• Главная
  • Жить
  • 4 непривычных фильма о пионерах, которые мы уже никогда не увидим
Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

4 непривычных фильма о пионерах, которые мы уже никогда не увидим

4 непривычных фильма о пионерах, которые мы уже никогда не увидим

10 июня, 09:00

#Подборки #Читателям

10 июня, 09:00

Статья подготовлена с участием эксперта:

Фотография автора

Евгений Меркулов

Шеф-редактор Педсовета


Фотография: kino-teatr.ru / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Приключения Петрова и Васечкина», «Сто дней после детства» — эти и другие знаменитые киноленты сформировали канонический образ пионеров и советских школьников. Приключения, дружба, первая любовь, летние лагеря — темы и сюжеты, которые перекочевали из фильма в фильм и стали стереотипными. Но на заре пионерии и кинематографа герои и их истории были другими. Рассказываем о четырех первых фильмах о пионерах, которые дошли до нас только в описаниях.

«Остров юных пионеров» (1924)


Коллаж из кадров фильма. Источник: журнал «Смена» за 1924 год

Экспериментальный агитационный фильм художника и теоретика искусства Алексея Гана. Он был заметным представителем конструктивизма, издавал журнал «Кино-фот» (1922–1923), был членом «Общества современных архитекторов», иллюстрировал журнал «Современная архитектура».

В 1923 Ган выдвинул лозунг «Да здравствует демонстрация быта!». В одноименной брошюре он заявлял, что задача кинематографа — показывать «жизнь врасплох»: отказаться от театральности, сценария, профессиональных актеров и «документально демонстрировать подлинный быт».

«Самые неожиданные случаи, происшествия и события всегда имеют органическую связь с основным корнем общественного бытия. Надо уметь, беря их в скорлупе внешнего проявления, вскрывать внутреннюю сущность рядом других сцен. Только на этом можно построить живую фильму» — Алексей Ган в статье «Что такое конструктивизм?», журнал «Современная архитектура», 1928 г.

«Остров юных пионеров» — воплощение этого принципа. Хотя сюжет, продуманный или сложившийся случайно, у фильма есть. Главные герои, чумазые беспризорники Петька и Хрящик, встречают пионеров, которые их отмывают и берут под свое шефство. Зрителям демонстрируют кадры бивуачной жизни, красоты природы, пионерские игры — буденовцы против махновцев — а потом начинается настоящее приключение. Дети нападают на след бандитов, которые построили на необитаемом острове целый самогонный завод. С помощью местных комсомольцев они побеждают кулацких элементов, захватывают остров и ставят там свой лагерь. Конец.

Возможно, это первый советский фильм о пионерах вообще, точно — один из первых. И примечательно, что кроме идеологии он отразил в себе и поиски нового художественного языка 20-х годов.

«Ванька — юный пионер» (1924)


Кадр из фильма. Источник: Ленфильм

Короткометражка режиссера Петра Малахова. О художественных особенностях фильма подробностей неизвестно, сама лента не сохранилась, но остались кадры и описание сюжета.

Деревенский мальчишка Васька очень хочет стать пионером. Он сбегает из дома в город, Ленинград, находит пионеров и вступает в их ряды. А после возвращается домой, чтобы привлечь в пионерию своих деревенских друзей. 

Ваньке не больше 12, а он уже политически грамотен, сознателен и готов вести за собой несознательных товарищей. Он — молодой борец за новое мироустройство, первый кино-образ отверженного пионера 20-х.

«Самый юный пионер» (1924)


Источник: Kino-Teatr.ru

Одна из двух режиссерских работ филолога, литературоведа и сценариста Константина Державина. 

Это первый фильм о пионерах, где главный герой — девочка. Но самое неожиданное, что ей всего три года! При этом она попадает в разнообразные приключения в тылу у белогвардейцев и проявляет себя как сознательный юный гражданин молодой страны советов. Второго такого героя в пионерских фильмах не найти.

К сожалению, ни кинолента, ни кадры из этого уникального фильма не сохранились.

«Как Петюнька ездил к Ильичу» (1924)


Кадр из фильма. Источник: ЖЖ

Экранизация одноименного рассказа из «Библиотеки юного пионера». Во время гражданской войны из голодающего Поволжья в детдом привозят двух детей — Петюньку и Катюшу. Там они проникаются глубокой любовью к Ленину, с которым связывают все лучшее, что получили в новой жизни. Когда они узнают о смерти Ильича, они сильно горюют, и Петюнька решает отправиться в Москву, чтобы с ним попрощаться. Он сбегает из детдома, преодолевает все трудности пути, выстаивает очередь на морозе и наконец попадает в Колонный зал, чтобы проститься с дорогим человеком.

Еще один забытый пионерский сюжет, который ушел в прошлое вместе со временем, когда Ленина называли еще не «дедушка», а «дядя».


Материалы по теме:


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться