- Как обычно разрешаются конфликтные ситуации в школе?
- По-разному, в зависимости от ситуации. В моей практике бывали конфликты. В основном это конфликты не ученик-учитель, потому что хороший авторитетный педагог редко допускает конфликт. Я не говорю о каких-то дискуссионных моментах, когда ученик с тобой не соглашается – я поощряю, когда дети отстаивают свою точку зрения. А вот именно конфликт – взаимные оскорбления и тому подобное. Это в основном происходит с родителями. На моем педагогическом веку было два-три раза, когда ко мне приходили разъяренные родители. Я поступал по-разному.
В одном случае достаточно было выслушать родителей и объяснить, рассказать, что на самом деле произошло. Вы же понимаете, приходит ребенок домой и начинает рассказывать. Я знал, что это может произойти, и даже специально «нарывался» на этот конфликт, чтобы мама раз в девять лет пришла ко мне. Ученица получала в году «тройку», хотя считала, что может претендовать на «четверку». И впервые за девять мама пришла ко мне, чтобы выяснить, в чем дело. Она в течение десяти минут произносила монолог на повышенных тонах: как, что такое, травма ребенку. Я ее выслушал и после этого документально доказал ей, что оценка ее ребенка – «тройка». Я показал, какое количество уроков она посетила, на какие оценки она написала контрольные работы, как она отвечала на уроках и какие-то дополнительные факторы. Мама была очень удивлена, потому что часть из того, что я ей показывал, ребенок ей просто не сообщал. Мы разошлись не просто миром, а это был еще и очень хороший урок для ребенка и для мамы.
Иногда бывало, родители приходили с претензией, что ребенок из моего класса толкнул его ребенка. Это были двенадцатилетние мальчики, мы их вызвали, разговаривали с ними. Папа пришел разъяренный, но получил полное удовлетворение от ответа «я больше не буду», «вот так получилось» и все остальное, и ушел совершенно спокойный. Это произошло на перемене – мальчишки прыгают, бегают, но это все отрабатывается многими учителями, чтобы такого не повторялось.
Больше конфликтов в моей практике просто-напросто не было, потому что я стараюсь сделать так, чтобы им некогда было заниматься этими конфликтами, потому что они учатся. И чем больше ребенок загружен в этом отношении, тем меньше у него желания покачать права. Я все-таки историк, я и этому учу в том числе: конфликты будут настигать детей везде и всюду, и научить выходить из этих конфликтов – это тоже работа учителя.
Поэтому мне, например, непонятно, зачем нужны люди, которые будут учить решать конфликты. Зачем нужны уроки медиации, когда у нас на математику и русский язык не хватает времени. Вполне достаточно средств, методов, форм, чтобы разрешить эти вопросы в современной школе без этого новомодного и очень дорогого в финансовом отношении нововведения.