Личный кабинет

Педсовет полностью переехал на новую платформу. Некоторое время понадобится для отладки сервиса. Пожалуйста, о любых Ваших сложностях и ошибках сообщите в редакцию по адресу red@pedsovet.org. 

 

РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ, ОСНОВАННОГО НА МЕТОДЕ СКАЗКОТЕРАПИИ.


В работе практического психолога эффективным средством корректировки определенных проблем у ребенка является сказкотерапия. Жанр сказки позволяет ориентироваться на то, как лучше поступать в различных ситуациях.

РАЗРАБОТКА  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ, ОСНОВАННОГО НА МЕТОДЕ СКАЗКОТЕРАПИИ.

 

Как же растить созидателя в гиперактивном или агрессивном ребенке, тем более что такие дети вызывают у взрослых разрушительные ответные чувства? Ответ прост и сложен одновременно: «Наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой...»

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д

 

 

Занятие  предназначено для работы с детьми младшего школьного возраста 

Оптимальный режим проведения занятий - 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия - 45-55 минут.

 Тема:

Проявление агрессивного (физическая агрессия) поведения в школе

Цели:

научить ребенка справляться с проявлениями агрессивного поведения;

тренировать умения находить  правильные решения;

научить контролю за своим эмоциональным состоянием;

снятие эмоционального напряжения;

Возраст и количество участников

Один участник

Необходимые материалы:   листы А4 и цветные карандаши.

Львенок в школе  

Ткач Р.

 В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.

Пришло время младшему львенку идти в школу.

— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.

С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?»

Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный».

Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».

Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата:

— Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя? Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:

— Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

— Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии. Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.

Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:

— Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко:

— Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят.

Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным».

Но вдруг задумался: «А для чего мне тогда царская сила?»

С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.

— Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? — спрашивает львенок отца.

Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:

— Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.

Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна. Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата.

Скрытые проблемы агрессивного поведения ребенка.

1. Желание привлечь к себе внимание.

2. Претензии на лидерство

3.Желание отомстить .

    Применение метода сказкотерапии – метод, который использует сказочную форму  в **«концепции Юнга…. встречи читателя с самим собой. Сказочный сюжет рассматривается как отражение внутреннего мира читателя» .Тексты сказок вызывают интерес как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы, особенно с детьми. Образы сказок обращаются одновременно  к уровню сознания и подсознания. Слушая или читая сказки, ребенок накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». На примере сказочных героев у детей происходит осмысление собственного поведения,, осмысление отношений с другими членами коллектива..

    В данном случае работа проводится  через сказку о животных. Детям легче понять себя, свой внутренний мир через сказку и поведение данных героев. Для осознания своих внутренних переживаний выбрана авторская сказка.

Сказка выступает в качестве посредника между ведущим и ребенком, снижая, тем самым, его сопротивление.

  1. Этап .Ритуал "входа" в сказку.

Создать настрой на совместную работу. 

      Методика " Лесенка" ( авт.В.Г.Щур) 

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание. 

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

 Ключ :

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка  

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка  

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

 Методика определения эмоциональной самооценки  (авт. А.В.Захаров)

 Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)

Инструкция:

   Посмотри внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки.  У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. 
Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда будешь раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.

А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твоенастроение и твое положение. 

Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться. 
 

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
 

Ключ

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность , уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

 2. Расширение. Расширить представление ребенка, о чем-либо. Ведущий рассказывает сказку.

 Выразительное чтение сказки.

    Сейчас я тебе расскажу интересную сказку. Предложить ребенку сказку, атмосфера которой узнаваема для него. При чтении должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

  Во время чтения следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо ведущего и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

обязательно интонационно выделить роль каждого героя сказки.  Важно увидеть образцы разного поведения и важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с этими сказочными героями с целью определения своей ситуации, своего состояния. Поэтому лучше всего взять для работы сказку, атмосфера которой будет узнаваема для него.

    В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудростьи смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.

         После этих слов предложить ребенку посмотреть на картинку  данной семьи. Рисунок –разукрашка подобран заранее. Обратить внимание на внешние отличительные особенности каждого. Главные в  семье папа и мама и желательно прислушаться тому. что они говорят. Поговорить,  почему семья считалась дружной и уважаемой, как добиться этого.  Пусть ребенок попробует объяснить значения слов: мудрый, добрый, мягкий.

    Арт-терапевтическая работа.   Далее предложить разукрасить  членов львиной семьи. Отслеживая при этом, какими карандашами ребенок будет пользоваться. Данная работа может помочь наладить более тесный контакт.  ***«язык» изобразительного искусства для детей  естественен и близок». Затем их нужно вырезать и использовать в дальнейшей работе.

Одним из важных моментов работы является то, что в процессе работы психолог следит за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики, дыхания и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией. НЛП –Какой канал у ребенка является ведущим? http://www.psychologos.ru   Движение глаз отражает внутреннее состояние человека.

  1. Взгляд вверх вправо (от него) — человек обращается к будущему или придумывает - зрительно. (Визуальное конструирование).
  2. Взгляд просто вверх или влево от него — человек в прошлом, вспоминает какие-то свои картинки (зрительные образы). (Визуальная память, визуальное вспоминание).
  3. Взгляд по горизонтали вправо — обращается к будущему или придумываем - слуховое (аудиальное) конструирование.
  4. Расфокусированный взгляд вперед — скорее всего, Транс.
  5. Взгляд по горизонтали влево — человек в прошлом, слуховые воспоминания (Аудиальная Память).
  6. Взгляд просто вниз или вправо вниз — переживание, представление кинестетических ощущений (Кинестетика).
  7. Взгляд влево вниз — внутренний монолог или диалог (человек разговаривает сам с собой) и контроль речи (человек тщательно выбирает слова в общении) (Аудиально-дигитальный процесс, внутренний монолог)

  Слушаем дальше….

Пришло время младшему львенку идти в школу.

— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.  Акцентируем внимание на последних словах.  Объяснить значение слова уважать.

«Как можно заставить себя уважать и будет ли это уважением , когда предлагается насильно по отношению к другому применить силу».

При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком.  В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное проговаривание ребенком слов  маленького львенка , при этом он использует вырезанные картинки .  С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?»

Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный».

Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».

Задание ребенку: «Вспомни, пожалуйста, какие действия выполнял львенок?»

«  бросил, повалил, ударил»

Рефлексия.

«Чтобы ты чувствовал, если с  тобой поступали таким образом?»

 Поговорить об этом. Далее рисуем смайлики, изображая в них различные чувства: радость, горе, равнодушие, боль,и.т.д.

 Ребёнок называет то чувство, которое испытывает в данный момент; объясняет, почему он его испытывает.

Далее  ребёнок показывает смайлики (приложение 1) с изображением тех чувств, которые он бы не хотел никогда испытывать, и объясняет, почему.  Попросить его  рассказать, в каких случаях он мог испытывать то или иное чувство.

    Знание себя, осознанность своих эмоций, взаимоотношений с окружающими определяют уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младших школьников. Данная работа со смайликами поможет осознать ребенком ответы членов семьи на вопросы львенка.

Что же дальше происходит со львенком?

— Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя?

— Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

— Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

    Поместив львенка  в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписав львенку все переживания ребенка находим  выход  из создавшегося положения .

Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию  (    меня никто не  любит, никто не хочет со мной дружить),  подводя ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.

Ребенок в данном случае видит малыша, оказавшегося  в таком же положении, и  наблюдает  как он выходит из сложившейся ситуации.

    — Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии.

Сила твоя царская в доброте.

Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.

3. Закрепление. Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка

Задача психолога — через сказочные события показать  ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

Помочь осознанию ребенком через  сказку своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

4. Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью. Психолог  обсуждает и анализирует вместе с ребенком, в каких ситуациях он может использовать тот опыт, что приобрел  сегодня.

3 (заимствованное  http://nsportal.ru)

Упражнение 1:

 «Собираем добрые слова»

Кидая мячик друг другу, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей.

«Скажи львенку  добрые слова»

Придумывают для него добрые слова.

4.Резюмирование. Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Ведущий. подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии..

3 (заимствованное http://tavr-obrazovanie.ru)

Рефлексия:

Упражнение 2: «Закончи предложение».

-я хочу…

-я умею…

-я смогу…

-я добьюсь…

6.Ритуал "выхода" из сказки. Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде: "Мы берем собой все важное, что было сегодня , все чему мы научились».

3 (заимствованное http://nasslagdenie.ru)

Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. 

 

 Литература.

                   1.      **Вачков И.В. Сказкотерапевтические технологии в работе школьного психолога. Леционный материа Т. Д. Основы сказкотерапии.

                   3.     Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских   психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. –

                  — СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл.

                 4.Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и      упр ажнений.  

                   – М.: Книголюб, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

Добавлено: 19.10.2014
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2016. 12+