Лично я восхищаюсь молодыми репетиторами, ведущими свои занятия дистанционно.
Например, репетитор по истории Илья Александрович Созонтов. Он татуированный рэпер, автор Инстаграм блога, называет своих читателей «коты» и запросто вовлекает в беседу: «Вчера словил мощнейший инсайт, аж чипсину мимо рта пронес»…
Мне нравится его остроумие и непринужденность, я благоговею перед его знакомством и совместной работой с Леонидом Парфеновым, но когда вижу в шапке профиля, что 2/3 учеников сдают на 85+ баллов, сникаю.
Мне до такого далеко. Каждый год разброс баллов от 60 до 90+. Выдавать столь мощные результаты, да еще онлайн, это запредельно для моего понимания. Поэтому я даже не пытаюсь купить его интенсив «Таргетированная реклама Facebook и Instagram». И не мечтаю о миллионах в онлайн, которые сулит его друг репетитор-бизнесмен Юрий Спивак.
Так и протекала бы эта сказочная онлайн реальность параллельным миром, если бы коронавирус сама жизнь не подтолкнула к обретению нового опыта.
И вот уже четыре недели я отработала в онлайн режиме.
Есть ли плюсы?
Безусловно. Я могу отправлять ссылки на статьи «Дилетанта», материалы «Постнауки» и «Арзамаса» одновременно с объяснением соответствующей темы. Мы разбираем задания с «Решу ЕГЭ» здесь и сейчас, определяем объем вопросов, которые необходимо повторить-закрепить. Заходим в онлайн-коллекции «Эрмитажа», музеев Московского Кремля, когда изучаем вопросы культуры. Находим удобоваримые карты, более толково отражающие нужные события.
Но максимальная наполняемость моей группы три человека. Я знакома с ними лично, у нас уже сложились отношения не только с ними, но и с некоторыми родителями. Тут можно поставить смайлик, вы понимаете...
Как бы это выглядело, если бы группа была больше 10 человек? Возможен ли контроль ситуации (качества усвоения материала) при таком количестве? И гарантия шести человекам из этих десяти 85+?
Да и минусов хватает.
В этом году в связи с изменениями ОГЭ по обществознанию случился приток девятиклассников в наш центр. В работе в реале с ними приходится периодически кидать строгие взоры, произносить педагогические спичи, а иногда, скрывать не буду, апеллировать к родителям. Не ко всем и не всегда, но случается. Влияние гормонов на центральную нервную систему подростков никто не отменял.
Занятия с девятиклассниками еще раз доказали, что ведущим типом их деятельности является общение.
В онлайн формате на платформе Видеомост есть опция приватного чата, ею и воспользовались отдельные несознательные личности. Они же пытались находить ответы на мои онлайн вопросы в Интернете и только резвый перестук клавиш помог разоблачению шалопаев. Не могу назвать эти эпизоды фактами, иллюстрирующими суперэффективность моего урока.
До спасительной отмены экзаменов по выбору я успела провести четыре таких занятия. И в момент прощания со своими подопечными девятиклассниками самой грустной была точно не я.
Случаются и технические сбои. Иногда приходится переходить на видеозвонки по Whats app, который ограничил количество абонентов до четырёх человек.
С одиннадцатиклассниками в период длинных выходных занимались утром, с окончанием каникул перешли на послеобеденное время, но выяснилось, что в некоторых школах собственно дистанционное обучение так и не началось, им просто выдают задания, которые необходимо выполнить и отправить в электронном виде к определенному сроку.
Думаю, это связано с тем, что школы не могут найти стабильно работающую платформу для занятий с большими группами.
Я не могу делать глобальные выводы из своего скромного опыта, но склоняюсь к мысли, что внедрение дистант занятий вещь полезная, но требующая более детального изучения с технической и организационной сторон.
Пока вижу это как сочетание онлайн и оффлайн форм. При условии личных контактов с родителями как встроенной опции, конечно. И снова просится смайлик.