Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

Как рождаются задания. Кухня «ЯКласс»

Как рождаются задания. Кухня «ЯКласс»

19 ноября, 15:00

#Подборки #Читателям

19 ноября, 15:00

Статья подготовлена с участием эксперта:

Кулик Наталья,
Кулик Наталья

Фото depositphotos

Платформа ЯКласс — это огромная библиотека заданий практически по всем школьным предметам. Мы попросили рассказать о закулисье создания материала главного редактора «ЯКласс» Наталию Коновалову, редактора раздела «Начальная школа» Римму Рахматуллину и автора заданий по русскому языку для начальной школы, учителя Кристину Рогозину. Как удаётся генерировать столько вариантов для каждого ученика? Что делать, если вдруг нашли неточность в задании? Почему технология drag-and-drop идеально подходит для малышей?

Процесс создания заданий

Создание контента, прежде всего — командная работа. Центральная фигура — автор, который его придумывает, при этом редактор играет роль методиста и педагогического дизайнера, тем самым помогая автору довести до совершенства своё творение.

Хорошие задания появляются только при правильном совмещении двух вещей: технологии и педагогики. Поэтому при разработке контента учитываются особенности сайта: его структура и технические возможности, функционал редактора GenExis, на основе которого из каждого упражнения может генерировать огромное количество вариантов.

Педагогический дизайн применяется как при разработке отдельного задания, так и для учебного предмета в целом. Мы, как в лего, складываем разные частички, и получается концепция предмета.

Любое учебное задание — инструмент по достижению планируемых результатов обучения через развитие определённых учебных действий Поэтому при разработке предметного курса мы не просто подбираем случайные задания, а создаём комплекс учебных задач, нацеленных не только на формирование предметных знаний, но и на развитие учебных навыков и познавательных процессов. 

Наталия Коновалова, главный редактор «ЯКласс», кандидат психологических наук, руководитель разработки линий учебников по физике и химии, автор учебных пособий: 

«Идеальное задание обучает, развивает и обязательно мотивирует, то есть ребёнку интересно его решать. Вовлечённые в игровую деятельность, дети думают: „Как здорово, мы обманули учителя, ничего не делали и весь урок играли“, а учитель, в свою очередь, завершая такой урок, потирает руки: „Какой я молодец: за весь урок столько всего изучили“. Такой взаимный обман прекрасен!»

Редактор предметов GenExis

У каждого задания и теста на «ЯКласс» множество вариантов с разными условиями. Ответы на них невозможно найти ни в Интернете, ни в учебных пособиях. В основе системы лежит редактор GenExis, созданный в Москве под руководством профессора кафедры математики Александра Гуртового. Он придумал алгоритм генераций, чтобы бороться со списыванием студентов.

Для каждого задания редактор генерирует больше 50 вариантов (их может быть и 35 тысяч), что в результате даёт режим «бесконечной» тренировки и решение проблемы с недобросовестностью учеников.

Экспертиза заданий

На сегодняшний день государство не требует экспертизы онлайн-ресурсов. Но на нашу платформу есть положительные заключения со стороны региональных министерств и институтов развития образования
Обычно авторы «ЯКласс» — педагоги-практики. На соответствие же научной базе задания проверяют редакторы и рецензенты. Кроме того, наш продукт «живой» — учителя и ученики могут обращаться к нам напрямую, присылать замечания или предложения по улучшению заданий. Возникает симбиоз разработчиков и пользователей. Поэтому свои предложения вы можете присылать через форму обратной связи на сайте.


Очень часто возникают научные разногласия, как трактовать ту или иную проблему. Например, однажды прислали замечание, что у нас абсолютно неправильно решается задача — в ней предполагалось, что на тело, лежащее на дне, действует сила Архимеда. Однако подход к решению таких задач неоднозначен, и в научно-педагогической среде мнения разделились. В вариантах диагностических работ ЕГЭ ФИПИ с 2016 по 2019-й годы неоднократно предлагались задания, решение которых подразумевало действие силы Архимеда на тело, лежащее на дне. Потому задача современного учителя не доказывать единственную возможную истину, а научить ребёнка ориентироваться в научном знании, показать наличие противоположных суждений тем самым развивая его критическое мышление. 

Кристина Рогозина, автор заданий по русскому языку для начальной школы, учитель:

«Ко мне на урок однажды внезапно попросилась мамочка ребёнка. Он, скажем так, звёзд с неба не хватал, но в силу возможностей обучался. Женщина пришла с претензиями: „Хочу посмотреть, чему вы тут учите и почему у нас тройки по русском языку“. Во время урока мы пытались ответить на один сложный вопрос. Мама вышла с урока и говорит: „Слушайте, я так и не поняла, в чём тут дело“. Через сутки она мне позвонила: „Я нашла ответ. Спасибо, что вы меня поставили в тупик и заставили думать целые сутки, какой суффикс тут написать“. Поэтому для меня идеальный урок, когда не все точки над i расставлены, а есть какой-то вопрос, когда ты выходишь с занятия и продолжаешь размышлять». 

Технология drag and drop

Самые интересные и доступные задания для малышей делаются на платформе по технологии drag-and-drop. С её помощью не надо пользоваться клавиатурой, а достаточно перемещать объекты внутри задания. Современные дети выросли со смартфоном в руках, и они пальчиком прекрасно работают по экрану, им так удобнее.

Технология интерактивная и прекрасно подходит для упражнений, построенных на основе геймификации. Например, задание «построй путешествие письма»: дети собирают по картинкам, как конверт бросают в почтовый ящик, как он приходит на почту, а потом его отправляют самолетом. Такое упражнение развивает у ребёнка наглядно-образное мышление. Или, например, конструирование предложения, когда из набора слов ребенку нужно собрать осмысленную фразу, способствует развитию его речи. 

Римма Рахматуллина, редактор раздела «Начальная школа»:

«Основная проблема образования — отсутствие или слабая мотивация к обучению. Отсюда и возникла идея с теорией-сказкой. Теория-сказка выполняет три функции: мотивация, цель, знания. Дети, знакомясь с нашей сказкой, вместе с героями встречаются с проблемой. В этот момент приходит и понимание цели обучения, и получение новых знаний. Теория, представленная в таких сказках, больше не скучный текст, а некая игра, которая ведёт к развитию мотивации у младших школьников».

 

Партнерский материал

Подписаться на канал ЯКласс