Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

«Как для взрослых, только лучше»: театр — среда развития ребенка

«Как для взрослых, только лучше»: театр — среда развития ребенка

14 декабря, 14:00

#Подборки #Читателям

14 декабря, 14:00

Статья подготовлена с участием эксперта:

Фотография автора

Оксана Шичко

Ведущий автор Педсовета


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Есть мнение, что драматический кружок нужен детям, которые мечтают стать профессиональными актерами. Но режиссер, педагог и руководитель Театра юношеского творчества в Санкт-Петербурге Евгений Сазонов знает: театр воспитывает душу, растит личность, поэтому студия идет на пользу даже будущим программистам, инженерам и бухгалтерам. Педсовет поговорил с Евгением Юрьевичем о том, чем отличаются ребята, которые с юных лет учились верить, как К. С. Станиславский, и задумывались над гамлетовским «быть или не быть».

Театр начинается с ребёнка

В каждой системе есть точка отсчета. В детском театре — это ребенок. На взрослой сцене материалом для работы режиссера является искусство актера. Дети этому искусству еще не научились, поэтому режиссер работает напрямую с душой. 

Матвей Григорьевич Дубровин, основатель Театра юношеского творчества, не собирался растить сплошь «москвиных» и «комиссаржевских». Создавая театр-школу в 1956 году, он отчетливо понимал, что средствами театрального искусства можно воспитывать. 

Главная задача ребенка — расти и развиваться. Так было во все времена, начиная с Древней Греции. Влияние оказывает среда, в которой происходит развитие. А театр — среда совершенно особенная: ребенок попадает в нее и уже никогда не покидает полностью. 

«Я вот попал к Дубровину школьником и до сих пор не могу из ТЮТа выбраться», — смеется Евгений Сазонов.

Если дети выбирают театр, он их меняет. Даже если они вырастут и не станут актерами, они впитают в себя культуру, атмосферу творчества, которая останется с ними, какую бы профессию они ни выбрали во взрослом возрасте. 

Дети приходят в театр за помощью

Дети приходят в студию с разными целями. Часто их приводят родители, чтобы у них было хобби, чтобы не шатались по улицам, чтобы начали, наконец, читать. 

«Я спрашиваю ребят на входе: „Ты зачем пришел в театр?“ И вот у них варианты ответов: „хочу стать актером“, „мама велела“, „мой папа здесь учился“. Очень редко говорят, что театр развивает. Но и это не вся правда», — говорит Евгений Сазонов. 

Дети приходят за помощью, хотя даже не осознают этого. Они хотят побороть страхи и комплексы, неумение взаимодействовать с другими. Ими движет желание удовлетворить свои человеческие потребности:

  • в общении; 
  • в познании; 
  • в игре.

Реализовать права

  • на собственное мнение; 
  • на совершение ошибки; 
  • на озорство. 

Театр откликается именно на эти потребности. Даже репетиция — не столько процесс создания спектакля, сколько удовлетворение порывов души, которые в большинстве случаев даже не формулируются. Выбор репертуара — как выбор судьбы. Нет такого ребенка, которого не взяли бы в театр, как и нет детей, не пригодных к театру. 

«Я всегда говорю ребятам, которые переступают порог ТЮТа: «Ты хочешь заниматься театром? Заходи!»

Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.

Что в программе?
— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.
— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.

А что в итоге?
Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Доступна рассрочка.

Узнать подробнее

 

Принципы театральной педагогики

Детский театр и педагогика неразделимы. Неслучайно в первом помещении ТЮТа за креслом М. Г. Дубровина висели два портрета — К. С. Станиславского и А. С. Макаренко.

В студии детей делают не объектами, а субъектами воспитания: поощряют творить, шалить, принимать решения. Задумка ТЮТа в том, чтобы сцена раскрывала детей и они раскрывались на сцене. 

Дубровин старался создать идеальный театр — без интриг, зависти и зазнайства. Чтобы сделать это, он исключил иерархию профессионального закулисья, где актеры и режиссеры — своего рода «небожители», а рабочие сцены, осветители, гримеры обеспечивают все их прихоти. Ребята в студии занимаются всем: сегодня играешь главную роль, а завтра помогаешь «ставить» свет, сегодня — режиссер, завтра — костюмер.

Педагоги вдумчиво работают с каждым ребенком, стараются не выделять любимчиков, не ограничивать детей оценками. В ходе репетиций не только детально прорабатывают сцены, движения, но и выясняются мотивы поступков героя, его мысли, чувства. 

Принципы работы педагога ТЮТа сформулировал еще его основатель, и за десятилетия они не менялись. Важно: 

  • быть высокообразованным человеком;
  • любить детей;
  • обладать чувством юмора;
  • не лгать;
  • видеть в ребенке человека;
  • не посягать на человеческое достоинство; 
  • с уважением и вниманием относиться к сделанному ребенком выбору; 
  • признавать право на игру и шалость;
  • разрешать быть самостоятельным и совершать ошибки.

В театральную педагогику люди приходят только по велению души. Других мотивов просто не существует. И стать педагогом может далеко не каждый:

«Педагог — это человек, который берет ребенка за руку и по узенькой дорожке ведет к вершине горы, показывает, куда ему идти дальше, и отпускает. Потом идет и берет следующего. Те, кто слышит это и говорит, что это скучно, никогда не станут настоящими учителями».

Многие выходцы из ТЮТа приходят туда преподавать — так поддерживается сообщество. «Печать ТЮТовца» безошибочно считывается годы спустя. Так поется и в песне, которую выпускники посвятили любимой студии: 

«Среди сотен людей похожих, я пойму, что ты из ТЮТа тоже».

 

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться