решить и набрать 100 баллов, то, конечно, надо учиться в специализированном учебном заведении. Думаю, только так и должно быть.

      На сайте: 13 лет

      Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

      Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Валерий Чернухин 3 Октября, 2020, 20:07
      Браво!
      Сравнивать математический лицей Казани со школой в Суходрищенска - это сильно!
      А сравнивать результаты отборных учеников, прошедших сито отбора и сильно мотивированных на учебу, с учениками школ страны - особенно сильно!

      Рассказываю аналогичный пример из крупного мед универа.
      1 курс. 2 сентября. ПЕРВОЕ занятие по анатомии ( лекции еще не было. Преподаватель устраивает контрольный опрос студентов: сколько позвонков у человека, как называются позвонки на русском и латыни. Половина группы нормально отвечает на латыни, вторая половина группы - ошарашенно смотрит на отвечающих и получают двойки. На вопрос "за что им двойки" преподователь отвечает - "вон студенты все знают а вы нет"...
      Короче выясняется, что половина группы (курса) поступали либо после медколеджа, либо после медицинского класса, в котором 2 года изучали латынь и анатомию на уровне 1 курса универа.

      Господа учителя и преподаватели, вы уже настолько запутали сами себя в своих целях, в своих интересах, настолько серьезно сравнивает знания учеников лицея с профессорским составом и школьников городских школ, что скоро ЕГЭ станет по зубам только выпускникам специализированных школ-интернатов при МГУ и Физтехе.

      Кстати во 2-меде в прошлом году акушерство дали изучать самостоятельно. В этом году, как пишут студенты, хотят на самостоятельное обучение отдать изучение острых состояний (хирургия). Очень прогрессивная методика, а главное ведь сдают! И кто скажет что против онлайн образования?
      Уважаемый Дмитрий, ваше утверждение, что "скоро ЕГЭ станет по зубам только выпускникам специализированных школ-интернатов при МГУ и Физтехе", справедливо только применительно к задачам повышенной сложности. На ЕГЭ по физике это последние 6-7 заданий. Остальные задания вполне по силам абсолютному большинству учащихся обычных школ, ориентированным на нужный им предмет. При достаточном усердии они вполне могут набрать на ЕГЭ 65-70 баллов, что достаточно для поступления в большинство вузов страны. Тем более, что в Интернете можно найти массу бесплатных учебных пособий и уроков, было бы желание. Ну, а если хочется все решить и набрать 100 баллов, то, конечно, надо учиться в специализированном учебном заведении. Думаю, только так и должно быть.

      Очень приветствую наличие сложных заданий. В этом смысле можно говорить о профессионализме составителей КИМ.

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  2. Светлана Решетняк 3 Сентября, 2020, 7:31

    Когда учитель математики говорит, что удалёнка, уменьшающая непосредственное общение в режиме "вопрос и ответ учителя на непонятое тут же", во много раз, не влияет на качество усвоения материала, то говорит заведомую неправду, если рассматривать не только старшеклассников физматлицея, которых к моменту дистанта уже научили учиться самим, а и обычные школы. Знаю, что говорю, работая на курсах с 9-11 классами, зная мнения школьников из большого числа школ об этой самой удалёнке - "не спросить, не получить индивидуальной консультации- не ответят, всё только проверяют". А об удалёнке в начальной школе и говорить не приходится - катастрофа, если нет денег на домашних учителей или если родители не работают и имеют высшее образование, или бабушка (профессиональный педагог) не возьмёт на себя функции учителя.

    "Я могу судить, в первую очередь, о том, что перед глазами, что знаю точно. Вижу вот что: результаты моей собственной работы и работы знакомых мне учителей доказывают, что очень даже реально преодолеть нынешний период без падения уровня образования. Всё возможно и достижимо, уважаемые коллеги, при правильном настрое."

    Ещё раз - Вы преподаёте в физматлицее!
    Мои физики - отобранные дети с очень высокими баллами, очень мотивированные,но чтобы сохранить достигнутый уровень, мне пришлось бесплатно отработать в дистанте в 3 раза больше по времени, большую часть которого потратила на общение по непонятому, получая вызовы на консультации и индивидуальные,и минигруппами в ZOOM, в то время как на очном занятии минутный вопрос одного и быстрый мой ответ -уже ответ и для всех разом. Ну а лабораторные работы ( лаборант проводит опыт - студенты и школьники смотрят сей процесс на экране) не анекдот ли?
    Дистант использовать буду безусловно ( у меня технически он не вызвал никакой трудности), но как один из инструментов, не более.
    По поводу ЕГЭ. Соглашусь, что повторяющаяся постоянно задача №17 не нужна, но расстановка баллов по задачам и проверка по "каменным" критериям экспертами ЕГЭ, оценивающая часто 0 баллами и отсутствие решения, и случайные описки, вызывает уже не просто недоумение, а возмущение. Странно, что Вы, математик, этого не видите.

    Насчёт ВПР. Ну совсем непонятно, почему они вызывают истерические вопли. Мне , как родителю, объективная оценка, не зависящая от отношения учителя к моему ребёнку, нужна. Кстати, именно в угоду такой объективности и ЕГЭ появился. А если к ВПР надо готовиться пару месяцев, то законный вопрос- чему тогда учили? Может, убрать околопедагогическую ерунду и учить базе в первую очередь, самим предметам? Именно за этим детей в школу и отправляем.

    На сайте: 4 года

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

  3. Вадим Монахов 3 Октября, 2020, 20:41

    Как обычно, полностью согласен со Светланой Решетняк. Очередной раз повторю экспериментально установленный хорошо известный факт: дистанционное образование намного менее эффективно, чем очное. Например, при дистанционном обучении в бакалавриате в Западных вузах характерный "выход годных" 6-8%.
    Дистанционное обучение тем более эффективно, чем больше квалификация и мотивация учащегося. Поэтому оно наиболее эффективно при самообразовании человека, имеющего высшее образование.
    И, совершенно по тем же причинам, дистанционное обучение тем менее эффективно, чем ниже квалификация и мотивация учащегося. Поэтому то, что применимо к ведущему физматлицею в старших классах, совершенно неприменимо к обычной школе в старших классах. А в младших классах становится катастрофой.
    Но и в старших классах ведущего физматлицея учителям надо прикладывать дополнительные усилия, чтобы вывести учащихся на тот же уровень, что и при очном обучении.

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия