Личный кабинет

Педсовет полностью переехал на новую платформу. Некоторое время понадобится для отладки сервиса. Пожалуйста, о любых Ваших сложностях и ошибках сообщите в редакцию по адресу red@pedsovet.org. 

 

Работа над песней


Вокальная методика и основные этапы работы над песней в детском хоровом коллективе.

 

Работа над песней.

Приобщение школьников к музыке происходит в различных видах деятельности. Наиболее эффективно оно происходит в условиях собственного исполнения – хорового пения – наиболее доступной формы деятельности.

Необходимость работы над качеством певческого звука, его культурой требует от хормейстера знаний теоретических основ вокальной работы над песней, а также ее практических приемов.

Дыхание – важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Известно, что искусство пения – есть искусство дыхания. Правильное певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники.  Следует отметить существенное различие певческого дыхания от обычного дыхания. Оно состоит в том, что выдох во время фонации удлиняется, а вдох укорачивается. Таким образом, формирования навыка плавного и экономного выдоха является важной задачей в вокальной работе.

В певческой практике различаются четыре основных типа дыхания:

1.     Ключичный (верхнегрудной) тип, при котором работают мышцы плеч, оно не приемлемо для пения;

2.     Грудной тип, при котором активизируются мышцы грудной клетки, диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втянут;

3.     Брюшной (диафрагматический) тип, при котором дыхание осуществляется с помощью сокращения диафрагмы и мышц живота;

4.     Смешанный тип – грудобрюшное дыхание осуществляется при совместной работе грудных, брюшных и диафрагматических мышц.    

При выработке управляемого дыхания хормейстеру необходимо знать специфические особенности каждого типа дыхания. При этом важно научится пользоваться смешанным грудным дыханием, обеспечивающим продолжительность исполняемой музыкальной фразы. Вдох и продолжительность задержки дыхания зависит от характера, темпа и атаки исполняемого произведения. Так при исполнении песен, имеющих быстрый характер, особенно начинающихся с дробленной доли затакта, дыхание будет неполным, быстрым (по знаку руки дирижера, дающего короткое движение вверх перед резко акцентированным толчком руки вниз). Перед песнями  умеренного характера, исполняемыми легато, дыхание берется спокойно, глубоко (по знаку руки дирижера, идущей плавно вверх).

В процессе работы над дыханием хормейстеру целесообразно тренировать продолжительность выдоха на специальных упражнениях.  Так, например, хормейстер предлагает учащимся повторить за ним следующую фразу: «На горе на горке жили- были тридцать три Егорки…». Затем, после глубокого вдоха через нос сосчитать всех Егорок на медленном выдохе: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка и т.д.»  Выдыхание можно тренировать, используя упражнения «Звукоподражатель». Хормейстер обращается к поющим: «Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Вот свистит ветер: с-с-с-с-с….Жужжит пчела: ж-ж-ж-ж-ж…Шумит лес: ш-ш-ш-ш-ш…Пищит комар: зъ-зъ-зъ-зъ-зъ…А вот появился шмель: жъ-жъ-жъ-жъ-жъ…»

Выполнять упражнения спокойно, свободно, медленно, равномерно расходуя  выдох. Таким образом, при помощи различных упражнений можно организовать дыхание ребенка, научить владеть и равномерно регулировать выдохом. Приобретение других певческих навыков во многом зависит именно от владения певческим дыханием.

Вокальная музыка неразрывно связана с речью, со словом. Для произнесения и понимания слов важно не только различие звуков по высоте, сколько их окраска, различие, получающееся благодаря изменению положения губ, зубов, языка, в результате чего мы слышим гласные и согласные звуки. Правильное формирование гласных звуков в пении играет первостепенную роль в дикции.

Специфика произношения гласных звуков в пении заключается в их в единой округлой манере образования:

«У» - вытянуть губы вперед трубочкой. (Звук глубокий, устойчивый).

«А» - открыть рот, опустив нижнюю челюсть. (Звук светлый, яркий).

«О» - рот открыть вниз как бы с достоинством. (Звук добрый, выражающий достоинство).

«Е,И» - улыбнувшись (всегда петь тихо).

Я (йа), ю (йу), ё (йо), е (йе)благодаря скользящему артикуляционному укладу, поется мягче, чем чистые гласные.

В отличии от гласных, формирование согласных звуков сопряжено с возникновением какой-либо преграды на пути тока воздуха в речевом тракте. Хотя согласные нарушают плавность течения мелодии, они очень важны с точки зрения влияния их на разборчивость дикции, так как несут в себе основную информативную нагрузку. Например, если из слова «спичка» убрать гласные (спчк), то слово без труда все-таки можно опознать, чего нельзя сказать в случае изъятия всех согласных (иа).

Важна в пении роль сонорных (полусогласных) звуков: м, н, л, р, которые могут тянуться и нередко употребляются на правах гласных. Звонкие согласные: б, г, ж, з, д, которые образуются без участия голоса и состоят из одних шумов, также как и шипящие: х, ц, ч, ш, щ.  Уже отмечалось, что согласные в пении произносятся коротко по сравнению с гласными.  Особенно это относится к шипящим и свистящим согласным: с, ш, которые обладают резким  тембром и хорошо улавливается ухом. Их нужно смягчить и укорачивать при пении, иначе они будут создавать впечатления шума и свиста. При произнесении согласных и гласных звуков особенно важна свобода в движении языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба. Большая или меньшая подвижность губ зависит от характера исполняемой песни: живая, быстрая песня требует большей подвижности; спокойная, медленная – меньшей. Четкость и разборчивость согласных как и гласных, должна быть основана на литературно правильном их произношении. В процессе выучивания текста песни хорошие результаты дает предварительное прочитывание его с преувеличенно четким произношением согласных звуков. При пении эта преувеличенность сгладится, и текст песни будет ясным и понятным. Предлагаю подбор скороговорок, которые могут служить тренировочным материалом для выработки дикции и артикуляции:

1.     Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа;

2.     Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру;

3.     На горе Арарат рвала Варвара виноград;

4.     Свинья тупорыла-толсторыла двор рылом рыла, всё изрыла, срыла, перерыла, везде понарыла, повырыла, подрыла;

5.     У нас на дворе подворье погода размокропогодилась;

6.     Пришёл Прокоп, кипел укроп,

Ушёл Прокоп, кипел укроп;

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп;

7.     Осип орёт, Архип не отстаёт- Кто кого переорёт. Осип осип, Архип охрип;

8.     Я слышу что-то зашуршало в шесть шагах от камышей;

9.     Сколько сказок, снов, рассказов рассказал сегодня сразу шустрый, славный, сероглазый из Сибири старичок;

10.                       Щегленок щупленький за рощей нещадно щелкал и пищал;

11.                       Мамаша Ромаша дала сыворотки из-под простокваши;

12.                       Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб;
13.                       Шла Саша по шоссе и сосала сушку;

14.                       Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не поколоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать;

15.                       Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла;

16.                       Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели;

17.                       Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.

Не будет подарка у внучки Маруси - Все бусы склевали по бусинке гуси;

18.                       Всех скороговорок не перескороговоришь не перевыскороговоришь.

Слова всех упражнений произносятся твердыми губами при активной работе кончика языка. Упражнения на скороговорках  следует начинать в медленном темпе с несколько утрированной артикуляцией всех звуков, при средней динамике и в средней тесситуре. Затем условия произношения в отношении темпа динамики и тесситуре усложнять. Все певческие навыки служат средством для художественного, выразительного исполнения. Песня, исполненная выразительно, эмоционально, где прочувствована и пережита каждая фраза, увлекает слушателей.

Работая над осмыслением, выразительным исполнением, хормейстеру необходимо знать, как нужно исполнять фразу или слово в разучиваемой песне – задумчиво, задушевно, ласково, сосредоточенно, спокойно, тревожно, грустно, радостно, просветленно, приподнято, торжественно, игриво, насмешливо и т.д.  Для этого следует:

1.     Проанализировать текстовое содержание песни (поэтический образ) и уметь выразительно  и ясно произносить текст песни;

2.     Разобрать песню со стороны характера музыки, соответствия ее тексту;

3.     Выделить музыкально-логические ударения во фразах, места наибольшего подъема (кульминации), петь фразы и слова в целом, а не отдельные слоги;

4.     Обратить внимание на отдельные выразительные элементы музыкальной речи, на темп и динамические оттенки, правильную расстановку цезур или пауз, способствующих раскрытию внутреннего содержания песни.

Использованная литература:

1.     Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968.

2.     Менабени А.Г. Методика вокальной работы в школе. //Музыкальное воспитание в школе: Вып. М., 1976.

3.     Тевлина В.К. Методика работы над песней (начальные классы)//Музыкальное воспитание в школе №17,-М., 1986.

 

Добавлено: 16.08.2015
Рейтинг: 9.075
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2016. 12+