Личный кабинет

Педсовет полностью переехал на новую платформу. Некоторое время понадобится для отладки сервиса. Пожалуйста, о любых Ваших сложностях и ошибках сообщите в редакцию по адресу red@pedsovet.org. 

 

Элективный курс "Живая плоть стиха "


Элективный курс "Живая плоть стиха "

Тезисы к элективному курсу по словесности «Живая плоть стиха»

— В условиях гуманитаризации современного образования личность выдвигается в центр исследовательского внимания, «и формирование и воспитание должно осуществляться „в риторическом духе“ (Ю. В. Рождественский)».

— Новизна курса заключается в том, что в процессе работы над текстом происходит синтез работы правого и левого полушария (в процессе анализа рождается образ).

— Исследуя текст, ученик идет путем логического осмысления поэтического произведения, а, создавая в процессе исследования образ (эйдос-конспект), он закрепляет эмпирически сделанные находки и выявляет индивидуально-личностное понимание текста, что дает возможность приступить к созданию собственного текста (интерпретации).

— Данный элективный курс развивает несколько видов мышления, эстетическую сферу личности, коммуникативные возможности.

— Активный метод способствует «погружению» в материал, приобретению исследовательских навыков, формирует у учащихся компетенцию в предметной области, способствует зрелости в выборе профиля обучения.


Элективный курс. Вид: предметный (словесность). Наименование: Живая плоть стиха (14 часов).
Автор:
Бакуревич О. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 58

Пояснительная записка:

Актуальность данного элективного курса объясняется тем, что в условиях гуманитаризации современного образования личность выдвигается в центр исследовательского внимания, «и формирование и воспитание должно осуществляться „в риторическом духе“ (Ю. В. Рождественский)» [Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. ч. 1.- Томск, 2001.- с. 4]. Без успешного освоения текстовой деятельности невозможно эффективное обучение личности в целом, а умение понимать тексты и порождать их является одним из главных показателей общей культуры человека.

Новизна курса заключается в том, что в процессе работы над текстом происходит синтез работы правого и левого полушария (в процессе анализа рождается образ). В филологии под лингво-поэтическим разбором понимается анализ, отбор, особое структурирование единиц текста; анализ поэтики стихотворного произведения [Болотнова Н. С., 2001]. Филологи в определение поэтики включают явления языка под углом зрения целесообразного использования его говорящими, вопросы тематики, сюжетосложения. композиции и характерологии [Винокур Г. О. 1990.-с. 20; Виноградов В. В. 1963.- с. 178]. Таким образом, поэтика - это область, объединяющая «и лингвистический. и эстетико-стилистический, и литературоведческий, и иные искусствоведческие подходы к изучению литературно-художественных сочинений» [Виноградов В. В., 1963, с. 206].

Исследуя текст с учетом всех перечисленных аспектов, ученик идет путем логического осмысления поэтического произведения, а, создавая в процессе исследования образ (эйдос-конспект), он закрепляет эмпирически сделанные находки и выявляет индивидуально-личностное понимание текста, что дает возможность приступить к созданию собственного текста (интерпретации). Кроме того, в процессе исследовательской работы, ученик приобретает знания по теории литературы, стихотворения, навыки исследователя.

Таким образом, цели данного элективного курса:

  • -привить интерес к работе исследователя;
  • -дать навыки работы с художественным текстом;
  • -сформировать коммуникативную направленность личности;
  • -раскрыть творческие возможности личности.

Достижение данных целей возможно при условии решения следующих задач:
1) сформировать практический опыт исследования поэтического текста. В школьной практике видится целесообразным следовать на этом пути следующим принципам:

а) четко формулировать цели и задачи исследования;
б) дать ученику возможность пройти через каждый этап исследования, имея образец и опираясь на свободно возникающие ассоциации;
в) обеспечить доступность во всех типов лингвистических словарей и культурологических справочников.

Этапы исследования поэтического произведения в школе несколько разнятся с академическим подходом, так как работу проводит не профессиональный лингвист-филолог, а ребенок, который часто затрудняется в понимании идеи произведения в силу малого словарного запаса, небольшого культурного опыта, в результате этапы школьного исследования следующие:

1) первое прочтение произведения, определение эмоциональной тональности;
2)определение ритмики, стихотворного размера, особенностей рифм, обусловливающих эмоциональную тональность и интонации чтения;
3) рассмотрение языковых средств в их соотнесенности с образным строем и роли художественных приемов в постижении темы и идеи произведения;
4)четкое определение идеи произведения;
5) итоговая корректировка эйдос-конспекта, составляющегося на каждом этапе;
6)определение места произведения в творчестве поэта.

Эйдос-конспект представляет собой сложное целое:

  • образный рисунок (возможно, график), состоящий из фигур, цветов, картин, выявившихся ассоциативно в сознании читателя в процессе инерпретирования;
  • четкое обоснование каждого элемента высказыванием из текста;
  • формулировка названия конспекта как главной мысли, воспринятой и сформулированной читателем;
  • формулировка вывода, связанного с названием; сочинение-интерпретация текста (рассуждение на основе данного).

2) оказать психолого-педагогическую помощь в преодолении проблемы общения с художественным произведением и эстетической самореализации личности, повышения ее самооценки.

Данная задача решается в процессе создания и презентаций эйдос-конспекта. Таким образом, данный элективный курс развивает несколько видов мышления, эстетическую сферу личности, коммуникативные возможности.

Курс «Живая плоть стиха» привлекает своей доступностью (работа идет по образцу), возможностями самореализации личности, освобождением фантазии, возможностью неожиданного открытия. Приобретение умений работы с текстом обеспечивается, во-первых, полученными теоретическими знаниями; во-вторых, тем, что исследование текстов проводится в сотрудничестве и сотворчестве с учителем. Таким образом, активный метод способствует «погружению» в материал, приобретению исследовательских навыков, формирует у учащихся компетенцию в предметной области, способствует зрелости в выборе профиля обучения. Программа применима для различных групп школьников.

Предмет исследования: стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Продолжительность курса — 14 часов. Форма итоговой диагностики: презентация эйдос-конспекта по одному из стихотворений.

Учебно-тематический план.


ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СБОЯМ

1.

Теория поэтического текста

2

Возможно постижение в процессе исследовательской работы, что «экономит» 2 часа.

2.

Эмоциональная тональность стихотворного текста и средства её создания (ритм, стихотворный размер, рифма, фонетика, звуковая и цветовая символика)

4

Возможна работа по целевым группам:

1. Исследует ритм.

2. Исследует размер.

3. Исследует фонетическую организацию текста.

4. Исследует рифму.

5. Исследует способы создания цветообраза. Материалы работы групп собираются воедино, делается общий вывод об эмоциональной тональности. «Экономится» 1 час.

3.

Ключевые понятия текста. Образный строй стихотворения, художественные приёмы и их роль в понимании темы, идеи, особенностей поэтической картины автора.

6


4.

Способы реализации идей литературного течения в стихотворении

1


5.

Презентация эйдос-конспекта

1


Содержание курса.


Тема

Содержание

1.

Теория поэтического текста

Теоретические знания о жанре, ритмике, стихотворном размере, рифме, фонетике (в качестве образца стих А. С. Пушкина «Зимнее утро»).

2.

Эмоциональная тональность стихотворного текста и средства её создания (ритм, стихотворный размер, рифма, фонетика, звуковая и цветовая символика)

Определение эмоциональной тональности: стихотворения Пушкина путем исследования ритма, размера, рифмы, фоники. Создание цветообразов (первоначальный эйдос)

З.

Ключевые понятия текста. Образный строй стихотворения, художественные приёмы и их роль в понимании темы, идеи, особенностей поэтической картины автора.

Художественно образная конкретизация как специфическая черта художественной речи. Поэтическая картина мира.
Тема и идея произведения. Тропы и стилистические фигуры. Определение роли изобразительно-выразительных средств в понимании темы и идеи произведения. Исследование стихотворения Пушкина.
Эйдос-конспект: обоснование элементов через выявление ключевых высказываний. Символика текста. Композиция текста.

4.

Особенности реализации идей определенного литературного тече- ния в стихотворении.

Особенности направления (романтизма) в литературе. Специфика звучания идей направления в сти- хотворении Пушкина.

5.

Презентация эйдос-конспекта

Защита эйдос-конспекта, обоснование форм фигур, выбранного цвета с текстом стихотворения, собственными выявленными ассоциациями. Озвучивание сочинения-интерпретации. Возможно привлечение музыкальных произведений с обоснованием выбора.

Литература.
1. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. ч. 1.- Томск. —  2001.
2. Бахтин М. М. Человек в мире слова. —  М., —  1995.
3. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи.- М., —  1971.
4. Винокур Г. О. Филологические исследования. —  М.. —  1990.
5. Гаспаров М. Орусской поэзии. — С-Петербург, —  2001.
6. Голуб И. Стилистика русского языка. —  М., —  2003.
7. Журавлев А. П. Звуки смысл. —  М., —  1991.
8. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. —  Л. —  1972.
9. Ларин Б. А. Эстетика слова и языка писателя. —  Л., 1974.
10. Литературный энциклопедический словарь под ред. Кожевникова В. М. и Николаева П. А. —  М., —  1987.
11. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. —  М., —  1994.
12. Потебня А. А. Мысль и язык. — Киев. —  1993.
13. Словарь всемирной мифологии / Составители Грушко Е. А.. Медведев Ю. М. — Н-Новгород, 1997.
14. Трессидер д. Словарь символов. —  М., —  2001.
15. Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста. —  Л., —
1990.

Дидактическое приложение к теме № 2
элективного курса по словесности «Живая плоть стиха»

Комментарий:
Связь стихотворения с реальными событиями в жизни поэта.
Активизация знаний о биографии поэта: — ссылка в Михайловское. — жизнь и творчество в условиях ссылки.

Литература:

  • 1. А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Серия литературных мемуаров.- М., —  1974;
  • 2. Альбом «Приют, сияньем муз одетый». Фотолитературная композиция Е. Ю. Кассина и Г. Расторгуева. Рассказы о А. С. Пушкине и Государственном Пушкинском музеезаповеднике С. Гейченко.
  • 3. Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя Статьи и заметки. 1960—1990; «Евгений Онегин». Комментарий. —  М., —  1995.
  • 4. Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. —  М., —  1985.

Задание 1. Прочитайте стихотворение вслух и запишите своё первое эмоциональное состояние после прочтения. Можете зафиксировать его в виде любого изображения (рисунок, график, геометрическая фигура, пятно одного или нескольких цветов и т. п.)

Задание 2. Если вы зафиксировали полученные эмоции в виде изображения, попробуйте ответить на вопросы: почему ваше изображение такой формы, что это символизирует? Почему вы выбрали такие краски, что это значит для вас?

Задание 3. Попробуйте разбить стихотворение на «тематические», или «описательные», блоки-сегменты, читая стихотворение медленно.

Задание 4. Озаглавьте каждый отрывок, используя слова из текста стихотворения.

Задание 5. Попробуйте изобразить (как в задании № 1) ведущее настроение каждого отрывка. Объясните значение формы и цвета вашего изображения.

Задание 6. Ответьте на вопрос: меняется ли настроение стихотворения от высказывания к высказыванию? Опишите ваши наблюдения за изменениями настроения в стихотворении.

Решение заданий 3, 4, 5, 6.

Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер» можно разбить на «описательные сегменты», которые в данном случае соответствуют строфам. Каждый из отрывков можно озаглавить: «Буря», «Ветхая лачужка», «Спой мне песню...», «Сердцу будет веселей».

Первый отрывок из стихотворения создаёт ощущение страха. Во время его чтения представляется что-то темное, бесформенное, угрожающее. Далее поэт создаёт образ тишины и печали, он тоже тёмный, но не пугающий, поэтому на фоне тёмного фона видятся светло-оранжевые и зелёные блики, они успокаивают.

Третий отрывок вызывает ассоциации, связанные с красным цветом, так как он символизирует активный темперамент. Ассоциативный образ принимает форму восклицательного знака, который несёт в себе значение веселья, радости.

В последнем отрывке возникает образ сине-красного коня, у которого развевается грива — он скачет вперёд, ему ничего не страшно, здесь синий цвет символизирует силу, протест, а красный — бурную радость. Настроение стихотворения меняется от высказывания к высказыванию: если в начале стихотворения преобладает чувство страха, то затем постепенно исчезает, и появляется тихая грусть, на её место приходит сначала ожидание веселья, а затем — радость, похожая на протест.

Задание 7. Определите стихотворный размер стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».

Задание 8. Ответьте на вопрос: применимо ли к данному стихотворению высказывание поэта ХХ века Н. С. Гумилёва: «У каждого метра своя душа, свои особенности и задачи. Ямб, как бы спускающийся по ступеням... свободен, ясен, твёрд и прекрасно передаёт человеческую речь, напряжённость человеческой воли»? (Стиховедение: Хрестоматия / Составитель: Л. Е. Ляпина. —  М., —  1998. С.82). Почему вы так думаете?

Задание 9. Медленно читая первую строфу, выявите звуковые повторы первых четырёх стихов и следующих четырёх стихов.
Ответьте на вопросы:

  • 1. Какими звуками выделяются первые четыре стиха? Какую функцию в данном случае выполняют повторяющиеся звуки?
  • 2. Какими звуками выделяются следующие четыре стиха?
  • 3. Какое настроение создаётся благодаря этим повторам?
  • 4. Приобретает ли ваш первоначальный ассоциативный образ более отчётливые цвета или формы?
  • 5. Объясните суть корректировки образа.

Решение задания 9.

Первые четыре стиха выделяются звуками «йу», «р», «з», сочетаниями «хр», «кр», «за». Эти звуки выполняют функцию звукоподражания и символизма: они создают воющее, рычащее, скребущее звучание. Тяжёлый «йу» вносит коричневую окраску в фон изображённой картины. Следующие четыре стиха выделяются звуками «ш», «за», «зд», «ст», «др». Благодаря им усиливается чувство страха, появляется шорох, а вместе с ним — тайна. В картину проникает серый цвет, несущий ощущение холода (стали). Первоначальный образ приобретает более отчётливые цвета: коричневый, блестящий стальной. Возникает образ несущихся стальных копий — символ опасности, разбитого стекла — символ страха.

Задание10. Медленно читая вторую строфу, выявите звуковые повторы и ответьте на вопросы: 1. Какие звуковые повторы участвуют в организации эмоциональной тональности стихотворения? 2. Какую функцию они выполняют? 3. Какое ощущение или настроение создаётся благодаря им? 4. Как они влияют на ритм стихотворения? То же проделайте с третьей и четвёртой строфами. Скорректировался ли ваш рисунок? Как? Почему?

Решение задания 10. В организации эмоциональной тональности второй строфы участвуют звуки: «а», «йу», «х», «йэм», «э», «ж». Они вносят в цветовую картину светлые (жёлтый, зелёный, оранжевый) тона, которые существуют на фоне коричневого. Благодаря им создаётся ощущение печали, но не страха. Ритм стихотворения протяжный.

Далее обращают на себя внимание повторы «ой» — «ой», «э», «а», благодаря которым картина становится ещё светлей, радостнее, здесь уже много красного цвета («а» — ярко красный), а ритм динамичнее. Последняя строфа в первых четытрёх стихах организуется звуковыми повторами: «у», «р», «з», «хр», «кр», «за», что снова создаёт устрашающий образ, но затем активно включаются звуки: «эй» — «эй», «а», «эм» — «эм», «ж», сближая эмоциональную тональность этих стихов со второй и третьей строфами. Ритм к концу стихотворения нарастает.

Ассоциативный рисунок скорректировался: в последней строфе отчётливо видно, что сине-коричневое бесформенное месиво, стальные копья и разбитое стекло не пугают героя.

Дидактическое приложение к теме № 3.

Задание 11. Выявите ключевые слова, участвующие в формировании первой строфы.

Решение задания 11. «Буря», «вихри» — это ключевые слова, участвующие в формировании первой строфы. Таким образом, ключевое высказывание: «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя...».

Задание 12. Создайте смысловую логическую схему связи ключевых слов «буря» и «вихри» с другими понятиями. Какие связи устанавливаются благодаря сравнениям? Как описаны действия «бури» и «вихрей»?

Решение задания 12.

Буря

Как зверь Как дитя

Как путник запоздалый

Завоет Заплачет

Застучит

Мглою небо кроет Вихри снежные крутя

Задание 13. Какие изобразительно-выразительные средства помогают понять идею — главную мысль отрывка? Какие смыслы актуализируются благодаря им?

Решение задания 13. Главную мысль отрывка помогают понять сравнения («как зверь», «как дитя», «как путник запоздалый»). Благодаря сравнениям буря приобретает черты зверя (ярость, агрессия), путника (странствие), ребёнка (слабость, незащищённость), то есть она может «надевать разные маски», олицетворение (буря «кроет», «завоет», «заплачет», «застучит») позволяет увидеть в буре живое начало: изобразительные эпитеты («вихри снежные», «по кровле обветшалой») «рисуют» мутное белое пространство, в котором невозможно что-то разглядеть, кроме ветхой, то есть полуразрушенной, старой кровли, которая, следовательно, почти не может защитить внутреннее пространство дома. При этом буря может пугать (завоет), вызывать сочувствие (в окошко застучит), жалость (заплачет), стремясь проникнуть в дом. Но на просторе — в пространстве она не скрывает своей зловещей сущности, разрывая небесное и земное (Мглою небо кроет), путая всё (Вихри снежные крутя). Значит, её стремление любыми путями проникнуть в дом — это стремление овладеть внутренним пространством, человеческой душою.

Задание 14. Какая характеристика бури «проглядывает» сквозь ряд приведённых сравнений (обратите внимание на смыслы слов «зверь» и «дитя»)?

Решение задания 14. Сквозь ряд приведённых сравнений «проглядывает» образ бури как хитрого, зловещего, притворяющегося явления, стремящегося проникнуть в дом и угрозами (зверь), и вызывая жалость (дитя), и вызывая сочувствие (путник).

Задание 15. Обратите внимание на глаголы, участвующие в формировании смыслов первой строфы. Какое пространство создают глаголы в изобразительном и звуковом смыслах?

Решение задания 15. Глаголы в первой строфе создают тёмное, мглистое, крутящееся пространство, наполненное страшными звуками: завывание, плач, шум, шорох, стук.

Задание 16. Посмотрите в словаре значение слова «путник». Исходя из значения этого слова, подумайте, какова судьба путника в нарисованном пространстве? Почему?

Решение задания 16. В нарисованном пространстве судьба путника — человека, совершающего далёкий путь пешком, трагична, потому что ничего не видно вокруг, и всё пугает.

Задание 17. Как вы думаете, какое состояние души и сознания поэта отражено в этой строфе. Связано ли это с фактами биографии А. С. Пушкина?

Решение задания 17. Видимо, что-то подобное переживал автор стихотворения: страх, смятение, ощущение потери пути, чувство неизвестности. Связано это с тем, что А. С. Пушкин в это время был оторван от любимых друзей, активной жизни, он томился в ссылке в Михайловском.

Задание 18. Какие образы являются ключевыми во втором отрывке?

Решение задания 18. Во втором отрывке ключевые образы «лачужки» и «старушки».

Задание 19. Начертите логическую схему второй строфы.

Решение задания 19:

Лачужка ветхая жужжанье веретена

печальна темна

Старушка приумолкла

утомлена дремлешь под жужжанье веретена

Задание 20. Посмотрите в толковом словаре значение непонятных вам слов.

Решение задания 20.

1. Лачужка — небольшой, плохой дом.
2. Ветхая — разрушающаяся от старости, дряхлая.
3. Печальна — грустна.
4. Веретено — приспособление для прядения.

Задание 21. Какое пространство создано во второй строфе с точки зрения сопоставления этого пространства с тем, которое создано в первой строфе?

Решение задания 21. Во второй строфе создано тёмное, грустное пространство, в котором очень тихо, слышно лишь «жужжанье веретена», которое усыпляет. Это пространство противоположно тому, которое создано в первом отрывке.

Задание 22. Скорректируйте уже созданный ассоциативный рисунок с учётом совершённых находок, объясните внесённые коррективы (что вы нарисовали. В каком месте рисунка. Почему?).

Решение задания 22. Между серо-коричневым бесформенным пространством, в котором мечутся стальные пики и летит разбивающееся стекло и пространством, где на фоне тёмного коричневого видны оранжевые, жёлтые и зелёные блики, появляется граница, которую стремится преодолеть хаотичное пространство.

Задание 23. Что объединяет эти два пространства (свет, звук, цвет)?

Решение задания 23. Эти пространства объединены тем, что оба — тёмные, и звуки внешнего мира слышны в домишке.

Задание 24. Стирается ли грань между ними? Почему?

Решение задания 24. Грань между ними не стирается, потому что в главном они противоположны: агрессии внешнего мира противостоит умиротворённость, тишина, печаль — внутреннего.

Задание 25. Что, по-вашему, символизирует лачужка (старый дом)?

для справки: Дом — ёмкий космический символ. С одной стороны, дом строится как уменьшенная модель вселенной; с другой стороны, с пятиоконным домом иногда сравнивают человеческое тело, обладающее пятью чувствами. Дом, как и двор, и город символизирует освоенное, покорённое, пространство, где человек находится в безопасности. Это место, где мы родились и куда мы возвращаемся из любых странствий. Стены и крыша — символы основной, то есть защитной функции дома... Но существуют и дома, которые не являются Домом; «ложность» этих домов подчёркивается различными эпитетами: «жёлтый дом», «дом скорби», «казённый дом», «вечный дом» [Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Сост., Андреева В. и др.- М., — 2000. — С.159].

Решение задания 25. Лачужка символизирует Дом — место, где человек чувствует себя защищённым.

Задание 26. Обратите внимание, что в первой строфе кровля лачужки названа «обветшалой», а сама лачужка названа «ветхой». Само сочетание слов «ветхая лачужка» составлено так, что вдвое усиливает значение «дряхлость», «ветхость». Что таким образом говорит о своей внутренней защищённости поэт?

Решение задания 26. Поэт говорит, что он внутренне плохо защищён — его дом ветхий, его кровля символ защитной функции — полуразрушена.

Задание 27. Обратите внимание, что успокаивающее «жужжание веретена», наполняющее «лачужку», раздаётся благодаря старушке. Что сказано об эмоциональном состоянии старушки? Страшно ли ей? Почему?

Решение задания 27. Старушка «утомлена», она устала от «завывания» бури, но ей не страшно, потому что, видимо, она привыкла к тому, что зло стремится нарушить защиту, и она знает, что это невозможно.

Задание 28. Ответьте на вопрос: почему старушка «изображена» с веретеном, связано ли с этим её утомлённое спокойствие перед лицом зла?

для справки: Веретено — символ хрупкости, мимолётности человеческой жизни, особенно в фольклоре. Веретено — атрибут богов материнства и женщин вообще. В искусстве с веретеном изображалась одна из мойр — Клото, которая прядёт нить судьбы. (Тресиддер Д. Словарь символов. -М, — 2001. — С. 38).

Решение задания 28. Старушка «изображена» с веретеном, потому что она знает судьбу: человеческая жизнь мимолётна, но зло бессильно в своей агрессии.

Задание 29. Почему жужжанье веретена пересиливает звуки бури, которые только утомляют, а звук веретена успокаивает?

Решение задания 29. Жужжанье веретена пересиливает звуки бури, потому что судьба, а не злой рок, управляет жизнью.

Задание 30. Скорректируйте ассоциативное изображение, связанное со второй строфой, учитывая сделанные находки. Опишите и объясните сделанные коррективы.

Для справки: В западном искусстве мудрость представлена древнегреческой богиней Афиной (в греческой мифологии — Минервой). Богиня держит книгу или оливковую ветвь, и её сопровождает священная сова. На средневековых картинах Мудрость так же держит книгу, но часто изображается со свернувшейся у её ног змеёй, символизирующей благоразумие. Как часть мудрости благоразумие имеет много общих с ней символов. Вино и алкоголь нередко связывались с мудростью и истиной. То же можно сказать о воде, особенно — родниковой. Символами мудрости были драгоценные металлы и камни, особенно — золото и серебро, хризолит, нефрит, бриллиант, жемчуг и циркон. Мудрость связывали с голубым цветом, числом семь и треугольником. Другие символы: дракон, грифон, павлин, сфинкс, единорог, лотос, грецкий орех, сердце, семь колонн, скипетр, свиток, меч, кольцо, соль, язык, птицы, пчела, крыса.

Решение задания 30. Образ дома дополняется символом судьбы и мудрости: на коричневом фоне с жёлтыми, зелеными и оранжевыми бликами виднеется треугольный винный кубок и веретено, потому что именно в этой лачужке — в условиях наступающего зла — живёт мудрое знание о судьбе и истине, и это знание олицетворяет собой старушка.

Задание 31. Какие понятия, по-вашему, ключевые в третьем отрывке?

Решение задания 31. В третьем отрывке ключевые образы: подружка, кружка и песня.

Задание 32. Создайте логическую схему связи ключевых слов с другими понятиями.

Решение задания 32.

подружка

добрая юности

выпьем

кружка сердцу...веселей

песня

спой

синица тихо за морем жила

девица за водой по утру шла

Задание 33. Какие изобразительно-выразительные средства помогают понять главную мысль отрывка? Какие смыслы актуализируются, благодаря им?

Решение задания 33. Выражение с участием эпитета «добрая подружка», близкое по значению устойчивому сочетанию «добрый друг», указывает на близкие отношения, связывающие поэта и его няню (а именно о ней идёт речь, так как стихотворение биографически связано с Михайловским, где и жила Арина Родионовна) с давних пор юности. Призыв «выпьем», упоминание о кружке актуализируют ассоциации, связанные с винопитием, а, как было сказано раньше, вино, алкоголь часто символизируют мудрость. Этот смысл актуализируется ещё и потому, что призыв «выпьем», повторенный дважды, обращён к няне, которая сама олицетворяет мудрость.

Задание 34. Обратите внимание, что третий и четвёртый стихи содержат антонимы: горе-веселье. Связаны ли эти понятия с предыдущим содержанием? Как?

Решение задания 34. Третий и четвёртый стихи содержат антонимы: горе- веселье. Понятие «горе» связано с содержанием первой строфы. Горе — это страх, неустойчивость, ощущение потери пути, смятение — темнота, хаос.

Задание 35. Каким образом поэт думает преодолеть это горе и обрести веселье? Ответьте на этот вопрос, учитывая находки, сделанные раньше.

Решение задания 35. Преодолеть это горе, хаос поэт думает, предлагая няне: «выпьем». Исходя из символики, становится понятно, что поэт видит защиту в лице мудрой няни, хочет «соединиться» с её мудростью, обрести её уверенность, так именно спокойная уверенность поможет преодолеть силы зла, пытающиеся овладеть душой (внутренним пространством) поэта.

Задание 36. Какую роль в таком случае играют слова из народных песен: «Как синица тихо за морем жила», «...девица за водой поутру шла»?

Решение задания 36. Старушка олицетворяет именно народную мудрость, уверенность в возможности одолеть соблазны и зло. Там и видит спасение поэт — в коренной народной мудрости. Далее дети корректируют эйдос-конспекты и делают выводы об особенностях поэтического мировидения, представленного в стихотворении.

    05.10.2006 | 00:00
    Андрей Тихов Пользователь

    Мне очень близка тема элективного курса Бакуревич О. В., учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 58 (к сожалению, город не указан, но судя по всему, где-то в районе Томска). Поскольку я тоже веду курс "Теория поэзии. Ритмика" по целям и задачам сходный с элективным курсом "Живая плоть стиха".
    Приятно видеть интересные задания, продуманные, инициирующие школьников к творчеству.
    И всё-таки хочется задать вопрос автору: Как можно столь объёмный материал "втиснуть" в рамки 14 (!!!) занятий?
    В своём случае я только 30 занятий отвожу на "Ритмику", не говоря уже о стидистике, композиции, эйдологии поэтических текстов. Для понимания творческого процесса ребёнку необходимо владеть "мелочами", а не "общими" вседениями о предмете исследования.


     

Добавлено: 30.09.2006
Рейтинг: -
Комментарии:
1
Просмотров 6377
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2016. 12+