Катапульта

ТБ –  так коротко и звонко зовут ее близкие и члены команды. Татьяна Борисовна Михайлова - полное имя и фамилия. Оно звучало громко и на строительной площадке, и в школе и, увы, даже на допросе. 

Татьяна Борисовна, еще учась в институте, подрабатывала на стройке, и однажды была выбрана в качестве ответственной за участок. Совсем юная ТБ стала командовать почти 100 мужчинами, которые годились ей в отцы. Результат оказался неожиданным для всех. Участок эффективно заработал, перевыполнил все возможные социалистические планы, и героиню успеха премировали отдельной комнатой в коммунальной квартире. Факт в те годы немыслимый. 

Сегодня все, кто знает Татьяну Борисовну, не сомневались бы в таком исходе, но тогда и она неожиданно открыла в себе силу-силищу. Спустя годы ей удалось спросить руководителя строительства, почему выбрали именно ее и получила честный ответ: «Понравилась».  Строитель ходил на прием к психологу и жаловался, что на участке дела идут из рук вон плохо, и каких только профи на него ставили.  А тот то ли в шутку, то ли в серьез посоветовал поступить как в русской народной сказке: кого встретишь первого   - назначь. 

Татьяне Борисовне повезло со временем становления как учителя. Перестройка открыла шлагбаумы на пути в образовании для свободных, ярких людей. Школа стала ареной экспериментов и педагогического творчества. Никто не знал, что это лишь временный шанс и что его надо использовать на все сто. ТБ тоже не знала, но действовала. Она работала в школе-лидере, зналась с педагогами-новаторами, которые гремели на всю страну. Стала участницей движения «Эврика», возникшего в «Учительской газете» и объединявшего новый класс учителей. Она возилась со своими учениками как с семьей, не только в урочное время, но и после. Как итог – создание собственной авторской школы – Московского культурологического лицея. Об этом – ее живая книга «Роза ветров», посвященная первому лицейскому выпуску. 

Московский культурологический лицей – время расцвета, время сумасшедших проектов, время интересных и необычных людей. Здесь во всю проявился талант ТБ как педагога, руководителя и автора. При школе действовали всевозможные инновавационные проекты – издательство, курсы центр повышения квалификации, проектная лаборатория, выпускался журнал «Лицейское и гимназическое образование», проводились конкурсы и конференции.

Фишка – профильные медиаклассы. Образование строилось вокруг мощного гуманитарного ядра, но точные, естественнонаучные и технологические дисциплины тоже были на высоте.  В школу стремились устроить ребенка влиятельные люди. Только директор не обращала на это внимания, и был даже случай, когда один из этих влиятельных людей отвел ее заместителя в сторону и спросил: «А почему она у меня ничего не просит?»  Не только хорошее материальное положение, но и содержание образование было на высоком уровне. Татьяна Борисовна бережно реализовывала идеи своего учителя - Владимира Библера с его «Диалогом культур». Лицей – это время расцвета, но и часы горя. 

В диалоге с родителями, учителями и детьми Михайлова строила свою школу, но... Однажды ей было послано испытание. Две родительницы, домохозяйки, которые не приняли ни ее, ни миропорядок в лицее. Сейчас трудно сказать – почему при такой необыкновенной атмосфере творчества и при этом четкого порядка, о котором рассказывают все, кто работал и учился в лицее той поры (ни много, ни мало – 20 лет), – вдруг образовался смерч.  

Результатом стало уголовное дело, даже девять дней в тюрьме, изнурительные отношения со следствием. Оставим за скобками это пронзительную историю, скажем только, что через несколько лет следователя, который вел ее дело, посадили за взятку, а прокурор, подписавший ложное постановление, закончил жизнь самоубийством. «Все говорило в пользу того, что Михайлова невиновна, но ее все же осудили», – писал МК, так и есть.  Через несколько лет после этой истории, в прощеное воскресенье ей позвонил следователь, плакал, просил прощения, а потом сказал, что доказательство ее невиновности спрятаны в 10-м томе уголовного дела.

Началась эпоха испытаний. В конечном итоге ТБ изгнали из лицея, который она сама создавала. Школа-то была не частная, а государственная, а время изменилось. Эпоху Экспериментов сменила эпоха Большого Порядка. Татьяна Борисовна сложила вещи - тексты, номера журналов, концепции и фотографии - и покинула свой дом. Но ведь дом - это не стены, а то, где ты сам? Вместе с ней ушли и ее люди,  с ней остались дети, с которыми она продолжила заниматься журналистикой. Еще во времена расцвета лицея она создала  портал школьной прессы, объединяющий редакции школьных СМИ страны. Тусовка, образовательный проект и настоящая профессия Татьяны Борисовны. Ее даже назвали однажды катапультой, которая способствовала развитию медиаобразования в стране. 

Из “шинели” ТБ вышло множество профеcсионалов.  Но журналистами у нее особый счет. Сейчас она продолжает вводить в профессию все новых и новых молодых людей по всей стране. Ресурсный центр, который создан при государственном вузе, продолжает развивать портал школьной прессы и ведет информационное агентство “НАШпресс”. Она опять делает это не частным образом, не для собственного бизнеса. Она делает это для себя, для всех нас.

С юбилеем, ТБ!

Лица