Личный кабинет

Педсовет полностью переехал на новую платформу. Некоторое время понадобится для отладки сервиса. Пожалуйста, о любых Ваших сложностях и ошибках сообщите в редакцию по адресу red@pedsovet.org. 

 

«Использование технологии работы в малых группах при знакомстве с рассказом Игоря Юрьевича Клеха «Кота хозяин и его кот»


Рассказ Игоря Клеха входит в сборник "Инцидент с классиком". Данное произведение, небольшое по объему, но очень емкое по содержанию, можно отнести к современной русской литературе.

КОНСПЕКТ  УРОКА

«Постмодернистский  парадокс,  или  Кто  в  доме  хозяин?..»

по  рассказу  Игоря  Клеха  «Кота  хозяин  и  его  кот»

 

 

ЭТАПЫ УРОКА      

1.   Вступительное  слово  учителя  (цели  и  задачи  урока;  краткие  сведения  об  авторе). (5 минут)      

2.   Творческие  задания  (краткая  инструкция – для работы  с  текстом  в  подгруппах). (5 минут)

3.   Чтение  постмодернистского  текста  (с  последующим  составлением  алгоритма  рассказа). (10 минут)

4.   Творческая  работа  с  текстом  (индивидуально  и  в  подгруппах).             (10 минут)

5.   Запись  на  доске  вариантов-ответов  каждой  подгруппы  (с  последующей аргументацией). (10 минут)

6.   Свободный  обмен  личными  читательскими  впечатлениями. (5 минут)      

7.   Совместное  обсуждение  итогового  «постмодернистского»  алгоритма.      (5 минут)      

8.   Творческая  читательская  «пятиминутка»  (обсуждение  результатов  предыдущей работы). (5 минут)      

9.   Индивидуальный  выбор  (письменный  ответ  на  вопрос  или  монолог от  имени героя). (10 минут)

10.                     Выборочное  чтение  творческих  работ  и  подведение  итогов.          (10 минут)

резервное время – 5 минут

 

 

                                             ХОД  УРОКА   

 

1-й этап   СЛОВО  УЧИТЕЛЯ  

(Краткие сведения об авторе:  см. Рецензию – стр. 1,

 эпиграф 3 – из аннотации к сборнику Игоря Клеха «Инцидент с классиком».)

 

2-й этап   ТВОРЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ 

 (Оргмомент:  класс делится на три группы, каждой из которых даётся текст рассказа «Кота хозяин и его кот», и ставятся творческие задачи:

1)       определить тему произведения;

2)       определить идею (смысл) произведения;

3)       сформулировать свои вопросы к данному произведению;

4)       от каждой группы выбрать одно из наиболее интересных заданий,

записать его на доске и прокомментировать.

 

3-й этап   ЧТЕНИЕ  УЧИТЕЛЕМ  ТЕКСТА  РАССКАЗА  

(см. Приложение 1)

 

4-й этап   ТВОРЧЕСКАЯ  РАБОТА  С  ТЕКСТОМ 

(по  группам)

 

5-й  этап   ЗАПИСЬ  НА  ДОСКЕ  ВАРИАНТОВ-ОТВЕТОВ 

(от каждой подгруппы)

 

                             Т Е М А:

ГРУППА № 1:   «Кота хозяин, а не хозяина кот».

ГРУППА № 2:   «Бегство от кота-тирана».

ГРУППА № 3:   «Кот-хозяин и хозяин-раб».

 

                             И Д Е Я  (смысл):

ГРУППА № 1:    «Тираны приходят и уходят.  Нужно быть хозяином своей жизни».

ГРУППА № 2:    «Плохо в жизни тому, кто переходит рамки дозволенного».

ГРУППА № 3:    «И Бог не всегда бессмертен».   

                               

                                     В О П Р О С:

ГРУППА № 1:     «На какой библейский персонаж делается намёк в первой части рассказа –  и почему?»

ГРУППА № 2:     «Почему кот стал сильнее хозяина?»

ГРУППА № 3:     «Освободившись, стал ли кота хозяин свободным, когда перешагнул через труп  «любимца»  и  «тирана» ?»

 

Один из вариантов ответа на вопрос  (см. вопрос № 3 – 5-й этап):

«Мне кажется, что хозяин после своего ухода из квартиры, где остался труп любимца-тирана, не останется без своего Кота, потому что Хозяин изначально запрограммирован быть рабом своего же раба.  Это видно даже в названии рассказа – «Кота хозяин и его кот».  В этом нелогичном (точнее – парадоксальном) предложении кот – на первом месте, он – главный…  А после прочтения всего рассказа возникает ассоциация:  государство, смена правителей, народ.  Сам народ, в который раз создающий себе нового тирана. Хозяин не останется без своего кота…»

 

 

Т Е М А

И Д Е Я

В О П Р О С

 

ГРУППА  1

 

«Кота хозяин, а не хозяина кот».

 

«Тираны приходят и уходят.  Нужно быть хозяином своей жизни».

 

«На какой библейский персонаж делается намёк в первой части рассказа –  и почему?»

 

 

ГРУППА  2

 

«Бегство от кота-тирана».

 

«Плохо в жизни тому, кто переходит рамки дозволенного».

 

 

«Почему кот стал сильнее хозяина?»

 

ГРУППА  3

 

«Кот-хозяин и хозяин-раб»

 

«И Бог не всегда бессмертен».   

 

«Освободившись, стал ли кота хозяин свободным, когда перешагнул через труп  «любимца»  и  «тирана»?

 

 

 

6-й этап    СВОБОДНЫЙ  ОБМЕН  ЧИТАТЕЛЬСКИМИ  ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ  (ассоциации)

 

7-й этап     СОВМЕСТНОЕ  ОБСУЖДЕНИЕ  ИТОГОВОГО  ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО  АЛГОРИТМА

 (через художественные особенности текста – к алгоритму)   (см. Приложение 2)

 

8-й этап     ТВОРЧЕСКАЯ  ЧИТАТЕЛЬСКАЯ  ПЯТИМИНУТКА 

(по подгруппам)

 (через свободные читательские впечатления – к аргументированным читательским размышлениям)

 

Один из вариантов ответа:

«На наш взгляд, автор, как в кривом зеркале, отражает  кротость Христа через беспрекословное, кроткое подчинение кота хозяина своему коту – отсюда аналогия с библейским персонажем».

 

9-й этап    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ВЫБОР

(творческие задания:  письменный ответ на один из поставленных вопросов или письменный монолог от лица одного из героев рассказа)

 

10-й этап    ВЫБОРОЧНОЕ  ЧТЕНИЕ  ТВОРЧЕСКИХ  РАБОТ  УЧАЩИХСЯ

 

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  УРОКА

 

                      

 

НАШ  СЛОВАРЬ:         

Постмодернизм – основное направление современной философии, искусства и науки.

(«…текст  не отражает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых  друг  от  друга»)

    (Словарь культуры ХХ века. М., 1997, стр. 223.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И.Клех «КОТА ХОЗЯИН И ЕГО КОТ»

Кот ел много и рос быстро, в геометрической прогрессии. Вначале это радовало и вызывало чувство некоторой гордости у кота хозяина, со вре­менем начало интриговать и даже несколько пугать. В этом, впрочем, он себе не сознавался, так как уже пропустил момент, когда еще мог совла­дать с котом. Животное выросло до совершенно фантастических разме­ров и постоянно требовало есть. Кота хозяин вдруг оказался в блокаде на кухне, т.к. кот лег в дверях — голова его колыхалась под потолком — и совершенно закрыл собой дверной проем. Однажды хозяин пытался вый­ти силой (скорее силой воли и авторитета, чем физической), но кончи­лась эта попытка плачевно: кот взял его голову в пасть — острые клыки прокололи кожу на висках, и кровь заструилась по лицу хозяина, тело болталось на резинке шеи, как детский мячик, туго набитый мусором и обер­нутый фольгой, — качнул его в сторону и затем забросил за газовую плиту. В кухонном шкафчике посыпались тарелки. Раны плохо заживали, и еще неделю из-под повязки ни с того ни с сего неожиданно начинала со­читься кровь, придавая кота хозяину вид — несколько двусмысленный — одного библейского персонажа. Особенно, когда он смиренно сновал между кладовкой, холодильником и газовой плитой и готовил, готовил, готовил еду своему грозному божеству. Он с ужасом думал о том времени, когда запасы продуктов кончатся и вдруг прекратится похожее на звук пилы сытое урчание кота.

Кот был все так же прожорлив и ненасытен, и все так же замирал по но­чам его хозяин, пробираясь к крану с холодной водой, когда взмахом клинка раскрывались под потолком холодные удавьи глаза кота. И потом долго еще он не мог прийти в себя на своей подстилке. Однажды он пред­принял отчаянную попытку освободиться. Распахнул окно, вскочил на подоконник, у него перехватило дыхание, — улица остановилась, плос­кие блюдца лиц с нарисованными разводами глаз выжидательно смотре­ли на него. На коже его спины лопнули глаза и встретили заинтересован­ный и, как ему показалось, сочувственный взгляд кота — тот даже не по­шевелился при виде этой сцены. Неожиданно хозяину стало стыдно, и, постояв минуту на подоконнике, деревенея от чувства неловкости, пута­ясь в конечностях, он спустился назад. Он весь пошел краской, когда по­думал, что был смешон. Забившись за холодильник и кусая губы, он про­вел там весь остаток дня. В этот вечер он даже не покормил кота.

Кот был уже не тот, и хозяин удивился, что только теперь это заметил. От неподвижности лапы его атрофировались и стали беспомощны, как ласты тюленя. Тело стало жидким и аморфным, при ударе ногой оно глухо гудело и колыхалось. Голова еще сохраняла свои позиции, но и у нее уже не было прежней хватки и глазомера. Оставшийся крохотным мускул сердца не мог растолкать кровь во все углы колоссального тела, оно начало по частям отмирать и разлагаться. Шерсть выпадала, ткани рас­ползались. Глаза кота затянулись белесой пленкой, как у мертвой кури­цы, он почти не открывал их. Хриплое дыхание вырывалось из недр его тела. И, когда кота хозяин взошел наконец на ставшее уже кучей навоза тело своего любимца и тирана, оно расползлось у него под ногами, остатки воздуха с чавканьем вышли из него — и он перешагнул через труп и отер его останки тряпкой с ног своих, и покинул эту квартиру, чтобы уже ни­когда сюда не возвращаться.

Добавлено: 30.01.2014
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 394
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2016. 12+