К чему приводит безответственная педагогика

Александр Городинский называет себя педагогическим терапевтом. Имеет право! У него и педагогическое, и психологическое образование. Но самое главное - огромный опыт. Еще в советское время он работал педагогом, директором школ и интернатов в Латвии, а потом - учителем в США. Продолжаем публикацию рассказов Александра о его учениках, о том, как он и его коллеги помогали им справляться с жизненными трудностями и взрослеть. Уверены, что вы сможете почерпнуть из этих историй много полезного, но, самое главное, вдохновляющего для того, чтобы завтра снова прийти к детям.

Джо просто ничего не хотел делать, что не вызывало у него удовольствия. Со временем это нехотение превратилось в устойчивую привычку и, более того, в твердое убеждение. Будучи неглупым парнем, Джо легко создавал условия для реализации своего удовольствия.

Большую часть суток  он буквально ничем не занимался. Кто-то читал, кто-то играл на компьютере, кто-то тратил время на приготовление уроков, кто-то помогал родителям. Но только не Джо. Он вообще ничего не делал, только ел, спал и смотрел телевизор. Причем, его лень распространялась не только на работу и учебу, что понятно, но также на мышление, на ощущения, на эмоции. Одним словом, на все.

В школе на уроках он вел себя аналогично, то есть ничего не делал, только спал, ел в возможное для этого время. В семь лет он начал курить, что придало некоторое разнообразие его размеренной жизни.

School photo created by freepik - www.freepik.com

Поскольку его ум по природе мог воспринимать информацию, то Джо знал кое-что о мире и о себе. Так как он учился в государственной школе, то этих знаний вполне хватало, чтобы успевать по программе и переходить из класса в класс.

Надо отметить, как бы ленив не был человек, все же стремление к самовыражению и самореализации у него присутствует в той или иной мере.

В этом смысле Джо не являлся исключением. Успешно самовыражаться Джо научился в одном: грубить взрослыми и, прежде всего, учителям. Сверстникам он грубил не всегда, только в том случае, если был уверен, что не получит сдачи. А вот сквернословить в адрес взрослых Джо научился с раннего детства – это безопасно, в силу американских политкорректных законов.

Конфликты с педагогами и администрацией приводили к тому, что его постоянно переводили из одной школы в другую. Что, в свою очередь, придавало некоторый шарм его личности, и даже первоначальный авторитет среди одноклассников.

Конечно, такой авторитет «держался» недолго, но хватало для самореализации на какое-то время. Потом другая школа и другие почитатели.

Одна активность приходилась особенно ему по нраву: Джо время от времени любил привлекать особенное внимание к себе – да, такое – что все сбегались посмотреть. В этом действии у него заключался особый фан.

Джо любовался и наслаждался проиходящей вокруг картиной до тех пор, пока позволяла лень. Воплощать в реальность свои «самодельные спектакли» он научился сполна. Долго обдумывал сценарии и постановку, например симулирование самоубийства, эпилепсии или перелома руки. При этом происходило всегда одно и тоже: толпа одноклассников и взрослых вокруг, а их лица выражают ужас и сочувствие. Подобные сцены ему очень нравились. Самое главное – после таких представлений и учителя, и родные надолго переставали что-либо от него требовать. На время наступала желанная идиллия ничего неделания.

Так бы все продолжалось, если бы не одно обстоятельство, которое его волновало. Учитель по математике никак не реагировал на эти спектакли. То есть, конечно, реагировал, но от этого ничего не менялось в его оценках и в требованиях: как задавал много и сложно, также и после «спектакля».

Да, учитель математики несравненно умнее и «интереснее» остальных учителей, но у Джо это не вызывало радости. Тем более, что одноклассники математика уважали.

Вначале хотелось избавиться от мешающего жить учителя известными и испытанными способами: клеветой или скандалом. Скажем, написать записку перед «смертью», нечто о сексуальных притязаниях, или что-нибудь о дискриминации. Разумеется, это была бы чистая фабрикация и очередная ложь, но такая, которая, как правило, срабатывает.

Джо до сих пор не сделал этого только потому, что хотелось добиться участия в его игре со стороны ненавистного учителя или, на худой конец, хотя бы сочувствия.

Разные «театральные» потуги продолжались почти весь учебный год, но без  результатов. Наконец, Джо придумал совершенно новый «спектакль». Этого еще он никогда не делал.

Когда проводился очередной тест по ненавистной математике, Джо выпил таблетки, вызывающие пену изо рта. После этого упал на пол, стал дергаться, в конвульсиях и кричать, что ненавидит учителя. При этом вид у него был ужасный: выпученные глаза, грязная пена изо рта. Он настолько вошел в свою роль, что даже описался.

Так, дергаясь в своей луже, с искаженным лицом, он вызвал «внимание» к себе со стороны одноклассников и, на сей раз, учителя. Тест оказался сорванным. Учитель искренне переживал... Вызвали скорую. Джо увезли. Тест провели на следующий день уже без Джо. Учитель уволился.

На этот раз «фокус» у Джо удался, и свою цель он достиг. Жаль только, что он слишком много принял таблеток для «спектакля» и таким образом повредил свой желудок. Если бы он сразу сказал, почему пена шла изо рта, то ему бы помогли, но Джо скрывал этот факт, и врачи лечили его совершенно от другого, более серьезного недуга.

...А в остальном, все в порядке. Теперь Джо учится в школе для инвалидов. Получает денежное пособие от государства. Зато может вполне реализовать свои желания ничего не делать уже на законных основаниях.

Он действительно ничего не может делать. Только спать и смотреть телевизор. Кормят его медицинские сестры. А в остальном чувствует себя достаточно комфортно, то есть беззаботно. У него есть все, чего он хотел... А надобность в «спектаклях» отпала сама собою.

Подписаться на канал Александра Городинского

Вы можете также принять участие в международном конкурсе литературного творчества «Вселенная Учитель» и рассказать о своей педагогической практике и своих учителях.

Воспитание
Вам будет интересно: