Директор по исследованиям и связям с образовательным сообществом «Яндекс.Просвещения» Наталья Чеботарь рассказала Педсовету о том, как проходил период тестирования платформы для начальной школы, в котором уже приняли участие 100 учителей и 2500 детей.
- Вы делаете продукт для учителей, но сами вы – не учителя. Это противоречие не мешает?
- Нет, не мешает. Признаюсь, я хотела стать преподавателем литературы. В первую очередь, потому, что у меня были прекрасные учителя, и особенно я любила учителя литературы. Моя мечта не сбылась, но все равно чудесным образом я пришла к сфере образования с совсем другой стороны.
Платформа «Яндекс. Просвещение» адресована учителям начальной школы. На ней собраны задания для учеников. На каждый навык, который отрабатывается у детей в начальной школе на уроках русского языка и математики, есть множество заданий самых разных форматов. Они требуют от детей настоящей мыслительной деятельности, их невозможно решить методом тыка или угадайки, это можно сделать, только понимая, что ты делаешь.
Учитель может использовать задания с детьми на уроке, в проверочной работе, задавать на дом. Может персонализировать их в зависимости от уровня и потребностей учеников или задач, которые перед ним стоят, компоновать их в разные работы.
Платформа дает учителю полную аналитику: с какими заданиями дети справились быстро и легко, какие вызывали затруднения. Ведь в ней есть и право на ошибку. Учитель может регулировать количество попыток выполнения заданий. Например, ребенок, провалив задание, имеет возможность найти причины и пройти его еще раз.
- Сейчас довольно много появляется цифровых продуктов для системы школьного образования. Чем выделяется ваш?
- Часто учитель, загруженный сверх меры, просто не в состоянии уделять внимание развивающему обучению, формирующему оцениванию, повышение мотивации детей на уроке. В классе 25-30, а то и больше детей. Невозможно провести урок для каждого, в зависимости от его сегодняшнего уровня, нереально не просто проверить домашнюю и самостоятельную работу, а еще и проанализировать каждую ошибку, допущенную ребенком. Наша платформа помогает учителю справляться со всеми этими задачами, экономя его время и силы.
- То есть вы про экономию времени учителей?
- Да. Но не только. Еще мы направлены на повышение образовательных результатов. Пока рано говорить об том, мы совсем еще молоды. Но мы намерены четко отслеживать свое влияние на образовательный процесс. Например, Институт образования Высшей школы экономики с помощью инструмента диагностики прогресса в развитии учащихся начальной школы iPIPS проведет большое исследование длительностью в год. В нем примут участие несколько тысяч школьников из разных населенных пунктов страны, часть из которых будет учиться в течение года без использования платформы «Яндекс. Просвещение», часть – с помощью платформы. iPIPS позволит увидеть эффект от использования нашей платформы.
- А как вы отбирали 100 учителей для участия в эксперименте?
- Отбора не было. Мы приезжали на выставки, посвященные теме образования, рассказывали учителям о нашей платформе и подключали тех, кто захотел попробовать с ней работать. Иногда это один учитель в школе, иногда несколько. Иногда один педагог подключался, начинал работать, понимал, что это удобно и полезно, рассказывал коллегам, они тоже присоединялись. Было все совершенно добровольно, никто не приказывал сверху, не принуждал.
Весь этот год мы дорабатывали наш продукт, ориентируясь на комментарии и пожелания этих ста учителей.
- Зачем это учителю вы объяснили, а зачем это Яндексу?
- Принято думать, что Яндекс – это IT-компания, но у Яндекса есть еще более 30 образовательных проектов, включая факультет компьютерных наук в ВШЭ, Яндекс Лицей, который работает в 28 городах. В Яндексе мы считаем, что очень важно вкладываться в развитие сферы образования, давать доступ множеству детей к качественному образованию, ну и развивать рынок образования.
Наш проект - социально-коммерческий, но пока у нас даже нет выработанной модели монетизации. Весь следующий год мы будем работать бесплатно.
- Почему вы выбрали именно начальную ступень образования?
- Мы считаем важным развивать именно математическое образование. В нашей стране всегда были сильны традиции математической школы, их надо поддерживать. И развивать математическое мышление бесполезно со средней школы или тем более со старшей, это надо делать с самого начала. Русский язык включен в нашу платформу, потому что невозможно учить математике, игнорируя русский язык, эти дисциплины взаимосвязаны. И мы постепенно пойдем дальше. Например, в следующем году платформу можно будет использовать в 5 классе.
- Вы хотели бы, чтобы ваши дети учились с помощью этой платформы?
- Да, конечно. Можно сказать, что я участвую в проекте, в том числе, и ради своего ребенка. Очень хочу, чтобы он, когда пойдет в школу, смог учиться с помощью нашей платформы.
Давно занимаясь технологиями, я не приветствую раннее приучение детей к гаджетам. Мой ребенок не имеет свободного доступа к компьютеру или планшету. И в начальной школе нужно быть очень осторожными с цифровизацией. Важно, чтобы за мультяшностью, геймофикацией не терялась концентрация ребенка. Нейропсихологи утверждают, что у 70 процентов детей в начальной школе есть нарушения внимания.
Наша платформа довольно аскетична: на экране перед ребенком ничего не выпрыгивает, не мельтешит, все иллюстрации появляются только тогда, когда они действительно необходимы и решают какую-то педагогическую задачу.
- Не секрет, что у разных учителей разный уровень компьютерной грамотности, а у разных школ разное техническое оснащение. Как вы решаете подобные проблемы?
- Да, мы к этому готовы. У нас есть 12 сценариев взаимодействия учителя с платформой. Мы осуществляем поддержку учителей, находимся с ними в постоянном контакте. А еще некоторые педагоги, которые успешно работают с платформой, сами предлагают свою помощь в обучении своих коллег.
В будущем году мы хотим увеличить количество учителей, которые с нами работают, до пяти тысяч и сделать так, чтобы все они были довольны нашим продуктом.