Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

Чему педагог может научиться у туристического гида

Чему педагог может научиться у туристического гида

15 января, 09:37

#Подборки #Читателям

15 января, 09:37

Статья подготовлена с участием эксперта:

Фотография автора

Евгений Фатьянов

Экскурсовод, журналист, преподаватель русской школы «Колобок» (Барселона)

У туристического гида и школьного учителя много общего: оба знакомят с новой информацией, должны уметь заинтересовать слушателей. Евгению Фатьянову, можно сказать, повезло вдвойне: он уже восемь лет работает гидом по Барселоне и учителем в местной русской школе. Поэтому мы попросили его рассказать, чем одна профессия оказалась полезной для другой.

Аховые моменты

Подготовка каждой экскурсии похожа на написание сценария. Важно не просто рассказывать историю, но и уделять внимание каким-то неожиданным сюжетным поворотам — это помогает заинтересовать слушателей. Моменты, которые заставляют туристов максимально включиться и ахнуть, забыть о только что поступившей смске или о пролетевшем мимо попугае. Это может быть даже шокирующая информация («На этом месте катились отрубленные головы») или интересный анекдот. Подобные элементы я стараюсь вмонтировать в сценарий экскурсии каждые 15-20 минут. Они бодрят туристов и заставляют сконцентрироваться.

Приемы, которые помогают вернуть внимание детей к теме урока, я стал использовать и в классе. Для каждого занятия готовлю как минимум три «фишки». Например, при рассказе о склонениях имён существительных беру для примера слово «алхимик» и сопровождаю полуреальной историей, как однажды в Барселоне жил алхимик, которому удалось изобрести волшебный философский камень, и этот камень до сих пор не могут найти. Или на уроке истории о Ледовом побоище привожу факт, как во время съёмок фильма «Александр Невский» звукорежиссёр брал кочан капусты и сжимал его в руках, чтобы воссоздать звук трескающегося льда. Его записывали и в фильме накладывали на кадры ломающихся льдин. И тут же — на уроке — мы с учениками пробуем «сжимать» капусту и слушаем, похоже ли это на треск льда. 
Однако нельзя, чтобы подобные исторические анекдоты превалировали над основным материалом, как и нельзя, чтобы экскурсия состояла только из подобных историй.

Интрига

Каждая экскурсия должна содержать какую-то загадку, разгадать которую предстоит в конце. «Обратите внимание, что окна в домах в нашем городе меняют размер в зависимости от этажа. Чем выше этаж, тем размер окна меньше. Как вы думаете, почему? Подсказки будут по ходу нашего путешествия. Посмотрим, сможете ли вы догадаться к концу экскурсии...».

Урок я тоже часто превращаю в разгадывание центральной загадки. Каждая часть занятия содержит вопрос и разгадку-ответ. Если внимательно слушать учителя, то задачу можно решить легко. Например: «Сегодня на уроке мы поговорим о трёх поэтах. Кто из вас сможет в конце занятия назвать мне имя отца того из них, кто прожил самую долгую жизнь, получит дополнительную «пятёрку». Дети вынуждены запоминать годы жизни поэтов и их отчества. А на уроке о существительных я ставлю на каждую парту две пустые трёхлитровые банки и прошу за время занятия опускать в них только те предметы, названия которых я буду произносить. В одну — слова мужского рода, в другую — женского. Или, для примеров, выбираю такие слова, чтобы из их начальных букв можно было составить другое слово. 

Визуальная информация

Нельзя просто рассказывать — нужно как можно больше показывать. Часто визуальная информация запоминается легче, быстрее и остаётся в памяти на долгое время. На экскурсии у меня с собой планшет, на котором можно увидеть, как выглядело то или иное место сто лет назад или какая была погода в тот день (схема из дневника погоды школьника или фотография из газеты официальной сводки погоды). 

Мои уроки — тоже сплошные показы. Часто интерактивные. И не обязательно схемы и фотографии. На уроке истории о московском Кремле, дети строят стены из деталей конструктора Лего. При этом класс делится на три группы и каждая группа сооружает свою сторону крепости со всеми башнями. В итоге ученики запоминают и то, что Кремль по форме треугольник; и то, что содержит он двадцать башен; и даже название и расположение каждой башни. Или на уроке о прилагательных на одного из учеников надевается шапка с надписью «берёза» (или любое другое слово) и при помощи прищепок другие дети прикрепляют к главному герою листочки с характерными прилагательными — «стройная», «ветвистая», «высокая»...

Комментарий «Сторителлинг в образовании»: Вовлеченность и интерактивность, которые использует в своей работе Евгений Фатьянов — примечательные особенности и цифровых видеоисторий, которые можно использовать на уроках в качестве мотивирующих элементов в дополнение к обычному арсеналу учителя. Так, на платформе EdStories преподаватели русского языка, математики, биологии 6-7 классов легко найдут 4-5-минутные видео школьной программы по ФГОС. Их можно использовать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Видеоистории, так же, как и фирменные приемы Евгения, формируют интерес к учебе и связывают между собой разные предметы школьной программы. 
Цифровые сюжеты основаны на малоизвестных и порой шокирующих фактах, что позволяет захватить и удерживать внимание учеников. Например, сила тяжести объясняется на примере дождей из монет, рыб и лягушек. А задачи на движение иллюстрируются успешным примером пересечения Ла-Манша на ховерборде.

 

Квест

Формат квеста любим не только детьми, но и взрослыми. Пройти самостоятельно под наблюдением гида старый город в поисках сокровищ или «отстреливая» драконов на фасадах зданий фотоаппаратом желают многие. Туристы учатся ориентироваться в городе, изучают архитектуру, находят такие детали, которые не заметили бы при обычной экскурсии.

Урок-квест в классе или на открытом пространстве — один из самых любимых и моими учениками. Например, на занятии по русскому языку я в городском парке заранее прячу буквы разных цветов для двух команд. Дети разгадывают ребусы с подсказками и ищут спрятанное. Потом из найденных букв складывают слово. Финальная задача — правильно просклонять существительное. Ученики готовы биться за победу в таком квесте не за оценку.

Еще одно полезное развлечение — перевезти на лодке с веслами с одного берега пруда на другой нужные слова. Первая команда должна найти на карточках существительные одного склонения, вторая — другого. И доставить слова на другой берег. Не всем, конечно, так везет, что в парке есть пруд и лодки. Но ведь можно вместо «доплыть до другого берега» выбрать «занести на гору» или «добежать до дальнего столба».

Отзывы

Оценка экскурсии — это отзывы туристов на различных сайтах и в специальных программах. Каждый отклик — ценная информация для гида. Сразу видно, что туристам нравится больше, а от чего стоит отказаться.

На своих уроках в школе я тоже ввёл систему отзывов. В конце каждого урока каждый ребёнок ставит на обычном листочке оценку учителю, пишет свои предложения и бросает в коробку. Анонимно. Я сравниваю эти оценки и понимаю, что сегодня у меня получилось хуже или лучше, чем вчера, и анализирую, нахожу причину. Надо признать, что ученики судят меня намного строже туристов. Я получал от своих детей и «тройки», и даже «двойки». Правда, это было поначалу, сейчас меня уже можно назвать отличником.

Представьте, что каждый ваш урок — это отдельная экскурсия. Проведите её так, чтобы вашим юным «туристам» было интересно и познавательно!
 

Об авторе: Евгений Фатьянов, журналист, гид, преподаватель в русской школе «Колобок» (Барселона).
 


В следующем материале:

Как сторителлинг работает в сериалах. После выхода «Ход королевы» («Queen’s Gambit») игра в шахматы вновь обрела популярность, однако подобное явление отнюдь не единичный случай: сериалы часто влияют на формирование интересов у зрителей. Разбираемся, как массовая культура порождает спрос на обучение, почему это происходит и причем тут сторителлинг.

 


Не хотите пропустить публикации по этой теме? 

Подписаться на канал 
«Сторителлинг»

Партнерский материал