Личный кабинет

Педсовет полностью переехал на новую платформу. Некоторое время понадобится для отладки сервиса. Пожалуйста, о любых Ваших сложностях и ошибках сообщите в редакцию по адресу red@pedsovet.org. 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ГОФМАНА, А. ГРИНА, В. БЫКОВА, А. ВАМПИЛОВА


ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ГОФМАНА, А. ГРИНА, В. БЫКОВА, А. ВАМПИЛОВА

Журнал «Лидеры образования», № 6–7 2005. Подписаться

ЛУЧШЕЕ ОТ ЛУЧШИХ (уроки от финалистов конкурса «Учитель года – 2005»)

Елена Васькова, учитель русского языка и литературы гимназии № 1 г . Мурманска

БЛИЦОПРОС
Продолжи фразу…
«Ничто не может так внезапно приблизить нас к чужой жизни, как…(телефон), оставляя нас невидимыми». А. Грин
«Я услышал особенный женский голос, сказавший с ударением: …(«Бегущая по волнам»). Это было, как звонок ночью.
«Я продолжал смотреть на корабль. Его коричневый корпус, белая палуба, высокие мачты, общая пропорциональность частей и изящество основной линии внушали почтение. Это было судно -…(джентльмен).
Фрэзи Грант считают заботящейся о потерпевших крушение; и тот, кто увидит ее, …(будет думать о ней до конца жизни)
«У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо (что сделать, чтобы тебе поверили и посочувствовали?) соврать как следует». А. Вампилов
«Каждый человек родится…(кем?) (творцом), каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него». А. Вампилов
Все люди - …(братья). А. Вампилов

 

Немного истории
О многом может рассказать одно лишь название корабля. Томас Гарвей, прогуливаясь по набережной, рассматривал шхуны, яхты: «Сидней», «Лондон», «Амстердам», «Тулон». Чем знаменит Тулон?
«Бегущую по волнам» сравнивали по красоте с «Гентской кружевницей». Вспомните историю этого судна.
«Гентская кружевница» - судно, потопленное пиратом Киддом Вторым за его удивительную красоту, которой все восхищались.
История «Бегущей по волнам» тоже интересна. С любовью был построен корабль. Вспомните историю постройки судна.
«Ее выстроили на дне моря, пользуясь рыбой-пилой и рыбой-молотом, два поплевавших на руки молодца-гиганта: «Замысел» и «Секрет».
История корабля подобна жизни человека со своей датой рождения и - увы! - смерти. Вспомните финал «Бегущей».
«Судно, покинутое экипажем, оставленное воде, ветру и одиночеству».
Кто оживлял погибшее судно? Маленькая змея и мышь.
И ещё одну красивую историю давайте вспомним. «Лет 150 назад из Бостона в Индию шел фрегат «Адмирал Фосс». Среди других пассажиров был на этом корабле генерал Грант, и с ним ехала его дочь, замечательная красавица, которую звали…? Фрези. Продолжите эту историю.
Огромная волна. Однако ничего не случилось. Остров. Подойти невозможно. Молодой лейтенант, как на грех, сказал Фрэзи: «Вы так легки, что при желании могли бы пробежать к острову по воде и вернуться обратно, не замочив ног». «Прощайте!» «Это не так трудно, как я думала».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС
Проследим взаимодействие литературы с другими видами искусства, в данном случае с музыкой.

1-е задание
Вспомните эпизод:
«Я молча ждал. Зрелище человека с желтым лицом, с опухшими глазами, сунувшего скрипку под бороду и делающего головой движения, чтобы удобнее пристроить инструмент, вызвало у меня улыбку, которую Гез заметил, немедленно улыбнувшись сам, снисходительно и застенчиво. Я не ожидал хорошей игры от его больших рук и был удивлен, когда первый же такт показал значительное искусство. Это был этюд…(кого?) Шопена. Играя, Гез встал, смотря в угол, за мою спину; затем его взгляд, блуждая, остановился на портрете. Он снова перевел его на меня и, доигрывая, опустил глаза».
А теперь задание: из предложенных музыкальных фрагментов узнайте музыку Шопена.

2-е задание
Андрей Гаврилович Сарафанов с воодушевлением произносит: «Сынок! Я все обдумал. Мы едем в Чернигов!.. Я собираю вещи, сейчас, сию минуту, немедленно. Я возьму…(что?) кларнет и ноты». Перед нами наст. Музыкант. Бусыгин говорит: «Лучше я пойду с отцом, послушаю музыку. Глинку, Берлиоза».
Задание: узнайте из предложенных фрагментов музыку Глинки.
3-е задание
Какие песни военных лет вспоминают герои В. Быкова? Узнайте!

СОЗДАЕМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ
Учимся видеть и выделять в тексте способы раскрытия характера персонажа. Обращаем внимание на речевую и косвенную характеристики, интерьер, пейзаж.

Капитаны выбирают конверты, в которых находятся задания. В конвертах для каждой команды лежит четыре отпечатанных фрагмента из анализируемых произведений. Фрагменты подобраны по темам: кто это говорит; о ком это говорится; кто здесь живет; кто автор этого пейзажа.

Я читаю вслух по очереди каждой команде по одному отрывку. Команда, выслушав прочитанное, называет свой вариант ответа. Время на обдумывание ответов - 30 секунд. За каждый правильный ответ - балл.

1-я команда
Кто это говорит?
«Я размышлял о жизни. Кто что ни говори, а жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих». Сарафанов из пьесы А. Вампилова «Старший сын».
О ком это говорится?
«Под черной шапкой волос с нескрываемой радостью блеснули такие же черные, словно две маслины, глаза». О Джулии из повести В. Быкова «Альпийская баллада».
Кто здесь живет?
«Венецианское зеркало в массивной раме из серебра; диваны, обитые дорогим серо-зеленым шелком; палисандровая отделка стен; карнизы, штофные портьеры, индийский ковер и три электрические лампы с матовыми колпаками…» Каюта на «Бегущей…»
Кто автор этого пейзажа?
«Наконец они вступили в прохладную сень благоухающей рощи, зашептали кусты, вдалеке зазвучали чудесные мелодии журчащих ручьев, и пение лесных птиц пробудило эхо в горах». Гофман

2-я команда
Кто это говорит?
«Я говорю спасибо провидению, спасибо всем испытаниям, выпавшим на мою долю, спасибо случаю, сведшему меня с Ним».  Джулия из повести «Альпийская баллада».
О ком это говорится?
Он «обладает воистину змеиным даром горячего, толкового убеждения - правильнее, способностью закружить голову человеку тем, что ему совершенно не нужно».
О Вильяме Гезе из «Бегущей…»
Кто здесь живет?
«Старый диван и видавшее виды трюмо… Закрытое занавеской окно во двор».
Семья Сарафановых.
Кто автор этого пейзажа?
«Темные тучи неслись по небу и скрывались за горами; шум воды и деревьев раздавался, как глухой стон, к нему примешивались пронзительные крики хищных птиц». Гофман

3-я команда
Кто это говорит?
«Добрый вечер!.. Добрый вечер, друзья! Не скучно ли на темной дороге? Я ТОРОПЛЮСЬ, Я БЕГУ…»
Фрэзи Грант из «Бегущей…»
О ком это говорится?
У нее «были лучистые, пронизывающие сердце глаза и чуть-чуть припухлые алые губы… Это была высокая, стройная, легкая в движениях девушка, воплощенная грация и приветливость».
 О Кандиде из сказки Гофмана «Крошка Цахес».
Кто здесь живет?
«Ее быстрые глаза подметили все: ковер, лакированный резной дуб, камин и тщательно подобранные картины в ореховых и малахитовых рамах».
Дом Дези и Томас Гарвей из повести «Бегущая по волнам».
Кто автор этого пейзажа?
«Крупные, лопушистые, не топтанные ногой человека цветы, взращенные великой щедростью матери-природы, миллионами красных бутонов переливались на слабом ветру». В.Быков

4-я команда
Кто это говорит?
«Людям нужна музыка, когда они веселятся и тоскуют. Где еще быть музыканту, если не на танцах и похоронах». Владимир Бусыгин из пьесы А.Вампилова.
О ком это говорится?
«Это бешеный человек. Однажды он так хватил плотника по уху, что тот обмер и не мог встать более часа: только стонал».
О Вильяме Гезе из повести «Бегущая по волнам».
Кто здесь живет?
«Кухня так устроена, что ни одно блюдо не подгорает, даже если ты на целый час опоздаешь к столу».
Доктор Проспер Альпанус, а в будущем Бальтазар и Кандида из сказки «Крошка Цахес».
Кто автор этого пейзажа?
«Ручей остался где-то в стороне, говор его притих; сильнее и отчетливее стали шуметь ели - свежий ветер настойчиво раскачивал вершины». В. Быков

ТЕСТЫ

1-я команда
1. Жанр своих произведений Гофман определил как «сказки из новых времен». Какое из утверждений помогает объяснить подобную формулу?
А. Это старые сказки на новый лад.
Б. Такой подзаголовок сразу привлекает внимание.
В. Сказочная фантастика помогает автору решать наисовременнейшие проблемы.

2. «Бегущая по волнам» - это и название корабля, и Фрэзи Грант, и скульптурный памятник. Именно в такой последовательности главный герой встречается с «Бегущей…». Какое из утверждений верно объясняет эту цепочку встреч?
А. Это случайные встречи, объяснить их последовательность невозможно.
Б.  Таинственное название толкнуло Гарвея в опасное путешествие. От гибели его спасает Фрэзи, указав путь к мечте, которую попытаются, но не смогут разрушить люди «с темными душами».
В. В названии корабля - тайна, путь к разгадке укажет Фрэзи Грант; свержение памятника - это крушение надежд, бессмысленных мечтаний.

3. Такой элемент композиции, как письмо, в финале повести В. Быкова «Альпийская баллада» (выбери неправильный ответ)…
А. …помогает узнать дальнейшую судьбу героини.
Б. … не играет особой роли.
В. … делает повествование достоверным, оптимистичным: гибель Ивана не бессмысленна…

4. Какое из утверждений помогает правильно объяснить смысл названия пьесы А. Вампилова?
А. Добро нуждается в защите, и поэтому в семье Сарафановых появляется старший сын.
Б. Сарафанов – человек слабый, поэтому ему нужна опора, поддержка.
В. Старший сын – это возможность переложить свои проблемы на плечи молодого поколения.

2-я команда
1. Трижды Гарвей сталкивается с теми, кто воплощает образ Бегущей по волнам. Укажите вариант, в котором правильно указана последовательность встреч.
А. Название корабля – Фрэзи Грант – скульптурный памятник на площади города Гель-Гью.
Б. Фрэзи Грант – название корабля – скульптурный памятник.
В. Название корабля – скульптурный памятник – Фрэзи Грант.

2. Столкновение добра и зла – важнейший сказочный мотив. Кто или что олицетворяет зло в сказке Гофмана «Крошка Цахес»? Укажите правильный вариант ответа.
А. Злые волшебники.
Б. Злом являются человеческие пороки: зависть, карьеризм, любовь к золоту…
В. Враждебная природа, которая препятствует человеку стать счастливым.

3. Время на сцене течет гораздо быстрее, чем в жизни. За несколько часов главный  герой в пьесе А.Вампилова становится и старшим сыном, и братом. Какое из утверждений правильно объясняет причину случившегося?
А. Сарафановы - наивные люди, если бы на месте Бусыгина оказался другой человек, они поверили бы и ему.
Б. Родные дети Сарафанова хотят уехать из дома, поэтому рады поверить Бусыгину.
В. Сарафанов и его дети живут сердцем, поэтому глубоко чувствуют того, кому они жизненно необходимы.

4. Какое из утверждений, на ваш взгляд, правильно объясняет название повести В. Быкова?
А. Баллады – необычный (чаще героический) поэтический рассказ из жизни человека, страны. Название сразу уточняет позицию автора: альпийская история - героическое повествование.
Б. В названии горькая ирония автора: любовь на войне - противоестественное явление, и ничего героического в чувствах и поступках героев быть не может.
В. Красивое название, настраивающее читателей на то, что их ждет красивая романтическая история.

3-я команда
1. Критики до сих пор обходят стороной повесить В. Быкова «Альпийская баллада». Это можно объяснить тем, что (выбери правильный ответ)…
А. …критики не любят анализировать произведения о войне, так как в них много жестокости, трагизма.
Б. …критики не знали, как относиться к главному герою: бежавший из плена советский солдат позволяет себе рассказывать «суровую правду» о своей стране оказавшейся рядом молодой итальянке.
В. … критики уверены: все, что рассказывает Иван Джулии, - жестокая выдумка, клевета, оправдание того, почему он оказался в плену.

2. Главный герой пьесы А. Вампилова случайно вынужден выдавать себя за «старшего сына» в чужом семействе. Глупая шутка в начале сюжета оборачивается (выберите правильный ответ)…
А. …серьезной ролью для молодого человека, требующей от « исполнителя» и сердца, и ума.
Б. …дальнейшей трагедией для всех членов семьи Сарафановых, которые поверили «самозванцу».
В. …забавным эпизодом, о котором через некоторое время с улыбкой будет вспоминать главный герой.

3. В сказке Гофмана главный герой – жалкий уродец Цахес – вдруг стал привлекать все возрастающее восхищенное внимание. Какое утверждение, на ваш взгляд, правильно объясняет такое поведение окружающих?
А. Люди ослеплены блеском золота, они рабы «желтого дьявола».
Б. Таким образом фея решила посмеяться над людьми.
В. Уродец Цахес очень стремился расположить к себе людей, прилагал для этого всевозможные усилия.

4. Какое из утверждений, на ваш взгляд, правильно объясняет смысл названия романа А. Грина.
А. «Бегущая по волнам» - это крылатая мечта, которая стремительно бежит в океане судеб и без которой жизнь скучна и однообразна.
Б. В названии звучит авторская ирония. Нельзя пробежаться по волнам, как нельзя бесцельно мечтать – жизнь быстротечна.
В. Красивое созвучье случайных слов.

4-я команда
1. В середине 1970-х годов в театрах нашей страны ставились пьесы, призывающие зрителей быть активными на работе, поднимать производительность труда, и вдруг появляются пьесы А.Вампилова (в том числе и «Старший сын»), которые (выберите правильный ответ)…
А. …предлагают заглянуть в себя, поверить в хороших людей, откликнуться на добро.
Б. …поднимают настроение, заставляют отвлечься от проблем на производстве.
В. …обличают современную действительность, предлагают изменить существующий строй.

2. В. Быкова упрекали в том, что в центре его произведений неприметные герои войны. Иван бежит из плена и погибает. В чем здесь героизм, разве об этом стоит писать? Какое из утверждений помогает правильно разобраться в поставленных вопросах?
А. Героизма в истории Ивана и Джулии никакого нет, но три дня счастья сами по себе прекрасны и заслуживают писательского внимания.
Б. Иван – символ русских солдат, которых можно убить, но нельзя победить. Стойкость и мужество таких солдат удивляло даже врагов и приближало час нашей победы.
В. Один день на войне уже подвиг, поэтому все, что связано с войной, достойно писательского интереса.

3. На пути главного героя романа А. Грина «Бегущая по волнам» встречаются две прекрасные девушки - Биче и Дэзи. Какое утверждение, на ваш взгляд, правильно объясняет дальнейший выбор героя?
А. Гарвей не смог понять возвышенную душу Биче, как ни жаль, но ему пришлось с ней расстаться.
Б. Биче равнодушна к таким мечтателям и фантазерам, как Гарвей. Ее холодный расчет пугает Гарвея, и в растерянности он обращает внимание на Дэзи, которая не упускает случая расположить к себе богатого человека.
В. Биче боится того, чего не понимает, Фрэзи же готова принять неизведанное. Фрэзи и Гарвей – родственные души, поэтому в финале они вместе.

4. В название сказки Гофмана вынесено имя жалкого уродца. Крошка Цахес - это (выберите неправильный ответ)…
А. …олицетворение человеческого подхалимства и искреннего поклонения перед гением обмана.
Б. …герой, по отношению к которому проверяются все люди: и герои сказки, и читатели.
В. …символ мирового беспорядка, вселенского зла.

КОНКУРС «МИР ЛИТЕРАТУРНЫХ ВЕЩЕЙ»
Сейчас каждый из вас может воочию увидеть предмет, который литература «прячет» за словом.
Капитаны выбирают подносы, снимают салфетки и показывают всем участникам турнира предметы, называя их. Затем команды думают над тем, какие из этих вещей встречались в рассматриваемых произведениях. Называете «литературную вещь» и произведение.
За каждый правильный ответ - 1 балл.

1-я команда
- пуговица (ее пришивает Макарская Васеньке в пьесе А.Вампилова «Старший сын», и крошка Цахес носил орден Зелено-пятнистого тигра с 20 пуговицами);
- луковица (мать крошки Цахес принесла их на продажу).

2-я команда
- болт с гайкой (предмет, сыгравший роковую роль в гибели капитана Геза из романа А. Грина);
- конверт (в конверт запечатал прощальное письмо Васенька из пьесы А.Вампилова).

3-я команда
- маски, конфетти… (предметы из «Бегущей по волнам», они использовались на маскараде);
- макароны («я, я, макарони», - подтвердила Джулия).

4-я команда
- хлеб (драгоценный предмет из повести В. Быкова);
- гребень (им фея расчесывала волосы крошке Цахес).

КОНКУРС КАПИТАНОВ
Играем в ассоциации.
Напишите шесть слов, которые ассоциируются у вас с произведением В. Быкова «Альпийская баллада».

Играем в ассоциации.
Напишите шесть слов, которые ассоциируются у вас с произведением Гофмана «Крошка Цахес».

Играем в ассоциации.
Напишите шесть слов, которые ассоциируются у вас с произведением А.Вампилова «Старший сын».

Играем в ассоциации.
Напишите шесть слов, которые ассоциируются у вас с произведением А.Грина «Бегущая по волнам».

Эссе «Моя педагогическая философия»
Когда я читаю книги, которые интересны моим ученикам, я размышляю о том, как трудно быть читателем, тем более сегодня… Никогда еще литература так откровенно не апеллировала к художественному опыту человека.

За теми же фэнтези - мифы, легенды разных народов, их общие архетипы. Скажем, ребенка-сироты, если вспомнить о Гарри Поттере… А проза В. Пелевина не что иное, как интертекст, интерпретация русской классики, известных ее традиций. И оценить масштаб мистификации, например, в рассказе «Ника», может, на мой взгляд, только тот читатель, который знает и бунинское «Легкое дыхание», и характер отношений героя и героини в русской литературе, и способы психологического анализа…

О том, что многие современные  авторы живут в мире чужих текстов и весьма ограниченного круга сюжетов, сказано и написано уже немало… Я как учитель литературы должна подготовить ребят к подобной игре с цитатой, прямой или скрытой. Узнавая, мы получаем удовольствие от чтения. Но этого недостаточно. Важно развивать в себе и критическое сознание, что невозможно без знания классики. Моя цель - воспитать человека культуры, в сознании которого разные культурные эпохи, «воплощенные в разных образах, существуют одновременно и общаются между собой» (В.С. Библер).

Результативность подобного диалога зависит, по словам Ю.М.Лотмана, от «объема культурной памяти» человека и, добавлю, уровня развития ассоциативного мышления…
Кто только не пытался составить минимум литературного образования! Все упирается в то, как с любым золотым списком работать, как соединить желание взрослых и интересы ребят?

Мне импонирует позиция Л.М. Лейдермана, который говорит о том, что в процессе изучения литературы должны сочетаться три основных подхода: «феноменологический», «типологический» и «контекстный». Постижение общих закономерностей художественного творчества помогает ввести ребят в искусство чтения и письма одновременно.

Любопытно, что само понятие литературы как учебного предмета восходит к термину Квинтилиана, обозначающее в переводе «двуединое искусство чтения и письма»…
От понятия «художественный образ» и способов его создания в разных видах искусства к представлению о трех литературных родах, особенностях их содержания и поэтики; от законов жанра к литературным направлениям, которые становятся «единицей измерения» целых культурных эпох… Подобная логика изучения литературы ведет, на мой взгляд, к становлению исторической образной памяти читателей. При этом контекстами по отношению к художественному произведению могут быть такие же тексты его эпохи, произведения других видов искусства, факты чужой культуры, разнообразные интерпретации…

Понимание сверхзадачи помогает мне не только выстроить сквозное действие в рамках школьного курса, темы, урока, но и выбрать наиболее естественные, целесообразные способы работы, в основе которых поисковая деятельность учеников…

Да, раньше цитировали классиков марксизма, сегодня- Конфуция, но образ очень точный: «Я слышу - я забываю, я вижу - я вспоминаю, я действую - я понимаю».
Уже в 5 классе мне важно научить ребят задавать вопросы автору (классифицируем их по содержанию и по форме, композиции художественного произведения)… Среди победителей конкурса на самый оригинальный вопрос был, например, и такой: «Почему надо пожалеть деда Кувыку?»

В тексте сказки Александровой «Кузька» упоминается только имя этого героя.
Следующее, чему мы учимся вместе с ребятами, решать и конструировать познавательные задачи по литературе… Очень трудно найти готовый материал: задачный подход по отношению к уроку литературы пока еще только декларируется, не созданы стандартные алгоритмы действий читателя, обусловленные родовой и жанровой спецификой текста, особенностями его восприятия. Очень помогли рекомендации преподавателей  кафедры литературы Мурманского государственного педагогического университета, творческие связи с которым многое определили в становлении моей педагогической философии и практики…

Не перестаю удивляться непосредственности образного мышления пятиклассников, которые способны увидеть в маленькой метафоре своеобразие целого мира поэта. « В стихотворении необычно сочетаются слова «похудела рубашка». Рубашка сравнивается с человеком, который мало ест. Конечно, рубашка подобного делать не может. Значит, слово «похудела» использовано в переносном значении, получило новый образный смысл: стала ненужной. В ней никого нет: мальчик заболел, рубашку не надевает. С помощью олицетворения картинка становится живой, а наши мысли грустными…
Уточню, в  основе этой работы алгоритм анализа словесного образа…

Чтобы состоялась интерпретация художественного текста, его понимание должно быть выражено на языке критики, других видов искусства, и при этом каждый ученик вправе выбрать ту или иную форму творческой деятельности. Придумывая задания, стараюсь включать литературные произведения, а значит, и мысли ребят в образный диалог времен:
* Докажите, что художник-иллюстратор И. Билибин хорошо знает каноны русской волшебной сказки.
* Напишите отзыв о мультипликационном фильме реж. А.В. Караваева «Муму». Предложите свой вариант сценарной заявки новой экранизации повести.
* Насколько оправданным вам кажется режиссерское решение А. Шапиро, который выбрал в качестве лейтмотива спектакля «На дне» «Болеро» М. Равеля. «Ваше решение?»
* Как проясняет смысл пушкинской «Мадонны» своеобразие ее художественной формы, включение стихов в контекст сонетов Петрарки и Данте, полотен Леонардо да Винчи и Рафаэля (монтируем три полотна: «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», «Сикстинская Мадонна»), «Аве Мария» Ш. Гуно, Ф. Шуберта, лирики символистов (забегая вперед, знакомим с отдельными стихотворениями И. Анненского, А. Блока).

Понимаю: оценить находки ребят могу лишь при условии, если попробую свои силы в различных видах творческой деятельности… Интересно, что мне лучше всего удается лирический аккомпанемент: часто иллюстрирую стихотворения фотографиями, которые сделала сама…

Выстраивая свой диалог с литературным текстом, с учеником, я размышляю о том, как трудно быть учителем литературы сегодня.

Добавлено: 08.02.2007
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 5367
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2016. 12+