Личный кабинет

Педсовет полностью переехал на новую платформу. Некоторое время понадобится для отладки сервиса. Пожалуйста, о любых Ваших сложностях и ошибках сообщите в редакцию по адресу red@pedsovet.org. 

 

БАЗАРОВ КАК «ЛИЦО ТРАГИЧЕСКОЕ»


БАЗАРОВ КАК «ЛИЦО ТРАГИЧЕСКОЕ»

Журнал «Лидеры образования», № 6–7 2005. Подписаться

ЛУЧШЕЕ ОТ ЛУЧШИХ (уроки от финалистов конкурса «Учитель года – 2005»)

Юлия Марчук, учитель русского языка и литературы средней школы №1741 г. Москвы

Работа рассчитана на три урока.

Уроки 1 - 2
1-й урок
Я хотел сделать из него лицо трагическое. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...
И.С. Тургенев

Цели урока
Продолжить работу над формированием системы теоретико-литературных, историко-литературных знаний: категория «трагического»; образ героя; система образов в романе; конфликт, трагическая природа конфликта, особенности композиции (открытый финал); авторская позиция.
Продолжить работу над развитием системы читательской деятельности - умение характеризовать образ главного героя; определять композиционные особенности произведения.

Организация учебной деятельности
1. Актуализация полученных ранее знаний о главном герое - Базарове.
1). Прочитайте эпиграф. Ответьте на вопросы.
Как определяет Тургенев самоощущение Базарова? Почему? - Фигура сумрачная.
Как охарактеризован Базаров с точки зрения своего темперамента? Почему? - Дикий, злобный.
Определите социальные корни героя. - Наполовину вырос из почвы, разночинец. «Мой дед землю пахал».
Каково место Базарова в социально-историческом контексте? Почему? - Обречен на гибель, потому что «стоит в преддверии будущего».
2). Сделайте вывод: с каких позиций характеризует Тургенев своего героя? - Базаров как личность.

2. Чтение и осмысление эпизода разговора Базарова и Аркадия в 21-й главе.
1) Прочитайте эпизод.
2) Ответьте на вопросы.
Какие самохарактеристики дает Базаров? - «...Наш брат, самоломанный», «настоящий человек».
Что они означают?
Какие качества присущи «настоящему человеку»?
Как строит Базаров свои отношения с Аркадием? С Ситниковым?
Прокомментируйте высказывание Базарова о Ситникове: «Пойми же, нам необходимы подобные олухи, ведь не богам же в самом деле горшки обжигать».
3) Сделайте вывод: в чем же «бездна базаровского самолюбия»?
4) Как Базаров определяет свое (человеческое) место в пространстве и времени? - Математическая точка.
Какие понятия пространства и времени сталкиваются? - Огромное и крохотное, ничтожное и вечное.
Прокомментируйте высказывание Базарова: «Отчего я буду зависеть от времени, пусть время зависит от меня».
5) Следуя немецкой классической философии, Тургенев представлял время в двух ипостасях: необратимое, случайное - человеческое; и вносящее порядок и смысл в существование - божественное время.
Как устроен мир, с точки зрения Тургенева? - Существует высший закон, не подчиненный человеку, какими бы личными качествами он ни обладал. Готов с этим мириться герой? – Нет.
Вывод: таким образом, возникает конфликт. В чем его суть? – С одной стороны, существующий миропорядок, с другой – воля Базарова.
Как можно решить данный конфликт? – Либо мир изменится, либо изменится Базаров.
Какой-либо из вариантов возможен? – Нет. Мы имеем дело с неразрешимым конфликтом.
Как называется такой конфликт? – Трагический.
Базаров – «лицо трагическое».

2-й урок
Организация учебной деятельности
1.
Актуализация полученных ранее знаний
1). Ответьте на вопросы.
В чем трагическая сторона личности Базарова? – Он бунтует против существующего порядка вещей.
Соглашается ли автор принять позицию героя? – Нет. Он с ним спорит.
Как автор показывает подчиненность героя всеобщим законам бытия? – Не вступает с ним в философский спор, не вводит героя-резонера, а проводит Базарова через жизненные обстоятельства – любовь и смерть.
2). Как Базаров определяет место женщины в интеллектуальной жизни? – Средь женщин мыслят только уроды.
Как Базаров-нигилист расценивал чувство любви? – Любовь – это чувство напускное, это всего лишь физиологическое влечение, инстинкт.

2. Чтение и осмысление эпизодов глав 16, 17.
1). Дайте социальный и психологический портрет Анны Сергеевны Одинцовой, пользуясь текстом 16-й главы. Сделайте это тезисами.
Отметьте «странности» в поведении Базарова.
Что сблизило Одинцову и Базарова?
2). Анализ сцены объяснения в любви (глава 17).
Обрисуйте мизансцену. Проследите за движением героев. Что попадает в «объектив»? Прокомментируйте. – Скорыми шагами дошла до кабинета. Базаров за ней, не поднимая головы. Встал и подошел к окну. Стоит спиной, делает признание. Обернулся, обнял, Одинцова освободилась – уже в другом углу. Базаров рванулся. Испуг Одинцовой. Базаров закусил губу и вышел.
Как автор называет чувства героя? – Страсть.
В чем разница любви и страсти?
Кто еще в романе переживал любовь-страсть? – Павел Петрович Кирсанов.
Почему так делает автор? – Идеологические противники подчинены единым человеческим законам.
Властен ли Базаров над чувством? – Нет.
А что остается ему подвластным? – Базаров не дает себе опустить руки, впасть в апатию. Страдание не лишает его способности действовать (как было у П.П. Кирсанова).

3. Чтение и осмысление эпизодов главы 27.
Как Базаров расценивал волю случая? – Не верил в него.
Как заразился Базаров? – Случайно.
Прокомментируйте слова Базарова: «Да поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!
Какие черты личности обнаруживает эпизод умирания в Базарове? – Мужество, стойкость, нежелание быть обузой, достоинство, любовь к родителям.
Как смертельная болезнь изменила взгляды Базарова? – Нужен России... Нет, видно, не нужен... Вся задача гиганта – как бы умереть прилично...
Кто произносит эту фразу – Базаров-политик, Базаров-рационалист, Базаров-циник: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» - Базаров-лирик, романтик. Почему?
Вывод: смерть и любовь – это торжество жизни над нигилистическими взглядами Базарова.
Подумайте дома над вопросом, почему автору было необходимо сделать так, что герой умирает?

3-й урок
Урок- семинар с элементами дебатов

Цели урока
Продолжить работу над формированием теоретико-литературных, историко-литературных знаний: исторический контекст, социальный тип, вечный образ, трагическое.
Продолжить работу над развитием системы читательской деятельности:
умение работать с оценками критиков, умение работать с литературоведческим словарем.
Продолжить формировать коммуникативно-речевые умения.
Ориентировать учащихся на широту восприятия культурного пространства, используя контекстуальные и межпредметные связи.
Продолжить воспитывать личностное отношение к произведениям классической литературы.
Оборудование: на доске написаны высказывания Б. Зайцева, В. Воровского и Ф.М. Достоевского о романе «Отцы и дети»; на столах учащихся – рабочие листы.

Организация учебной деятельности
1.
Дебаты.
1). Учащиеся делятся на две группы.
2). Прочтите высказывания Б. Зайцева и В. Воровского.
Б. Зайцев: «Сердце Тургенева не могло быть с первым русским в нашей литературе большевиком».
В. Воровский: « ...Действительность показала, что отрицатель базаровского вида был лишь частичным, преходящим явлением русской общественности. Это была личинка разночинца».
Каждая из групп выбирает высказывание.
Работа в группах: учащиеся обсуждают, как они поняли данное высказывание, затем представители от групп должны высказать суждение о прочитанном, опираясь на вопросы, данные на рабочем листе.
Вопросы по высказыванию Б. Зайцева.
- Кто такие большевики?
- Для какого исторического периода это явление характерно?
- Что позволило Зайцеву назвать Базарова большевиком?
Вопросы по высказыванию В. Воровского.
- О каком времени идет речь? 
- Кто такие разночинцы?
- Как вы понимаете фразу, что Базаров – «преходящее явление русской общественности»?
Одновременно с подготовкой ответов учащиеся готовят вопросы оппонентам.
3). Дебаты.
Первая группа объясняет высказывание. Затем отвечает на вопросы второй группы.
Вторая группа объясняет высказывание. Затем отвечает на вопросы первой группы.
4). Итоги дебатов.
Чем принципиально отличаются данные суждения критиков? - Они по-разному определяют тип идеологии героя.
Что общего в оценке? – Оба критика считают героя явлением времени, носителем определенной социально-политической идеи. То есть воспринимают Базарова как героя времени.
Вспомните высказывание Базарова: «Что касается до времени, отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Какая горькая ирония по отношению к герою возникает даже в оценке его как принадлежащего определенному времени.

2. Работа над высказыванием Ф.М. Достоевского.
1). Но посмотрите еще на одно высказывание. Принадлежит оно Ф.М. Достоевскому: «… Глубокие, трагические нигилисты (типа Базарова), беспокойные, тоскующие, мучительно ищущие истину, остро ощущающие трагизм человеческого бытия и свое общественное одиночество...»
Какова центральная мысль этого высказывания? – Базаров – трагический герой.
Имеет ли категория ТРАГИЧЕСКОГО временные ограничения? – Нет.
2). Работа со словарем.
Прочтите статью о ТРАГИЧЕСКОМ в литературоведческом словаре.
Какие основные черты этого понятия вы можете выделить?
- Неразрешимость конфликта.
- Страдание или гибель героя.
- Невозможность изменить внутреннюю природу героя.
- Невозможность смириться с существующим миропорядком.
Есть ли черты трагического в Базарове в оценке Достоевского? Какие? – Глубокий, беспокойный, тоскующий, мучительно ищущий истину, трагизм человеческого бытия и общественного одиночества.
3). Актуализация полученных ранее знаний по мировой литературе.
Назовите, каких героев мировой литературы с трагическим мироощущением вы знаете? – Гамлет, Дон Кихот и др.
Сделайте вывод: каким видит Достоевский место Базарова в классической литературе?
Вывод: Базаров – трагический герой, воспринимающийся как тип вечного героя-бунтаря, страдающего от невозможности переделать законы мира, но и не желающий с ними мириться.
Творческая работа.

3. Творческое осмысление изученного материала.
Дайте письменный ответ на вопрос: может ли Базаров быть нашим современником?

Эссе "Моя педагогическая философия"
Я всегда знала, что буду учить детей. И только хорошо. И только словесности. Пыталась понять, почему так, - упиралась в сплошную метафизику.
Стоя у доски, покоряла, завоевывала, заставляла поражаться. Не школа, а театр военных действий. И я - Наполеон. Именно так мне виделась роль хорошего учителя - любимца, кумира, очарователя, носителя непреложных истин и знаний, которыми он великодушно делится.
Период педагогического романтизма кончился достаточно быстро. Тяжелая, где-то однообразная работа выкристаллизовала совсем другую педагогическую философию. Чему учить? Как учить? Во имя чего учить? И я не берусь даже сейчас утверждать, что знаю ответы на эти вопросы. Я лишь готова поразмышлять над ними.

Размышление первое.
Мысль о том, что надо научить детей жить в быстро меняющемся мире, принимать факт его многообразия и сложности, не бояться будущего - это общее место. Гораздо большей в этой связи представляется проблема поиска тех основ, вопрос о необходимости которых не будет никогда поставлен. Чувство растерянности (потерянности) может возникнуть не только от понимания бесконечности информационного потока сегодняшнего дня, но и от утраты жизненных ориентиров.

Осип Мандельштам когда-то писал, давая характеристику акмеизму - одному из модернистских течений искусства начала XX века: «Акмеизм - это тоска искусства по культуре». Эту же тоску я ощущаю и в сегодняшней педагогике: сделать образование частью культуры (мировой и национальной), найти, а точнее говоря, напомнить себе тот категорический императив, который свяжет детали настоящего в единое целое. Все трагедии ХХ века, в истории нашей страны, прежде всего, как раз и заключались в нарушении единого культурного контекста жизни. Мандельштам писал:
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!

Надлом этот, разруха, прежде всего, происходят в душах человеческих. Утрачивая гуманные, гуманистические ценности, мы лишаемся культуры. А утраченная культура - это уже сфера научных интересов археологов. Все педагогические системы, образовательные проекты лишены смысла, если их философия не основана на гуманистических принципах. Гуманитарная направленность познания, возможно, способ избежать изменений в форме разрушений.

Размышление второе.
В одной из современных книг по вопросам стратегии образования прочла, что среди трех главных целей обучения есть и такая: «Получить навыки и знания по конкретным дисциплинам, а также научиться получать их быстрее, эффективнее и проще». Не согласна! (конечно, не так, как Полиграф Полиграфович Шариков, оценивая переписку Энгельса и Каутского.)
Учеба - это прежде всего труд, требующий от человека огромных интеллектуальных, физических, нравственных усилий.

Научить понимать зависимость успеха от затраченного труда, научить получать радость от труда - путь к воспитанию гармонической личности.

Учитель сталкивается с необходимостью преодолевать и инертность самого человека, и порой негативное влияние семьи, и деструктивные тенденции в обществе, и утилитарный подход к образованию, сформировавшийся в последнее время. Силы, противодействующие учению, мощные, надо отдавать себе в этом отчет. Но есть также силы, способствующие учению.
Любознательность, готовность к эксперименту, открытость новому, воображение, желание быть самостоятельным - вот те архимедовы рычаги, природой данные человеку, с помощью которых можно если не землю повернуть, то увлечь ребенка процессом познания.

Как это сделать? Все ответы на этот вопрос (а их множество) сходятся в одном: без особых профессиональных и личностных качеств учителя никакие технологии и методики сами по себе не приведут к успеху. И в наше время, в век высоких технологий, общение человек - человек, учитель - ученик приобретает, может быть, большую значимость, чем раньше.

Именно хороший учитель видит единственно возможной форму взаимодействия с учениками - диалог. Мне как словеснику близки идеи диалогической природы понимания произведений художественной литературы М.М. Бахтина. В статье «К методологии литературоведения» М.М.Бахтин писал: «Двусторонний акт познания-проникновения очень сложен. Активность познающего сочетается с активностью открывающегося (диалогичность); умение познать - с умением выразить себя. <...> Личность имеет не только среду и окружение, но и собственный кругозор. Кругозор познающего взаимодействует с кругозором познаваемого. <...>
Диалогическое познание есть встреча». Дети не только стремятся что-то познать, но и реализовать свою личность. Учение - процесс взаимодействия сознаний, где Я включается во множество, но не исчезает в нем. В этой полифонии сознаний не только залог терпимости, эмпатии, готовности понять, принять чужое, но и механизм зарождения критического отношения к миру. Это особо ценные качества личности, умеющей спорить, отстаивать свою точку зрения, но делающей это всегда в рамках диалога, в рамках социального пространства.

Размышление третье
Школа - слово многозначное. Это и учебно-воспитательное учреждение, и выучка, достигнутый опыт.

Рассматривая путь человеческий в эпическом масштабе, мы понимаем, что 10 лет жизни - это важный этап, но все же этап. Он, с одной стороны, имеет некую самостоятельность, завершенность, а с другой - он лишь часть целого.

Мне грустно видеть, как произведения русской и мировой классики воспринимаются многими только как составляющие школьной программы. А ведь познание - это не только процесс бесконечного накопления, преумножения информации, это и процесс нового восприятия, переосмысления уже известного. Причем второе мне кажется гораздо более важным. Набирать факты, строить, так сказать, познавательную горизонталь - дело не самое сложное, благо доступ к информации открыт, да и для получения ее нет необходимости тратить много времени (какие фантастические возможности дал нам Интернет!). Но школа как раз, мне кажется, должна научить ребенка находить пути осмысления того, что изучено, строить познавательную вертикаль.

Показать путь познания, показать его как интересный, как один из множества - задача школы. Но пройти его должен сам ребенок. И тогда, став взрослым, он будет возвращаться к чтению  классики.

Размышление четвертое
Однажды заметила, что мои ученики боятся ответа: «Не знаю». Речь не идет о незнании какого-либо факта, правила, домашнего задания. Ребята непременно хотят дать правильный ответ. И шкала оценок для этого существует: от одного до пяти. Но преподавая (прежде всего гуманитарные предметы),  мы хотим сформировать представление об изменчивости,  неоднозначности многих факторов жизни человека,  о незапрограммированности всего, что связано с областью познания. Недогматическое понимание знаний - свойство образованной личности. И, может быть, в этой связи гораздо ценнее научить детей не процедуре выдвижения ответов, а умению задавать нужные и точные вопросы. И это мысль не только настоящего времени, это результат философского осмысления опыта человеческого, в том числе и педагогического.

А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.
В. Высоцкий

Добавлено: 08.02.2007
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 11962
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2016. 12+