«Уволен по статье за аморальное поведение» - такая формулировка все чаще стала звучать в отношении учителей. За последние 5 лет ежегодно в московских школах по статье «аморальный проступок» увольняют 10 -15 учителей. Для педагогов - это по сути «волчий билет». Что стоит за формулировкой на самом деле, рассказали на пресс-конференции «Аморальный учитель: что скрывают школьные стены?» в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей».
«Стриптиз»
58-летняя учитель географии столичной школы №1256 Светлана Колядова была уволена в июне прошлого года за «аморальный проступок, несовместимый с педагогической деятельностью». Её обвинили в том, что она якобы при восьмиклассниках подняла блузку и чуть ли не пустилась в пляс. По словам учителя, завучи, которые отразили показания в служебной записке, не учли, что в тот день педагог была не в блузке и ходила, опираясь на костыль вследствие перенеснной операции на ступне. По мнению Колядовой, директор школы решила таким образом избавиться от неугодного ей педагога.
«Если я видела, что нарушается закон, я обращалась в прокуратуру, в Департамент образования. Естественно, что директора это нервирует, потому что он не хочет, чтобы на него писались жалобы. Да и уволить по другой статье невозможно было меня, я не нарушала дисциплину, я всегда ответственно ко всему отношусь. «Аморальное поведение» - это единственная статья, которая возможна».
Я прочитала трудовой кодекс и узнала, что учитель имеет право на прием пищи и отдых. В этой связи я попросила администрацию школы правильно выстроить график учителей. На мои претензии директор сказала мне, что учителю, который занят своим делом, — некогда читать трудовой кодекс. По нашим школьным внутренним актам учитель мог только тайно покинуть рабочее место попить воды, чтобы не быть наказанными. Я решила, что со статьей в трудовом кодексе мне будет просто. Однако в районном суде я дело проиграла, а когда вернулась на работу, ко мне стали применять репрессии. Мне сократили часы до 9 в неделю (это пол ставки) и даже не пускали на рабочее место. Меня обвинили в том, что я задирала блузку на уроке. Но в моем возрасте вообще тяжело что-либо высоко задирать.
После долгого пути судебных тяжб Светлана Колядова была восстановлена в должности - 31 января Люблинский районный суд Москвы восстановил ее на работе и постановил выплатить компенсацию за вынужденный семимесячный прогул.
«Педофилия»
Учителю физкультуры московской школы №170 Валерию Литвинову администрация школы инкриминировала педофилию, предоставив фото и видео, на которых педагог прикасается к ученице.
Все началось на фоне того, что я являлся председателем профсоюзного объединения нашей школы. Еще до моего назначения, я обратил внимание на выдачу уведомлений о понижении нагрузок у учителей, которые заставляли подписывать «задним числом». Когда я начал отстаивать свои права и права коллег началась эта история. Прямо перед увольнение администрация школы обзванивала родителей учеников с целью накопать что-то на меня. 23 июня меня вызывают к директору и предлагают расписаться в документе об увольнении. Никакой информации мне не предоставляют, а говорят, что основание - это Конвенция о правах ребенка. По этим обвинениям я просто не имею права трогать детей, то есть учитель физкультуры должен телепатически страховать детей во время тренировок.
В феврале 2018 года Мосгорсуд подтвердил законность увольнения Валерия Литвинова. При этом родители школьницы высказывались в защиту Литвинова, но суд доводы родителей не принял.
Для меня это было шоком, когда мне объявили, что меня увольняют за «аморальное поведение». Я проводил обычный урок, просто показывал ученице технику, как надо выполнять упражнение. Все это было под камерами видеонаблюдения, они даже не предоставили видео на суде, просто показали вырезанное фото, где я держу ее за руку. Для меня эти обвинения странные. Тем более прямая обязанность учителя физкультуры - страховать детей, они могут травмироваться. В моих должностныхобязанностях прописан прямой контакт с детьми.
Валерий Литвинов - учитель в третьем поколении, призер конкурса «Московский Учитель года -2008», намерен защитить свое имя и добиться восстановления справедливости. Сейчас он работает таксистом.
«Дебоширство»
Травля учителя математики школы №2097 г. Москвы Натальи Меднис началась с того момента, как она путем математических действий высчитала, что школа сэкономила на зарплатах ее коллег 43 миллиона рублей. По версии администрации школы, «аморальный поступок» заключался в том, что она толкнула социального педагога, назначенного дежурным администратором, а также пыталась вырвать у нее из рук запрос на объяснительную в связи с опозданием на урок. Теперь Наталья Меднис пытается отстоять свое доброе имя в судах и не может найти работу.
Я и не могу работать, у меня «волчий билет» без права заниматься педагогической деятельностью, как у меня и написано в трудовой. То есть я ни в одну школу устроиться не могу в принципе.
Чтобы доказать свою невиновность, Наталья Меднис планирует дойти до Европейского суда, если потребуется.
«Мы хотим обозначить проблему. Три человека с совершенно разными ситуациями с судебной точки зрения: выигранный суд, уже проиганый на городсокм уровне, и суд, который, надеюсь, будет выигран. Надо поставить громко проблему. До сих пор СМИ громко писали об этом, как об отдельных фактах», - заявил сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
«Посмотрите на схемы, по которых нас увольняют - они одни и те же», - считает Светлана Колядова.
Надо отменять 28 статью закона «Об образовании», где все права предоставлены директору. Директора злоупотребляют этими правами и лепят эту статью куда угодно, лишь бы уволить учителя без права практически дальнейшей педагогической деятельности. Это - «волчий билет». Это страшное дело для учителя.