Как читать скандинавскую повесть «Вафельное сердце» в школе


Фотография: Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Школьная программа по литературе при обилии глубоких и сложных текстов не столь богата произведениями, которые дают положительные эмоции. Одного рассказа «Муму» хватает, чтобы от пятого класса осталось ощущение беспросветности. Но можно разнообразить круг чтения школьников. О том, как это сделать, на примере повести «Вафельное сердце» норвежской писательницы Марии Парр рассказывает учитель с 25-летним стажем и лауреат «Учителя года» Елена Нечаева.

Зачем читать «Вафельное сердце» в школе

Скандинавская литература близка русскому человеку, имена Астрид Линдгрен и Туве Янссон знакомы даже не читавшим их книги. «Вафельное сердце» продолжает эту литературную традицию. Как и в других произведениях скандинавской литературы, в нем, кроме светлых сторон жизни, затронуты и темные. Автор вместе с читателем проходит через них, показывает, что этого не нужно бояться и даже трагические ситуации можно пережить.

Эта повесть будет интересна не только детям, но и взрослым. Она о том, что каждый может быть неидеальным, делать то, что в его силах настолько хорошо, насколько это возможно. Герои учатся проживать все чувства, даже самые болезненные, и принимать других и себя со всеми особенностями.

Книгу можно прочитать уже в четвертом классе, но для совместной работы с учениками и создания дискуссии лучше всего предложить ее пяти- или шестиклассникам. 

Почему стоит брать «Вафельное сердце» для уроков литературы:

  • Глубокое содержание при увлекательном сюжете — можно рассмотреть взаимоотношения героев, их поступки и чувства, а не уходить только в литературоведческий анализ.
  • Доступность книги — она переиздавалась несколько раз, поэтому ее легко найти в библиотеках или в электронном формате. 

Часто у родителей нет возможности найти или купить книгу, которую учитель просит прочитать. Поэтому приходите к ним с этим заранее и предлагайте варианты. И всегда нужно иметь в виду, что, возможно, будет часть детей, которые не прочитают произведение по какой-то бытовой причине.

  • Главы — это отдельные истории, и, если нет времени охватить повесть целиком, можно проанализировать несколько законченных эпизодов. Они небольшие по объему и их можно прочитать прямо на уроке.  

Что затронуть при анализе повести

I. Композиция

События книги разворачиваются в течение одного года. Все начинается в первый день летних каникул, а заканчивается весной. Можно сравнить, как себя чувствуют герои и как они меняются от одного времени года к другому.

Главы про лето наполнены весельем, шалостями и свободой. Осень — время первых вызовов, когда к героям приходит осознание, что мир не идеален и полон трудностей. Зимой они взрослеют, переживают самые страшные испытания. В этих главах поднимаются темы старения, смерти и войны. 

За год дети взрослеют. Это подсвечивается в главе «Иванов день»: ребята сами, по своему желанию, готовят вафли. Они научились быть щедрыми и радовать других, а не только ждать, что их порадуют. 

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

II. Повторы

В тексте есть образы-символы, которые встречаются не единожды, и каждый из них автор вводит неслучайно. 

  • Живая изгородь — с одной стороны, отделяет две семьи, с другой — в ней есть проход, который никто не заделывает, — это символ непрерывной связи.
  • Картинка Иисуса — появляется в нескольких главах, когда переходит из рук в руки; она становится символом отваги, доброты и великодушия.
  • Образ жениха и невесты в Иванов день — в главе «Тушение ведьмы» их изображают дед и баба-тетя. Книга заканчивается тоже Ивановым днем, только жених и невеста уже другие. Это символизирует перемены, продолжение жизни и начало нового годового цикла. 

III. Система персонажей

В тексте выделяются три группы: 

  1. Соседи: Вера Юхансен, Мария-Верхняя и Улова-Ловиза, Маргот и Биргер, Эллисив, Кай-Томми, Юн-с-горы.

Это хоть и второстепенные персонажи и для главных героев посторонние люди, но каждый из них играет важную роль в сюжете. 

Можно подобрать вопросы для викторины, чтобы дети смогли рассказать про каждого из этих героев и как они связаны друг с другом.

  1. Семья: дед и баба-тетя, мама, папа, мама Лены, Исак, дядя Тор, Магнус, Мина, Трилле, Крёлле, Лена.

Это идеальная семья, в которой каждый понят и принят и до каждого есть дело. Их главные ценности — любовь и забота о других. 

  1. Трилле и Лена — выделяются как пара противоположностей, дополняющих друг друга. 

Постепенно оба героя меняются и обретают качества, которые не были им присущи. За зиму Трилле становится более активным, действующим и пытается изменить то, что в его силах, а Лена — более чуткой и внимательной к другим.

Елена Нечаева предлагает составить литературные карты становления Трилле и Лены. Дети ставят точку A (начало произведения) и точку B (финал) и показывают, как изменились герои, подтверждают это цитатами и указывают поворотные пункты в их истории.

IV. Интрига

Основная интрига связана с отношениями Трилле и Лены. В самом начале повести мальчика мучает вопрос, считает ли она его своим другом: «Она мой лучший друг, хотя и девчонка. Я ей этого никогда не говорил. Не решаюсь сказать, потому что не знаю: а вдруг она меня своим лучшим другом не считает? Иногда я верю, что считает, иногда — нет. Это по-разному бывает». 

И только в предпоследней главе читатель узнает, кто Трилле для Лены. Впервые она говорит об этом, когда лежит в больнице после того, как спасла его из пожара: «Я же не хотела, чтобы мой лучший друг сгорел там с концами».

Елена Нечаева делится, что однажды проводила мероприятие по «Вафельному сердцу», в котором участвовали даже родители. Они вместе обсуждали повесть и стихотворения на темы, которые в ней подняты, вспоминали другие литературные пары противоположностей: Тома Сойера и Гекльберри Финна, Ленского и Онегина.

V. Категория телесного

История рассказана от имени Трилле, поэтому читатель сближается с ним и сопереживает ему. Автор отмечает не только эмоции и чувства, но и телесные ощущения, которые очень важны в восприятии событий. Например, когда наступает зима, Трилле говорит, что это время колючих свитеров и колготок. 

Можно посмотреть, в каких еще произведениях этому уделено внимание, и провести параллели с ними (Н. В. Гоголь «Старосветские помещики», И. С. Шмелев «Лето Господне» и др.)

Какие форматы подойдут для изучения повести

  1. Просто прочитать и составить собственное мнение может быть единственным видом работы с текстом.
  2. Подобрать к каждой главе новое слово для расширения кругозора. Например, «джамп-кат» — вид монтажной склейки. Похожий прием использован в первой главе, его можно научиться не только наблюдать в текстах, но и использовать в сочинениях. 
  3. Провести самостоятельную работу с вопросами на знание текста. 
  4. Составить викторину.
  5. Испечь вафли и устроить чаепитие с обсуждением книги — этот формат идеален для конца учебного года. 

Выпустить детей с этой книгой на каникулы означает сказать им: «Дети, посмотрите, сколько классных и интересных книг! Почитайте, пожалуйста, на каникулах». 


Материалы по теме:


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
Русский язык и литература Молодым учителям