Геймификация «здорового человека»: как внедрить игры в образовательный процесс и не пожалеть


Источник: МиКЭБИ

В последние годы игрофикация из эксперимента превратилась в почти обязательный элемент учебного процесса: если педагог не использует игры, его методы преподавания кажутся устаревшими. Однако неудачная геймификация приводит к разрушению команд, ударам по самооценке детей и падению мотивации. Как внедрить игры в занятия и не пожалеть? Об этом мы поговорили с Юрием Гатановым — кандидатом психологических наук, научным руководителем Фонда развития образования МиКЭБИ.

Играть или не играть?

Игры не всегда помогают обучать. Они повышают краткосрочную мотивацию до пиковых значений, и благодаря этому ребенок какое-то время учится и решает задачи интенсивно и в высоком темпе. Но, чтобы ввести его в это состояние, понадобится довольно много времени от занятия. Пока объяснишь ученикам правила и вовлечешь в игру, пройдет уже пол-урока.

Кроме того, многие учителя не всегда жалуют игры не только из-за трудоемкости подготовки, а еще потому, что прямое обучение гораздо эффективнее позволяет запомнить и использовать большие объёмы информации. Это доказано экспериментом Джона Хэтти — профессора Мельбурнского университета и главы Мельбурнского научно-исследовательского института образования, автора знаменитой книги «Видимое обучение». 

Однако ребенок, который запомнил и использовал информацию — не то же самое, что счастливый и мотивированный ребёнок. Более сложные и абстрактные вещи не решаются только прямым обучением. И тут мы прибегаем к играм.

Дзен геймификации

Что такое эффективная геймификация? 

С одной стороны, она мотивирует ребенка, а с другой — успешно решает обычные школьные задачи. Именно стабильность мотивации и заинтересованности — главная цель применения игр на занятии.

Игра должна быть постоянной, не меняться каждый урок, иначе детям придется все время разбираться в новых правилах, и эффективность обучения упадет. Игра должна возобновляться, чтобы ребенок, единожды усвоив правила, возвращался к ней сколько угодно. Но при этом она не должна наскучить!

Еще одна составляющая эффективной геймификации — это оперативная и подробная обратная связь. Она позволяет участнику чувствовать себя уверенно и понимать, на каком уровне он находится. В школе дети получают оценку за контрольную в лучшем случае на следующий день, и это снижает вовлеченность. А в игре они видят мгновенный результат, и на основе обратной связи так быстро делают новый выбор.

Игра vs работа

Часто обучение преподносится как серьезная работа: за ошибки следует наказание и публичная «порка». От этого репутация ребенка в коллективе может падать. Промах в контрольной работе означает снижение оценки, на олимпиаде — выбывание из списка сильнейших. Но если в обучении ребёнок дорого платит за ошибку, он будет бояться пробовать новое — это убивает образовательный процесс.

В игре, в отличие от работы, есть возможность попробовать себя в разной роли и поэкспериментировать с разными подходами — при этом не испытывая страха наказания. Геймификация дает ребенку право на неудачу, и снижает цену ошибки. 

Еще один плюс игры — свободное объединение. Если на уроках учителя могут директивно объединять детей, которые не дружат между собой, то в игре дети свободно выбирают себе партнеров.


Источник: МиКЭБИ

Конкуренция или сотрудничество?

Многим кажется естественным выстраивать игру вокруг соревнования: желание выиграть приравнивается к желанию играть. Но если дети соревнуются друг с другом, то команда разрушается — отстающий игрок становится не нужен, а слабости порицаются, ведь они мешают выиграть. В трудной ситуации члены команды начинают искать виноватого, и из-за обиды дети могут даже начать работать против группы. 

Если вы сравниваете учеников друг с другом — вы разрушаете способность детей сотрудничать, а это очень важная вещь. Игры не должны разрушать сотрудничество.

Если награждать только чемпиона, для всех остальных снижается смысл участия, а с этим теряется и мотивация. Это хорошо видно на олимпиадных отборах. Многие дети заранее сдаются: зачем участвовать, если понятно, что не победим? Чтобы этого избежать в игре, нужно, чтобы все одинаково получали от нее радость.

Слом стереотипов

У Фонда МиКЭБИ есть любопытный кейс. Мы разрабатывали механику игрофикации для 4 класса и получили обратную связь от учительницы. Она была удивлена результатами: предыдущие 3 года в ее выпуске лучшими были девочки, а после введения игр, впервые в лидеры вырвались мальчики. Они неожиданно появились в командах олимпиад, и к ним еще примкнула девочка не из числа «привычных» отличниц.

Что же произошло? Лидерство захватили не самые старательные, а самые увлеченные ученики, а из них большинство — мальчики.

Успех в игре зависит еще и от гендера, ведь мальчиков и девочек с детства учат разным играм. Для девочонок это игры с небольшим числом участников, где одни действуют по очереди, пока остальные наблюдают, — так легче контролировать происходящее и следить за соблюдением правил игры. 

«Девочковые» игры очень чувствительны к нарушениям — если кто-то начнет играть, например, в классики нестандартным образом, это скорее встретит непонимание. Мальчишеский футбол, наоборот, поощряет делать необычные и рискованные ходы — можно обвести 5 футболистов, упасть, толкнуть соперника. В нем происходит множество событий происходит одновременно, и всё может пойти не так. Чем у тебя более «бойцовский» вид, тем большего ты стоишь как игрок. 

Перенесемся в школу. Учителя в началке — в основном женщины, соответственно, на уроках они задают правила, выигрышные для девочек — не выкрикивать с места, отвечать по очереди, подчиняться правилам. Геймификация ломает этот подход, позволяя мальчикам и менее старательным ученикам вырваться вперед.

Резюмируя, эффективная образовательная игра:

  1. Проста в правилах, чтобы её не нужно было долго внедрять, но не наскучивает быстро, чтобы в неё можно было сыграть много раз.
  2. Обеспечивает быструю обратную связь и дает возможность принимать решения на основе обратной связи, меняя стратегию игры.
  3. Даёт игроку право выбора.
  4. Поощряет свободное объединение игроков и взаимопомощь.
  5. Поощряет всех, а не только чемпионов. Желание вырвать победу у остальных перестаёт быть главным в игре. «Средние» и «слабые» игроки тоже получают радость от игры.  

Арифметические игры

Этим критериям соответствуют Арифметические игры — марафон по решению простых коротких заданий из школьной программы по математике. Задания написаны на карточках, разделённые на уровни сложности. Одну карточку можно решить за несколько минут. За каждое верно выполненное задание игрок получает баллы. Чем сложнее уровень — тем больше очков. 

Ученики могут выбрать комфортный для них уровень и многократно поменять его прямо во время игры. Баллы меняются на призы от партнёров: так вознаграждается труд каждого ребенка.


Источник: МиКЭБИ

Между играми есть временная дистанция — дети понимают, что следующая игра состоится тогда, когда у них накопятся достоточно новых знаний. Благодаря повторяемости не нужно повторно объяснять правила, а дети сами мотивированы решать лучше и получать больше баллов.

Мы протестировали модель Арифметических игр в школе оказались довольны результатами — даже с окончанием игры дети с вниманием слушали объяснение учителя: повысилась мотивация получать знания, так как они приводят к реальному вознаграждению. В настоящее время мы развиваем Арифметические игры онлайн, стараясь дать возможность поучаствовать как можно большему числу детей.

Подписаться на канал Интерактивные технологии

 

Партнерский материал
Математика
Вам будет интересно:

Комментарии (0)