Минута в минуту открывая встречу, глава Федерального агентства научных организаций Михаил Михайлович Котюков обозначил себя её модератором: проработать мы должны ровно четыре часа, в повестке такие-то и такие тематики, докладчики фиксируют вопросы в свой адрес и отвечают на все сразу, и так далее. «Обсудить итоги года по самым ключевым вопросам», — так руководитель ФАНО поставил общую задачу.
При этом две особо дискуссионные темы были затронуты… но спокойно, быстро и непривычно мягко. По структуризации сети научных организаций глава ФАНО и председатель СО РАН академик Александр Леонидович Асеев обменялись взаимодополняющими репликами. По их тональности было понятно, что сторонами найдена золотая середина: с одной стороны, во всей системе институтов РАН есть и слабые, и в чём-то дублирующие друг друга. С другой стороны, реорганизация требует осторожности и взвешенности, чтобы строить, а не ломать. Тем более, что академик Асеев показал слайд с таблицей глобального рейтинга Nature за 2014 год. Российская академия наук занимает в нём 21-е место, а другие исследовательские институции нашей страны выпали из первой сотни.
Столь же спокойно, без дискуссий, отследили сакраментальный ещё вчера вопрос об оценке эффективности научных учреждений. Как сообщила начальник экспертно-аналитического управления ФАНО Елена Ивановна Аксёнова, комплект документов согласован с Минобрнауки и направлен в Минюст. Основной акцент, что отмечалось и на прежних встречах СО РАН-ФАНО, будет делаться на экспертные оценки. Михаил Котюков уточнил, что работа по сравнению результативности исследовательских организаций начнётся со второго полугодия 2015 года, но часть показателей будет за 2014 год. И попросил, чтобы каждый институт определил контактное лицо. Вопрос по недавно жгучей теме прозвучал всего один — как будут оценивать научные библиотеки? Ответ был предсказуем: в рамках отдельной референтной группы.