В споре между противниками и сторонниками инклюзии его участники нередко забывают о том, что школа — это не только знания и оценки, но и отношения между людьми. В подборке — четыре трогательных киноистории о том, как «особенные» дети ищут себя в условно «нормальном» социуме, и о сильных взрослых, которые не оставляют их на этом пути. Тем, кто верит, что эмоциональный интеллект порой важнее уровня IQ, смотреть обязательно!
«Временные трудности» (2017)
Признание главного героя: «Мой папа говорит, что я здоров».
Эта картина Михаила Расходникова вызвала неоднозначную реакцию общественности, медицинских специалистов и кинокритиков — за жесткость и пронзительную правдивость некоторых сцен. Фильм основан на реальной истории: прототипом главного героя Саши стал Аркадий Цукер — появившись на свет с диагнозом «детский церебральный паралич», он не только научился твердо стоять на ногах и давать сдачу своим обидчикам, но впоследствии стал успешным бизнес-тренером.
1975 год. Новорожденный Саша (Риналь Мухаметов) получил родовую травму. У него тяжелая форма ДЦП: нарушены слух, речь, двигательный аппарат, есть косоглазие. Родители полны решимости вылечить сына, но многочисленные походы по врачам, знахарям и священникам не дают результата. Жизнь Саши меняет одна фраза, произнесенная врачом во время одного из лечебных занятий. Когда мальчику нужно было дотянуться до игрушки, отец бросил: «Тут здоровый не дотянулся бы, а вы хотите, чтобы наш сделал это!». На что доктор возразил: «А с чего вы взяли, что у вашего другие горизонты?»
С этого момента отец начинает обращаться с Сашей, как со здоровым. Он не только заставляет сына самостоятельно одеваться, мыть за собой посуду и использовать костыли, запретив покупать для него инвалидную коляску, но и добивается того, чтобы мальчик идет учиться в обычную общеобразовательную школу.
В школе Сашу ждут унижения и издевательства одноклассников: они обзывают его танцором диско и клоуном, бьют и подвешивают на крючок в раздевалке. Собственная физическая слабость доводит его до отчаяния, ведь ему тяжело даже отнести тетрадку на учительский стол. Но его отец верит, что диагноз сына — не приговор, и все это — «временные трудности». Благодаря такому настрою, Саша находит в себе силы их преодолеть, а фраза «В жизни нет ничего невозможного» навсегда становится его девизом.
«Чудо» (2017)
Признание главного героя: «Людям сложно на меня смотреть, поэтому они опускают глаза, а я изучаю их ботинки, по которым очень многое можно сказать о человеке».
Однажды дизайнер Ракель Харамильо вместе с трехлетним сыном стояла в очереди за мороженым, а рядом с ними оказалась девочка с лицевыми дефектами. Испугавшись, что ее сын скажет что-нибудь оскорбительное в адрес девочки, Ракель вышла из очереди. Впоследствии ей стало стыдно от собственного поступка — настолько, что она написала книгу от лица такого «особенного» ребенка, который привык к тому, что на него все глазеют. Эта книга — роман-бестселлер «Урок для Августа» — и легла в основу картины Стивена Чбоски «Чудо», получившей «Оскара» за лучший грим.
У 11-летнего Огги (Джейкоб Тремблей) редкая врожденная аномалия — синдром Тричера Коллинза. Чтобы мальчик мог видеть, говорить и слышать без слухового аппарата, врачи сделали ему 27 операций, но его лицо по-прежнему не выглядит «нормальным» и привлекает внимание незнакомых людей. В какой-то момент родители решают, что нельзя всю жизнь оберегать сына от внешнего мира, и отдают его в ближайшую к дому частную школу, в пятый класс.
Огги так переживает, что в первый день учебы приходит в игрушечном шлеме космонавта, но папа настаивает, чтобы сын предстал перед классом без него. Мальчик нервничал не зря — дети не умеют скрывать эмоций и поначалу не понимают, как реагировать на одноклассника «без лица». Они задирают Огги и задают ему бестактные вопросы.
Но Огги повезло: находятся не только те, кто его обижают, но и те, кто за него заступаются. Постепенно у мальчика появляются друзья, а одноклассники и учителя с его помощью учатся быть терпимее, добрее и человечнее.
«Перед классом» (2008)
Признание главного героя: «Родители, одноклассники, учителя — все считали меня невыносимым».
Драма Питера Уэрнера основана на автобиографической книги Брэда Коэна, ставшего учителем, несмотря на синдром Туретта, — редкое и неизлечимое заболевание, из-за которого человек издает странные звуки и совершает и непроизвольные движения.
Сам Брэд называл свое заболевание «спутником». Этот «спутник» сопровождал его всюду, в том числе и в школе, — за это его высмеивали одноклассники, называли «психом» и «придурком». Мальчишки нападали на Брэда большими компаниями, и учителям часто приходилось разнимать дерущихся.
Долгое время никто не мог понять, что странное поведение Брэда — это не кривляние или хулиганство, а болезнь, приступы которой невозможно контролировать. Преподаватели считали, что мальчик просто плохо воспитан, и требовали у директора его исключить. А отец Брэда даже кричал на него и бил, считая что сын ведет себя так намеренно.
Одна лишь мама пыталась найти причину такого поведения сына. Она ходила с ним по врачам, которые сначала ставили мальчику диагноз «гиперактивность» и пичкали таблетками. Психологи говорили, что причиной всему развод родителей, и предлагали ребенку осознать, что его поведение неприемлемо. Наконец, специалисты вынесли Брэду неутешительный приговор, определив у него синдром Туретта.
Благодаря маминой любви и поддержке, которая помогла Брэду научиться жить в новой для себя реальности, ему удалось исполнить свою мечту — стать школьным учителем и доказать, что инклюзия нужна не только среди учеников, но и среди педагогов.
«Темпл Грандин» (2010)
Признание главной героини: «Я отличаюсь от других, но это не значит, что я хуже».
Биографический фильм британского режиссера Мика Джексона о Тэмпл Грандин — американской ученой и писательнице с диагнозом «аутизм», которая стала профессором Колорадского университета и одной из ведущих учёных в области сельскохозяйственной промышленности. В 2010 году журнал Time включил ее в список 100 самых влиятельных людей мира в категории «Герои».
Когда Темпл (Клэр Дэйнс) диагностировали аутизм, врачи посоветовали матери (Джулия Ормонд) отдать дочь в лечебницу. Медики считали, что мать виновата в ее болезни — она была слишком холодной и мало обнимала малышку. Мать не согласились с таким объяснением: она не отказалась от Темпл и сама взялась за ее обучение. Ей хотелось, чтобы дочь вела нормальный образ жизни, и поэтому она устроила ее в обычную школу.
Одноклассники постоянно задирали Темпл: смеялись из-за того, что она кружится, чтобы успокоиться; дразнили, когда она не понимала их шуток. Из-за того, что девочка слишком быстро говорит и часто повторяет одно и то же, ее прозвали «Пластинкой». Однажды Темпл не выдержала и заступилась за себя, ударив одноклассника учебником по голове. За это ее исключили из школы.
Маме пришлось определить Темпл в школу-интернат. Там за новую ученицу взялся преподаватель естественных наук, доктор Карлок — ему удается найти подход к особенной школьнице. Понаблюдав за Темпл, он понимает, что она мыслит образами и что у нее феноменальная память. Карлок становится другом девочки и проводником во взрослую жизнь, в которой ее ждут важные открытия.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться