9 фильмов, которые должен увидеть каждый учитель

Для чего мы смотрим кино? Чтобы порадоваться за героя – победителя и пережить массу эмоций. Еще мы хотим посмотреть интересную историю, так, чтобы не только развлекаться, но и увидеть какую-то свою  проблему с разных точек зрения глазами режиссера и его оператора.  Иногда смотришь  фильм, и вдруг на ум приходит решение очень личной  проблемы. Идея любого фильма об Учителе  в том и заключается – средствами кинематографа создать такой образ действительности, в котором есть не только противоборство добра и зла, но и  область  решений с массой вариантов ответа на основные вопросы педагогики. Учителем в данном случае может оказаться кто угодно. В хорошем фильме ты даже не сразу догадаешься – кто  кого тут воспитывает и образовывает. В моей подборке - фильмы, которые вы, возможно,  уже посмотрели, просто потому что вышли они не вчера. В нескольких фильмах авторы сценария – сами учителя. 

«Звездочки на земле /Taare Zameen Par», Индия, 2007 

Автор сценария Амоле Гупте, режиссер Аамир Хан (Aamir Khan)

«Там, снаружи простирается беспощадный, бездушный мир. И в этом безумном мире каждому хочется взрастить себе преуспевающее потомство…Пятерки с минусом, пятерки, пятерки с плюсом… Все остальное считается как минимум, провалом, верно? Боже… да вы только вдумайтесь! У каждого ребенка свои способности, свои желания, свои мечты! Но нет, каждый палец надо вытягивать до указательного! Вытягивать до тех пор, пока он не сломается!» 

Мир маленького Ишана наполнен прекрасными волшебными красками, но его никто, кроме Ишана, не видит. Ишан в свои 8 лет  - нескладный неумеха. Ему трудно запомнить даже несколько  букв. Его жизнь сладкой не назовешь, но самые большие беды начинаются после того, как его родной отец ставит на нем крест и отправляет в закрытую школу-интернат  с жесткой дисциплиной. 

Краткий пересказ сюжета  не передает внутреннего напряжения человека, непохожего на других. Он как натянутая струна, вот-вот порвется... Буйство красок (это Индия!), прекрасная операторская работа, сильные актеры, включая маленького мальчика. Как всегда – невероятно обаятельный  Аамир Хан, который не только актер в этом фильме, но и режиссер. Ну и несколько лайфхаков для тех родителей, которые, как и отец мальчика Ишана, упрямо живут в своих собственных мечтах вместо того, чтобы по-настоящему увидеть своего ребенка.

«Ключ без права передачи», Россия, 1976

Режиссер Динара Асанова, сценарий Владимира Полонского.

«Марина Максимовна, по вашей милости я нахожусь в затруднительном положении и  вынужден задать Вам ряд вопросов.. Скажите, можно ли обидеть человека, заведомо зная, что ты умнее, талантливей, современнее его? – Можно!...- И Вы понимаете, что Вы обидели сейчас людей? – Обидела!.. – Я.. не знаю, Марина Максимовна, но офицерам не положено обсуждать других офицеров в присутствии солдат! Даже косвенно, есть же профессиональная этика..»

В фильме нет ни одного случайного кадра. На любом месте останавливаешь – и метафоры  захлестывают воображение. Видеоряд  сразу узнаваем как что-то родное, привычное – операторы Дмитрий Долинин и Юрий Векслер среди других работ также сняли  культовые «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». Сегодня, благодаря  цифровым технологиям съемки, в новых фильмах мы привыкли  видеть  на экране мельчайшие детали, но зачастую  это всего лишь антураж, «шум». Динара Асанова и ее операторы используют детали по-другому, они позаботились о том, чтобы у нас не шумело в голове, а наоборот, все стало яснее ясного. «Ключ…» до сих пор смотришь на одном дыхании. Бонус фильма – документальная вставка: Булат Окуджава, Давид Самойлов и Белла Ахмадуллина читают стихи о Пушкине.  Песня Окуджавы, которую режиссер сделала лейтмотивом этой истории, я думаю, проживет еще лет сто. Сценарий написал великолепный, лёгкий и глубокий писатель и сценарист Георгий Полонский, который  на заре своей карьеры трудился в школе учителем.

«Учитель года / School of Life», США, 2003 

Режиссер Уильям Дир, сценарий Джонатана Канна.

«…речь выпускницы на торжественном собрании: «Волнение, муки, смятение – вечные спутники нашей учебы. Они не давали нам покоя все эти годы, доставая нас и в лабораториях, и на уроках, и в классе. Их хитрые уродливые рожицы преследовали нас повсюду, и наконец, мы вырываемся из их тесных объятий. Но впереди нас ждет не менее коварная дорога,  в конце которой видится мрачная перспектива стать постоянными клиентами психотерапевтов после неизбежных нервных стрессов и обмороков в течение всего периода обучения в старших классах. С чем я вас всех и поздравляю. Удачи!»

В начальной школе Фолбрук  переполох из-за появления нового учителя - мистера Ди, которого играет Райан Рейнольдс («Предложение», «Погребенный заживо»). Благодаря ему, через неделю после  начала учебного года все классические каноны преподавания  летят к чертям, потому что новый учитель и его система действуют на всех без исключения очень возбуждающе: ученики  сбегают с других уроков, чтобы посетить уроки мистера Ди, учителя нервничают и  стараются добавить в свои предметные занятия интерактив…

Трагикомедия  про соперничество двух различных систем преподавания  в гонке за звание «Учитель года». В общем, конечно, о том, что конкуренция – это хорошо, ведь по сути, каждый из претендентов очень любит детей и  хочет донести до них свой предмет как можно лучше. Проверенная классика не спеша  делает свое дело, но уроки мистера Ди – это каждый раз приключение, основанное на игропедагогике. Заявленное  в самом начале фильма присутствие смерти (похороны директора) далее перетекает в рефрен из уст мистера Ди «Сколько у нас времени? – Не так много…», за что лично я очень благодарна авторам: если вам нужен волшебный пендель, то какая разница, откуда он прилетит?

«Человек эпохи Возрождения / Renaissance Man», США,  1994

Режиссер Пенни Маршалл, сценарий Джима Бернштейна

«- Мистер Рэго, чему Вы будете нас учить? 
– Хороший вопрос! Кто-нибудь знает?
– Может, как искать работу?
 – Хорошо… Начнем с навыков говорения. Прочитайте что-нибудь! 
– Но.. я не вижу здесь книг! Может вы их видите, ну а я  - нет. 
– Хорошо, тогда будем писать.. Напишите, зачем вы сюда пришли.. 
– Нам велели сюда прийти!
 – Нет. Я говорю о волшебном повороте судьбы, который побудил вас направиться в это прибежище идиотов.. 
– Что?! 
– Напишите, почему вы пришли в армию!»

Дени де Вито в любой роли хорош, его подопечные в этой истории – солдаты в военном городке. Он ищет, где пересидеть экзистенциальный кризис, они просто несут свою службу хуже других. Да, они не такие сообразительные, не такие быстрые как остальной полк. В конце обучения им сдавать экзамен, и далеко не все офицеры уверены, что уроки Шекспира как-то помогут им стать умнее, быстрее, сильнее. Назревает конфликт «в верхах», но мистер Рэго не намерен сдаваться. Его временная работа постепенно становится делом его жизни, а армия – родным домом.

Социологи  говорят, что люди из различных культурных слоев никогда не смогут договориться, но  делать попытки надо обязательно, чтобы не было войн. Если подумать, то становится очевидно, что система бесплатного образования призвана не только давать знания и профессиональные навыки всем  без разбору, она должна  смешивать  культурные слои и ассимилировать чуждые элементы вплоть до их  полного растворения в новой среде обитания с пользой для этой среды. Об этом и кино. 

«Общество мертвых поэтов / Dead Poets Society», США, 1989 

Режиссер Питер Уир, сценарий Тома Шульмана.

«Традиция, честь, дисциплина, совершенство!»

Мистер Китинг (Робин Уильямс) – новый учитель английской литературы и словесности в школе Вэлтон. В фильме об этом ни разу не говорится напрямую, но нам понятны причины его появления в данной школе: когда-то он сам окончил ее с отличием, несколько лет преподавал в Лондоне, и вот – вернулся в родную школу с явным намерением дать детям то, что он в свое время недополучил. Он настолько ненавидит конформизм и занудство, что на одном из первых же уроков разрешает своим ученикам (нет, заставляет их!) вырвать из учебников страницы  предисловия. Надо сказать, что в школе Вэлтон  процветает двойной стандарт во всем, начиная с  базовых  ценностей школы на ее знаменах (Традиция, Честь, Дисциплина, Совершенство): ученики  между собой называют ее не Вэлтон, а Hellton (адская) со всеми вытекающими. Родители в восторге выкладывают владельцам школы огромные деньги, ведь ее выпускники  почти все поступают в университеты «Лиги Плюща», а их дети  при этом  растут в условиях среднего интерната, где на каждом шагу их прессуют  и унижают.

В общем, конечно, истинное название школы вынесено в название фильма, и зритель это сразу видит. Все, что живо и интересно, в этой школе умирает мучительной смертью, а сам мистер Киттинг – лишь исключение, которое подтверждает правило.

«Училка», Россия, 2015 

Режиссер Алексей А. Петрухин, сценарий Екатерины Асмус, Алексея А. Петрухина.

«- Изо дня в день я сижу в этом классе с дебилами и подонками, гопниками и неучами. А девкам только и надо, чтоб их лапали эмбицилы- одноклассники.
- Зубрила, оборзела, что ли?
- …и я вынуждена слушать жалкое блеяние голодных козлов, которое вы издаете у доски! И это вместо того, чтобы учиться, делать то, от чего зависит вся моя дальнейшая судьба!.. но сегодня я заставлю вас проявить уважение…»

В классе неожиданно появляется пистолет, и каждому, кто  берет его в свои руки, кажется, что он управляет ситуацией. Но управление с позиции силы   в отсутствии внутреннего стержня и морального права – вещь ненадежная.

Фильм о том, что авторитет учителя сегодня рассыпается на глазах, рассыпался совсем, миллениалы рулят, потому что они быстрее своих родителей  осваивают новые способы потребления, умело пользуются ими направо и налево, что позволяет им свысока относиться к людям иного склада. Да, они такие современные - и, кажется, совсем не нуждаются в обычном уроке истории.    Развития  сюжета здесь как бы нет, это фильм-плакат, резкий крик, а не задушевный разговор.  В критической точке рядом с детьми оказалась Училка, которую они воспринимают как необходимое зло. Но на самом деле это человек, Педагог, который их не бросил в трудной ситуации, и развернул ее так, чтобы каждый получил свой  урок.  Какой ценой это достигается, и можно ли было по-другому – это другой вопрос.

Режиссер Алексей А. Петрухин в настоящий момент заканчивает  работу над фильмом «Училка 2. Испытание»

«Учитель на замену», США, 2011

Режиссер Тони Кэй, сценарий Карла Ланда.

«- Моя мать была учительницей. И я с самого детства знала, что уж кем-кем, а учителем я  не буду. Ни за что! Лучше уж вахтером сидеть или овец пасти, чем работать учителем!
- Я как деньги, гуляю по рукам. Как купюра, которой потерли лампу! Джин выскочил и громко заплакал, во весь голос. Но слезы я оставляю себе… Вот что хуже всего»

Учитель на замену мистер Барт (Эдриан Броуди) нигде  не задерживается. Его приглашают  на один месяц в одну из школ в неблагополучном районе  заменить учителя английского языка и литературы.  Несколько  событий, которые происходят в этот месяц с мистером Бартом и близкими ему людьми с очевидной ясностью  демонстрируют ему  его настоящее предназначение. Делай, что должен, и будь что будет.  

Тони Кэй не только режиссер этой картины, но еще и оператор. Это экстремальное сочетание, удачное в данном случае, дает поразительный  эффект.  На протяжении всего фильма  сталкиваются два мира: в одном камера режиссера-оператора «путешествует» за движениями героя, тут же совершает прямо на наших глазах  переход из расфокуса в крупный план и обратно, что делает картинку фильма похожей на документальную, иногда как будто снятую «с рук»,  исподтишка. И второй мир - сквозное интервью главного героя, как растянутый во времени и пространстве фотографический портрет  мистера Барта,  художественное полотно, на котором проявляется все больше деталей. К концу фильма ты  видишь всю мощь и глубину, скрытую в обыкновенном учителе из средней школы. Закроет ли, в конце концов, мистер Барт  собою  всех тех, кто ему дорог от бед, невзгод и унижений? 

 «Перед Классом», США, 2008

Режиссер Питер Уэрнер, сценарий Томаса Рикмана, Брэд Коэна, Лизы Высоцки.

«- Вы должны удержаться от этих… звуков в классе!
-  Спасибо, до свидания!
- Вам что, не нужна эта работа?!
- Нет, я хочу работать, я очень хочу работать учителем, но я  никогда не стану работать под началом человека, которого не волнуют его ученики!»

С шести лет у Брэда начал проявляться синдром Туретта – он  издает звуки, похожие то на лай собаки, то на кукареку, и никак не может эти звуки контролировать. Эта болезнь мешала ему читать, писать, отвечать у доски, но ни он, ни его мама не сдались – Брэд не ходил в классы коррекции, он посещал обычные школы, правда их приходилось часто менять. Так Брэд и вырос – преодолевая предвзятое отношение окружающих к себе, своей  личности. Мало того, Брэд всегда мечтал стать учителем в школе. С его-то проблемами! 

Чем мы занимаемся обычно? Стараемся вести бесконфликтное, ровное существование, соответствовать чужим ожиданиям, боимся перемен… Но когда любое твое взаимодействие с окружающим миром – это конфликт, несоответствие, сплошные разочарования, что с тобой будет? Станешь как все неудачники, избегать отражения в зеркале, или добьешься поставленной цели?  Отвечая на этот вопрос, каждый выбирает свое решение.  Интересно, что в основу фильма легла реальная история школьного учителя Брэда Коэна. Он же в основном и написал сценарий фильма. Если не обращать внимание на слабый, неподходящий  для данной истории саундтрек, то фильм очень захватывает.  

«Писатели Свободы», Германия, США,  2006 

Режиссер Ричард ЛаГравенес, сценарий Ричарда ЛаГравенеса, Фридома Райтерса, Эрин Грювелла.

«Невозможно заставить человека стремиться к образованию. В лучшем случае вы можете научить их подчинению, дисциплине.. Это будет для них громадным достижением!» 

Эрин Грювелл – учительница с трудновыговариваемым именем, поэтому  дети в классе зовут ее просто мисс Джи. Райончик, в котором находится их школа – полигон военных действий между бандами, кровавые разборки, девочки и мальчики в свои 14 уверены, что не доживут до 18. Учителя в школе занимаются исключительно собственным  выживанием в чуждой среде. Комитет по образованию придумал еще одну напасть – «добровольную программу интеграции», и если  до этого все классы собирались по этническому принципу, то  с нового учебного года – набираются вперемешку. 

Обычно в жанровых фильмах подобного рода нового учителя играет крутой парень, с навыками спецназа, готовый дубасить малолетних подонков. Детей  в  таких фильмах вообще нет. Нет учителей. В «Писателях…» с самого начала повествования, глядя на драки, убийства и пистолет в классе, ждешь агрессии со стороны учительницы. А её нет. Есть хрупкая женщина, в костюме от Paco Rabanne, с сознанием романтического идеалиста, которую не понимает даже собственный муж. Фильм основан на реальных событиях,  финальные титры, статистика данного класса просто поражают. Эрин Грювелл даже имя свое не стала менять в сценарии, и спасибо продюсеру  Дени Де Вито, который поверил в эту историю, написанную самой жизнью, и сделал из нее кино. Очень жаль, что подобные потрясающие истории не попадают в наши кинотеатры. 

***

Эти несколько фильмов – субъективный список того, что надо смотреть обязательно, если идешь работать с детьми. В них присутствует самое главное, что необходимо нам всем как воздух, – вдохновляющее начало. Как будто кто-то старше нас и умнее поговорил с нами о главном, сказал: «Иди и сделай это, ты сможешь, в тебе есть талант!»

Участник Выездной школы педагогов и директоров 
Алина Волкова

Интересна тема  профессионального развития педагога и руководителя?

Подписаться на Дневник «Школа педагогов и директоров»

Атлас

Партнерский материал
Новости образования