Инклюзия через суд

Одно дело - декларировать курс на инклюзивное образование, другое - предоставить детям с инвалидностью необходимые условия для обучения. В самых сложных условиях при внедрении инклюзии  оказались сельские школы, испытывающие недостаток финансирования и отсутствие специалистов. Мама ребенка-аутиста подала в суд на школу в селе Золотое Поле Кировского района, администрация которой не создала условий для обучения в соответствии с рекомендациями ПМПК психолого-медико-педагогической комиссии).  Дело решилось в пользу мамы, но родители других детей собираются устроить забастовку - не водить детей в школу в случае, если ребенок-аутист будет учиться с ними в одном классе, пишет RG.RU. 

"суд"

По словам председателя Комитета по образованию, молодежной политике и спорту Госсовета РК Владимира Бобкова, Крым входит в пятерку лидеров по России по методикам инклюзивного образования и является пилотной инклюзивной площадкой. Не все ситуации, возникающие в процессе, можно отрегулировать нормативными актами, считает Бобков, да и цифры совсем не радостные: только в Симферополе ежегодно на 20 человек увеличивается количество детей, вынужденных посещать учебные учреждения для детей с ограниченными возможностями.

Ситуация

Сын Татьяны Багаевой Иоанн дожен посещать школу по месту жительства в селе Золотое Поле Кировского района в соответствии с предписанием ПМПК, но администрация учреждения не создала ребенку необходимых условий. Оказалось, что в школе нет кабинета коррекции (его опечатали по требованию Роспотребнадзора, как нуждающегося в повторном ремонте), нет тьютора, которая уволилась после окончания Иоанном первого класса. С начала учебного года мальчик не посещает занятия. 

В декабре этого года Кировский районный суд обязал администрацию школы предоставить ребенку кабинет для коррекционно-развивающих занятий и воспитателя-тьютора. Но сельская школа не в состоянии выполнить эти требования: кабинет коррекции не может быть использован для обучения по заключению Центра гигиены и эпидемиологии в РК, так как  не соответствует санитарным нормам. В качестве кабинета коррекции Багаевым предложили читальный зал. Но сейчас там температура не поднимается выше 16 градусов,и мама Иоанна просит другое помещение.

По совам директора школы, никаких свободных помещений в школе нет - все классы заняты. Для того, чтобы в читальном зале была нормальная для функционирования температура, его необходимо ремонтировать - менять пол и окна, а денег на ремонт нет. Кстати, школа не ремонтировалась в течение 50 лет.

Багаевы занимаются в столовой: рисуют, играют, но уроков у ребенка нет. Вакансия тьютора все еще открыта, но найти его в сельской местности нереально.

Оборотная сторона

По мнению учителей, Иоанн сложно обучаемый и нарушающий дисциплину ребенок, концентрация внимания пропадает у него  уже через 10 минут. Иоанн практически не разговаривает и не общается с однокалссниками. А их родители, как и педагоги, считают, что будет лучше для всех, если он перейдет на индивидуальное домашнее обучение по специальной программе, разработанной школьным учителем и специалистами центра инклюзивного образования. Как говорят родители, Иоанн мешает другим детям, ходит по классу во время уроков, отвлекает одноклассников, может вцепиться в волосы. Родители опасаются за жизнь и здоровье своих детей и собираются устроить забастовку - не водить детей в школу, если на ситуацию не обратят внимание. Родители уже написали главе Крыма, главе Госсовета, собираются писать и президенту.

Конфликт

Мама Иоанна категорически против индивидуального обучения, как и против повторной психолого-медико-педагогической комиссии, за которую выступают родители. Закон на ее стороне, и Татьяна Багаева требует от администрации школы того, что декларирует действующее законодательство - закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановление минобраза РК об организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Крыма.

Решение суда о предоставлении кабинета для коррекционно-развивающих занятий и воспитателя-тьютора вступает в силу 4 января 2018 года. А пока Иоанна и его маму администрация школы не пускает в здание по причине якобы отсутствия медицинской документации, хотя она есть в медицинской книжке, которая хранится в архиве делопроизводства.

Коррекционное образование