Личный кабинет

Педсовет полностью переехал на новую платформу. Некоторое время понадобится для отладки сервиса. Пожалуйста, о любых Ваших сложностях и ошибках сообщите в редакцию по адресу red@pedsovet.org. 

 

КОНСПЕКТ УРОКА «МОЙ ДРУГ, ОТЧИЗНЕ ПОСВЯТИМ!»


КОНСПЕКТ УРОКА «МОЙ ДРУГ, ОТЧИЗНЕ ПОСВЯТИМ!»

Журнал «Лидеры образования», № 6–7 2005. Подписаться

ЛУЧШЕЕ ОТ ЛУЧШИХ (уроки от финалистов конкурса «Учитель года – 2005»)

 

Сергей Минаев, учитель изобразительного искусства, МХК Налинской средней школы Орловской области, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ  XIX ВЕКА. ПЕЙЗАЖ. (8 КЛАСС)

Тип урока:
обобщающий урок  в разделе «Русское искусство первой половины XIX века. Пейзаж» (блок «История искусства» региональной авторской программы «Изобразительное искусство в школе» Е.И Забелиной, Орел, 1996 г.).

Тема урока:
«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А.С. Пушкин)

Цели урока:
Ознакомить учащихся с особенностями изображения пейзажа на примере творчества русских художников первой половины XIX века.
Ознакомить учащихся с краеведческим материалом по теме «Прошлое и настоящее усадьбы Н.В. Киреевского в селе Шаблыкино Орловской губернии Карачевского уезда»
Побудить учащихся к осмыслению значимости славного исторического прошлого их малой родины.
Совершенствовать графические и живописные навыки учащихся.
Содействовать осмыслению учащимися своей личностной значимости и уникальности в процессе творчества.
Научить построению структуры композиции пейзажа, характерной для периода первой половины XIX века.

Оборудование:
- опорные карты с ключевыми датами;
- репродуктивный материал: автолитографии художника Р.К. Жуковского «Виды парка при селе Шаблыкино Орловской губернии в имении Н.В. Киреевского», И.Е.Репин «Портрет Л.Н. Толстого», Г.В. Сорока «Вид на плотину в имении Спасское»; 
- музыкальный ряд: фонограмма произведения В.А. Моцарта;
- атрибутика, характерная для XIX века: цилиндр (головной убор), трость;
- видеоматериал «Природа родного края»;
- раздаточный материал: карточки с фрагментами произведений Р. К. Жуковского;
- образцы камней из стен Византийского пантеона.
- листы формата.А 4;
- акварельные краски, емкость для воды, кисти.

Методические рекомендации к уроку.
Очень важным воспитательным и просветительским моментом является ознакомление подрастающего поколения со славным культурным прошлым родного края. Усадьба Н.В. Киреевского в Шаблыкино, где бывали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, С.Н. Основский заслуживает внимания на уроке изобразительного искусства, поскольку кроме исторического и литературного прошлого нам остались в наследство и произведения Р.К. Жуковкого, выполненные в жанре видового пейзажа. Значимость этого подчеркивается словами: «…на просторах земли орловской сохранилось много памятников садово-паркового искусства. Более ста лет назад И.С. Тургенев писал, что ничего не знает прелестнее орловских садов» (Федоров С.И. Архитектурные образы Орловщины. Тула.1982, с.85) .
Для наибольшего осознания значимости темы малой родины, в ходе урока важно создать высокий эмоциональный подъем, что обеспечит максимальную самореализацию учащихся в творческом процессе. Этому способствует включение в структуру урока широкого спектра интегрирования изобразительного искусства с литературой, историей, музыкой, кино, театром. В ходе урока предполагаются совмещение двух важных учебно-воспитательных компонентов: раскрытие уникального исторического материала и  обучение построению композиции пейзажа с элементами усадебной архитектуры периода начала XIX века. Элементы костюма (цилиндр и трость) содействуют более органичному восприятию учащимися данной эпохи.

Подготовка учителя к уроку:
- составление обобщающего конспекта по теме раздела;
- запись темы-цитаты;
- подготовка фонограммы, видеоматериала к воспроизведению, а также музыкального инструмента (гитара);
- размещение на доске репродукций под опорными картами с датами.

Вступительное слово учителя (на голове учителя цилиндр, в руках трость):
- Милые господа и дамы! Честь имею представиться, прошу любить и жаловать - Сергей Иванович! Фрагмент театрализации на уроке, способствующий снятию напряжения и настраивающий учащихся на творческое восприятие учебного материала.
«Лет 50 назад в богатом орловском имении проживал по-царски орловский крез, страсть которого к собакам, охоте и садовым беседкам доходила до смешного. Усадьба его издали  представляла какой-то восточный заколдованный город. Огромное его состояние позволяло ему вести широкую жизнь...» Именно так неизвестный старожил описывал в своей книге «Былые чудаки в Орловской губернии» (Орел,1909) имение Н.В. Киреевского в  селе Шаблыкино».

Озвучивание темы урока:
- Сегодня мы уделим внимание славной истории прошлого нашего села Шаблыкино. И это заключено в названии темы урока «Мой друг, Отчизне посвятим…».

Озвучивание целей урока:
- Друзья мои! Сегодня мы с вами совершим экскурс в то время, когда дворцово-парковый ансамбль села Шаблыкино в имении Н.В. Киреевского являлся ярким образцом дворцово-паркового зодчества первой половины XIX века, когда слава о провинциальной столице охоты и гостеприимства шла на всю Россию. Познакомимся с литературными и архивными данными, посвященными нашей малой родине. В ходе урока сделаем  этюд пейзажа.
* Обратимся к галерее знаменательных дат.
1821 год. Н.В. Киреевский поселяется в селе Шаблыкино. Демонстрация репродукции портрета Н.В. Киреевского.
В роскошно изданной «Истории кавалергардов» (СПб., 1851) записано, что корнет Николай Васильевич Киреевский поступил в Кавалергардский Ее Величества полк «...из камер-пажей Двора Его Императорского Величества» 31 мая 1815 года и «уволен от  службы за болезнью ротмистром» 15 апреля 1821 года. 
По описанию его современников это был образованный человек. Ценил разнообразные искусства, тонко их понимал, страстный охотник и любитель литературы, замечательный гитарист и просто хлебосольный хозяин.

«Портрет Н.В. Киреевского(1797-1870)». Литография Р.К. Жуковского.

Выйдя в отставку, Н.В. Киреевский поселился в родовом поместье Шаблыкино Карачевского уезда Орловской губернии, доставшемся ему в наследство от матери. Где создал замечательный ансамбль с красивым господским домом, церковью, беседками и парковыми скульптурами, мостиками и фонтанами, прудами и обилием цветочных и древесно-кустарниковых насаждений.

* А сейчас давайте пофантазируем. Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте.
Учащиеся закрывают глаза.
Писатель-журналист С.Н Основский в своей статье «Сад в селе Шаблыкино» («Журнал садоводства», кн. ΙV, Москва, 1857) писал: «...место, на котором красуются и шумят рощи, сверкают и блестят огромные пруды с великолепными крупными мостами, пестреют тысячи сортов красивых дорогих цветов, где возникли разной архитектуры беседки, - место, где когда-то было голое поле, где вместо георгинов, розанов, нарциссов росли крапива и лопушник. А место, находящееся над прудами, изобилующими карасями, лещами, судаками и другой рыбой, засевалось коноплей. Люди, видевшие Шаблыкино до того, как в нем поселился Н.В. Киреевский, поражались резким переменам, которые тут произошли».
Учащиеся открывают глаза.
Демонстрация учащимся панорамы репродукций автолитографий художника Р.К. Жуковского «Виды парка при селе Шаблыкино Орловской губернии в имении Н.В. Киреевского» (в начале урока репродуктивный материал был закрыт).
1828 год.  Закладка дворцово-паркового комплекса.

«Вид на Еловый холм и Византийскую беседку».
Литография Р.К. Жуковского,1856 г. Государственный Русский музей.

Но Н.В. Киреевский был не только богатым хозяином, заботящимся о родовом гнезде, он был еще и духовно богатым человеком.
Учащийся зачитывает фрагмент архивных документов.
«... Киреевский владел деревней Павловкой (Ноздрачевкой), приусадебной землей площадью 52 десятины, а также участком по левую сторону реки Мог, на котором к 1853 году была отстроена и освящена сельская церковь» (документы Брянского Государственного архива. Межевая канцелярия Карачевского уезда, Ф.547,ОП. Ι, Е.х. 125(35)).

«Вид пруда и церкви села Шаблыкино с острова Гага».
Литография Р.К. Жуковского,1856 г. Государственный Русский музей.

Однако только письменных источников было бы недостаточно для исторического наследия. Возможно, это понимал и Киреевский, приглашая к себе в усадьбу художника из Санкт-Петербурга.

1856 год. Приезд в имение Н.В. Киреевского художника Р.К. Жуковского.
Снятие с доски опорной карты с датой «1856». Под нею располагается портрет Р.К. Жуковского. Фрагмент урока, обостряющий восприятие учащихся.
Анализ репродукций литографий Р.К. Жуковского (1814 - 1886).
«Виды парка при селе Шаблыкино Орловской губернии в имении Н.В. Киреевского».
* А давайте вспомним,  какой вид графики называется литографией?
Литография - это вид тиражной графики, основанный на технике плоской печати. Литографию художник исполняет, рисуя на зернистой поверхности камня черным литографским карандашом. После протравливания камня кислотой печатается литография на специальном станке.
Несомненно, что сегодня у нас не было бы полного представления об усадьбе Н.В. Киреевского, не будь альбома автолитографий Р.К. Жуковского, выпущенного в Петербурге под названием «Виды парка при селе Шаблыкино Орловской губернии в имении Н.В. Киреевского» (Государственный Русский музей, отдел гравюры, папка А.М., № 52, Шк.х.). Пробыв в имении почти месяц, художник отобразил природу и архитектурные особенности усадьбы.

Учащимся на парты раздаются карточки с фрагментами репродукций литографий Р.К. Жуковского.
Задание для учащихся: Выполнить набросок одной беседки или пантеона, представленного на карточке.
* Особое внимание обратите на размер архитектурного объекта и его композиционное расположение в пространстве на листе.
Мы с вами посвящаем пейзаж своей родине, а иногда это могут быть стихи.
Р.К. Жуковский творил в то время, когда одним из средств переживания красоты природы становилась пейзажная живопись. Так, например, свое стихотворное письмо «Об учении природы» М.И. Муравьев начинает с похвалы природе:

С какою ревностью бежим мы зреть картины,
На коих плавный скат, простертые долины,
Иль изобильный ток глубокие реки
Живописала кисть художничьей руки.
Отъемля красок блеск и вымысла свободу,
Мы чувствуем еще, что любим мы природу.
Мы склонны похвалы художнику давать,
Который в лоно к ней нас хочет призывать.

«Вид на турецкий Кеск-Синоп» Литография Р.К. Жуковского,1856 г. Государственный Русский музей.

Имение в Шаблыкино «...кипело жизнью шумной и полной всякого довольства... многолюдство посетителей всегда было приятно владельцу этого роскошного сельского уголка» (Былые чудаки в Орловской губернии. Сост. Орлов. Старожил. 1-е изд., 1909, с.7).
На гостеприимство в Шаблыкино откликались и очень знаменитые люди.
1859 год. Приезд в имение Н.В.Киреевского писателя Л.Н.Толстого. Снятие с доски опорной карты с датой «1859». Под нею располагается портрет. Фрагмент урока, обостряющий восприятие учащихся.
Демонстрация портрета Л.Н. Толстого, выполненного художником И.Е. Репиным.
На данном портрете кисти великого русского художника Ильи Ефимовича Репина представлен великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Автор романа «Война и мир» представлен за чтением книги. Возможно, вот также Л.Н.Толстой располагался и в гостях у Киреевского.
* Примечательно то, что И.Е. Репин в период обучения в Петербурге аттестовался у Р.К. Жуковского.
В 1865 году Л.Н. Толстой, повторно приезжая в имение Н.В.Киреевского, писал своей жене Софье Андреевне: «Обходил я весь парк. Парк хорош».
А в письме к А.А. Фету Лев Николаевич писал следующее: «А жалко, что вы не были у Киреевского. Расскажу вам, что это за прелесть - он сам и весь этот мир, который уже перешел в предание, а там действительность» (Полн. собр. сочинений Л.Н.Толстого, «Терра». М., 1992. Т. 60, 61, 83. № 43, 44.).
И действительно, она была, эта чарующая действительность!..
Но во времена радикальных перемен люди не уберегли красоту, не смогли ее спасти. А может быть, просто не хотели... И мы сегодня  наблюдаем несколько другую реальность жизни...
Учитель показывает ребятам камни из стен Византийского пантеона.
Сегодня нет ничего, что можно было бы потрогать руками, кроме этих камней. Но теми же руками можно создавать и творить!
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А.С. Пушкин. «К Чаадаеву»
- «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» - сегодня именно эти строки являются темой нашего урока. Давайте мы с вами сейчас почувствуем себя художниками XIX века и напишем этюд пейзажа заветных уголков нашей малой родины. Кто же, если не мы, возродит и прославит в своих произведениях величавое прошлое своего Отечества?!

Задание для учащихся: Выполнить этюд.
- С чего обычно мы начинаем писать пейзаж? (Обычно начинают писать пейзаж с изображения неба.)
- После того как написано небо, можно акцентировать наше внимание на характеристике построения пейзажа начала XIX  столетия.
Комментарии даются по ходу совместной творческой работы над этюдами учителя и учащихся/

Решение декоративных и видовых задач очень характерно для пейзажа первой половины XIX века. Декоративность служит поэтизации видового начала в работах русского художника Семена Щедрина, изображавшего виды Павловска, Гатчины, петергофского монплезира, создавая в них образ живой, хотя и приукрашенной, природы. Эти особенности видового начала прослеживаются и в работах Максима Воробьева, Григория Сороки.
Демонстрация репродукции произведения Г. Сороки «Вид на плотину в имении Спасское».1840. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
* Спасское-Лутовиново является родовым поместьем И.С. Тургенева.
Конечно, традиции видового построения пейзажа четко прослеживаются и в литографиях Рудольфа Жуковского шаблыкинского периода его творчества.
Основная характеристика пейзажа первой половины XIX века в русском искусстве. Демонстрация стадий письма учителем у доски.
Пушистые деревья на переднем плане образуют основные декоративные пятна и выдерживают переднюю плоскость картины, как того требуют декоративные цели. За ними на втором плане обычно изображается водное пространство или поляна. Наконец, на третьем плане, в глубине, замыкая фон и останавливая на себе взгляд зрителя, располагаются постройки. Здесь надо искать объяснения той исключительной органичности включения зданий классицизма в русский пейзаж, которую мы видим в усадебной архитектуре первой половины XIX века, а в частности в архитектуре дворцово-паркового ансамбля в селе Шаблыкино.
Выставка работ учащихся с  собственным комментарием.

Козлова Таня. По мотивам славного прошлого.

Коцкович Катя. Вид на каскад «Лягушка».

Исполнение под гитару  куплета и припева песни «Любэ» «Отчего так в России березы шумят». Параллельно демонстрируется видеозарисовка природы родного края.

Посвящайте своей Отчизне стихи и песни, музыку и живопись!
Где бы вы ни были, помните о том родном крае, в котором вы росли и проходили «душевный университет». И пусть всякий раз при воспоминании об этом на сердце у вас становится горячо.
«...А на сердце опять горячо, горячо
И опять, и опять без ответа.
А листочек с березки упал на плечо,
Он, как я, оторвался от веток».
Никогда не отрывайтесь навсегда от малой родины. Посвящайте ей свои произведения, для того чтобы они не только в настоящее время, но и в будущем прославляли красоту Отчизны!

Звучат слова благодарности учащимся за творческую работу на уроке, выставляются оценки.

Эссе "МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

«Едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить».
Демокрит

Рисовать я любил всегда... Еще с детства мне было интересно это таинство: изображение, на чем бы то ни было,  видимого в реальности образа. При помощи самых различных средств и материалов хотелось создавать тот художественный мир, который мог быть воплощен тобою же самим, и как бы «начинал существовать» по ту сторону картинной плоскости.

На уровне собственного наития и порою огромного энтузиазма мне старательно хотелось выявить какие-то закономерности при изображении человека, животных, зданий и т. д. Очень уж хотелось постигнуть тот уровень, когда можно было бы максимально точно изображать то, что вижу и так, как хочу. Уже тогда мне стало ясно, что этот процесс сопряжен с определенной степенью кропотливого анализа формы, светотени, цвета и т. п. Самосовершенствование подстегивало к сопоставлению желаемого с действительным. На тот момент было решено, что обязательно буду художником-реставратором. Ведь эта профессия не только удовлетворяет потребность в творчестве, ты еще ориентируешься в процессе работы на высший уровень - шедевр, и никак не ниже, ни на йоту. Однако параллельно с такой ориентацией, я ненавязчиво становился еще и помощником для своих сверстников и меньших ребят в овладении навыками изобразительного искусства. Осознание своей собственной значимости в этом процессе, подкрепленное реальным сотрудничеством, приводило меня к мысли: «это мое!» Такого рода самоопределение подкреплялось еще и тем, что психология человеческих отношений в процессе деятельности начинала меня интересовать необычайным образом. Более того, по природе каких-то собственных качеств замечаешь, что люди с тобой порой очень откровенны, а ты сам не остаешься безучастен. Поэтому как тут было не стать реставратором... Только реставратором человеческих отношений, поскольку параллельно в процессе обучения приходится налаживать еще и оптимальные психологические отношения с индивидуумом в лице маленького человека, который, во-первых, младше тебя, а стало быть, у него меньше опыта во всех сферах жизни; у него свое мировоззрение, свои ценности, и с этим надо считаться. Во- вторых, он абсолютно не обязан изначально относиться к твоему наставничеству, как к самому необходимому. Но вот именно этот процесс личностного ориентирования в педагогике и представляется мне, как самый интересный и совсем  непростой.

Однажды в первом классе шло ознакомление с техникой акварели «вливание цвета в цвет». Девочка Кристина, очень расстроенная тем, что краски стали разливаться за пределы контура изображенного ею сказочного ежика, стеснялась выставить свою работу на всеобщее обозрение (для выставки наряду с другими) и очень сильно переживала по этому поводу. Остальные ребята в ожидании замерли. Мысль о выходе из положения пришла не сразу, но была, как мне кажется, особенной: «Слушай, Кристин, а ведь у тебя есть маленький братишка?» Чувствуя уже обостренное внимание к себе, несколько ободрившись, но с осторожностью в голосе  девочка ответила: «Да... Илюшка». Чувствуя теплящийся интерес в  глазах напротив, спрашиваю: «А когда он только родился, и ты его увидела, после того как его привезли домой из роддома, разве он не плакал?» «Плакал», - утвердительно ответила девочка. «Ты знаешь, при появлении на свет маленький человек  по неведомой нам причине плачет. Вот и твой ежик сегодня, впервые появившись на бумаге под твоей кистью, тоже расплакался, поэтому краски и потекли. Однако какой же он все-таки особенный по цвету и по форме! Кстати, как и каждый из нас тоже по-своему является особенным»... На классной выставке среди красочных изображений жирафов, верблюдов и птиц разных видов свое место занял и «плачущий ежик».  

Действительно, каждый раз входя в общество юных созданий, ты как учитель, как психолог, наконец, как просто старший друг должен понимать всю необходимость и значимость своих устремлений. Чувствуешь, что важно преподнести твое видение предмета «изобразительное искусство» не как просто блок информации, подкрепленный практическими занятиями, а еще заставить «думать сердцем». Детское восприятие очень непосредственно, пока находится в стадии формирования, и кому уж как не людям  искусства содействовать развитию эмоционально-чувственного опыта каждого ребенка. Влекомый процессом совместного творчества, осмысливаешь то, что прежний опыт  построения отношений сегодня требует все большей и большей эмоциональной окраски в ходе работы с детьми.  Это необходимо, чтобы пробуждать природу чувств юного человека, так как сегодня акценты поведения людей  в обществе смещаются в область  «преуспеваемости» на поприще приобретения материальных ценностей, удовлетворяющих в основном физиологическую природу человека, а совершенствование человеческих качеств часто игнорируется. Сегодняшнее подражание западному образу жизни задает направление нашему подрастающему поколению в некую систему ценностей, где царит жесткий прагматизм и выверенная стратегия действий, направленных на достижение конкретных целей. Не исключено, что это само по себе и неплохо, но при одном условии - достижение этих целей не должно осуществлять любыми способами. И именно культура не признает достижения целей любыми средствами.

Вспоминается высказывание западноевропейского мыслителя Пуффендорфа, помогающее осознать истинное предназначение человека в окружающем его мире: «Культура - это  есть символ победы человека над природой». На мой взгляд, очень лаконично и недвусмысленно нам, людям, должно открыться то, что человек должен жить в гармонии с окружающей его природой, а вот побеждать он должен непременно свою собственную природу, которой в общем-то свойственно, прежде всего, удовлетворение физиологических потребностей. И триумф современного человека над собственной природой  в том, чтобы он был способен  в своих делах и помыслах быть выше того, чтобы существовать, предаваясь только физиологическим наслаждениям, а одновременно с этим развивать свое духовное становление. И для этого, опять-таки, у человека есть совершенно иное наслаждение - Творчество.

Сравнится ли кто-либо с человеком в этой счастливой возможности наслаждаться процессом творчества? Мы, люди, не летаем как птицы, но порою полет наших мыслей может достигать запредельных высот, и тогда мы, способные к невообразимому полету, беззаветно веруя в мечту, летаем, не боясь сжечь крылья фантазии. Мы, люди, не способны находиться бесконечно долго на глубине, как рыбы, но глубина наших чувств может быть безграничной, и мы порою не то что молчать, а кричать готовы во весь голос от озаряющего нас вдохновения. И тогда наслаждение творчеством становится поистине пищей духовной. Тем более, когда сегодня потребительская природа человека начинает преобладать над возможностью развития его Личности. А Личностью человек может стать  лишь в том случае, если он способен демонстрировать свою творческую индивидуальность. Кто еще, как не человек, наделен способностью тонко переживать и чувствовать, способностью наслаждения в процессе созидания? Постижение тайны творчества, создание творений по законам прекрасного и любование красотою - не это ли неумолимое достояние Человека? На мой взгляд, в каждом из молодых людей заключена творческая индивидуальность. Только как непросто сквозь «внешние покровы» дойти до главного существенного (поистине процесс реставрации), того, на чем собственно держатся вообще человеческие отношения.

Подобно тому, как луч света преломляется сквозь призму, распадается на целый спектр, так и, постигая творческий процесс в изобразительном искусстве, любой юный  художник выражает на бумаге свое собственное «я» целым спектром эмоций посредством линий и цвета. Путями множественных внутренних противоречий начинающий художник старается «найти себя» в творческом поиске. То нанося неуверенные контуры изображений (подобно первым шагам в жизни), то стирая ластиком неудавшиеся силуэты (как первый опыт разочарований), то вновь пробуя осваивать белое поле листа бумаги (как очередную стадию становления в жизни). Приходя в конце концов к заветному образу, человек приходит к гармонии с самим собой, в конкретный момент своего собственного мироощущения. Тем самым преображая свою творческую работу, маленький творец преобразует себя. Он стремится, в конечном итоге, прийти к красоте изобразительной, возможно, не подозревая, что создает красоту в своей душе. Поэтому, мне кажется, стремление к созиданию по законам красоты невозможно с пустым холодным сердцем, с грязными помыслами (достаточно вспомнить предводителя фашизма, несостоявшегося архитектора А. Гитлера). Но однажды, создав красоту, затратив при этом массу психофизических сил и познав цену этому непростому труду, человек вряд ли так просто сможет перебороть себя для того, чтобы стать  разрушителем прекрасного. На мой взгляд, чувство красоты живет в каждом из нас, просто его нужно высвободить из замшелости бытия. Именно этим по долгу своему и занимаются люди, призванные служить идеям искусства, а значит, идеям красоты и гармонии. Искусство всегда чувственно в своих художественных проявлениях, всегда способно волновать людей. А если еще и помочь молодому человеку научиться отображать в полной мере свое эмоционально-ценностное отношение к внешнему миру, к миру внутреннему, тогда, возможно, это будет «высший пилотаж педагога», и никак не ниже, ни на йоту.

Более того, человеку еще свойственно всматриваться в свой внутренний мир.  Непостижимое влечение человека чувствовать красоту в себе самом, чтобы потом видеть и открывать для себя прекрасное в окружающем его мире – это, наверное, самое необходимое качество, способное задавать ориентир на возрождение духовности и в нашем современном российском обществе.
Так уж исторически сложилось, что наша российская  ментальность не должна удовлетворяться пониманием человеческого предназначения: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт). В русской философии мы находим более значительную характеристику непростой человеческой сущности, наиболее полно разворачивающей критерии нашего национального сознания: «Я стыжусь, значит, я существую». Исходя из этого, понимаешь, что все-таки нам, россиянам, исторически свойственно, прежде всего, развитие природы нашей чувственности, которая вводит человека в мир духовного обогащения. Так, например В. Порудоминский в своей книге «Первая Третьяковка» писал о русских художниках: «...Левитан того и хотел, чтобы его ученики умели открыть красоту, почувствовать настроение в самом простом, в том, что другие каждый день видят и мимо чего равнодушно проходят».
Сам Левитан был необыкновенно чуток к таким простым уголкам природы. Шел по лесу - и вдруг останавливался, несколько минут стоял молча, потом поворачивался к спутникам: «Какая печаль!», а на глазах - слезы.

Спутники глядели по сторонам, видели высокие мохнатые ели, засыпанные снегом, узкую прямую просеку и в конце ее - розово-желтое небо и красное догорающее солнце... А ведь Левитану еще его учитель Алексей Саврасов сказал: «Прислушивайся к тому, что тебе душа говорит».
И в современной ситуации падения нравственных устоев, как никто другой, люди искусства и педагоги должны содействовать полноценному развитию подрастающего поколения, развивая природу чувств каждого ребенка еще с малых лет. Наш русский литератор-исследователь Д. Лихачев в своем произведении «Земля родная» писал: «В молодости формируется не только человек - формируется вся его жизнь, все его окружение. Храните молодость до глубокой старости... Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире». Читая эти строки, находишь подтверждение своим мыслям о том, что свалившийся поток современной информации (начиная с рекламных роликов и заканчивая криминальными сериалами) способен раскручивать приоритетно образы бандитов-романтиков, фортовых бездельников, ловеласов и т.п. И если в нас, взрослых, уже заложена своя система ценностей еще с детства, и просматривая эти зрелища, даже из любопытства, мы вряд ли сможем в чем-то изменить себе, своей совести. То совсем другое дело, если реципиент еще мал и его мировоззрение лишь в стадии формирования, вот здесь оставаться в стороне людям, призванным быть носителями культуры, просто грех. Поэтому действительно «не хлебом единым жив человек», а еще и душа должна петь на все лады, и выплескиваться наружу радужными созвучиями.
Как  тут не прислушаться к голосу В. Шекспира:
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость.

А высказывание педагога Российской академии художеств XIX века П. Чистякова и сегодня актуально: «Чувствовать, знать, уметь - полное искусство», только так и хочется дополнить «искусство образования». Сущность своей педагогической философии  вижу в том, чтобы самосовершенствоваться в искусстве, а вследствие этого и в искусстве педагогики. Обогащая свой эмоционально-чувственный опыт, впоследствии возникает желание спроецировать его и на свою педагогическую деятельность. В своей педагогической работе осознаешь то, что все мы люди разные и имеем разную специфику восприятия. Так почему бы тогда на уроке дополнительно не использовать, например, «стихотворную  живопись» и «музыкальную палитру»? Сегодня на уроках изобразительного искусства важно подавать изучаемую информацию сквозь призму интеграции с другими видами искусств.
«Душа никогда не мыслит вне образа»
Аристотель.
Согласившись с фразой великого философа можно воспринять ее так: если не мыслить образно, то значит, «не иметь души». Такое субъективное понимание наводит еще на мысли о том, что сегодняшнее, порой бездушное отношение людей друг к другу, к природе, к культурно-историческим  ценностям не является беспочвенным.

Система образования способна зайти в тупик, когда ее функционирование будет связано только с приспособительным совершенствованием, а не с естественной самоорганизацией. Как известно, в силу собственного природосообразного развития жизнедеятельность человека обусловлена работой его двух мозговых полушарий, из которых левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое - за образное. Однако приоритетная эксплуатация, в большей степени левого полушария, посредством приобщения человека только к логическому типу мышления нарушает природную гармонию. Так, например, применительно к школе, работая только по предметам научного цикла, в сознании еще молодого человека происходит определенный перекос. В его мировосприятии начинает преобладать прагматизм, что в условиях гуманизации современного общества не должно являться приоритетным компонентом. В свою очередь правое мозговое полушарие развивается недостаточно, так как деятельность, побуждающая человека к развитию образного мышления в рамках образовательного процесса, резко ограничена. Образовательные предметы, развивающие образное мышление, сегодня можно перечесть по пальцам, и их значительная роль недооценена. Вспоминаются слова И.Е. Репина: «Люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни, и особенно - искусство!.. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, чем бы ни восхищался, оно всегда и везде в моем сердце, в моих желаниях, лучших, сокровеннейших». Понимаешь, что это чувство внутреннего изумления присутствует в тебе, и одновременно с этим возникает желание поделиться этим чувством с каждым, даже кто далек от этого. Да и как не поделиться, если учитель этим и живет? А ты учитель.

Согласно современным научно-исследовательским материалам, на данный момент человечество пребывает в ситуации глобального кризиса, что связано с возникновением как экологических, так и нравственных проблем в мировом обществе. Выход из данной катастрофической ситуации уже невозможен путем физиологического изменения человека (как в «период великого оледенения», то есть в период первого глобального кризиса) или в результате промышленного переворота (как в средние века, в период третьего глобального кризиса), а лишь путем снижения биологической агрессивности. Через понимание значимости и осмысление неповторимости всего существующего, то есть от осознания красоты внешней к проникновению красоты духовной. Разве наш литературный классик Ф.М. Достоевский что-то невнятное молвил, еще тогда?! Он нам рецепт от глобальной головной боли выдал на века вперед: «Красота спасет мир...» Мое самое глубокое убеждение в том, что изобразительное искусство - это отдушина из жесткого, порой примитивного бытия, в мир духовного равновесия и гармонии. А самое важное - уроки изобразительного искусства учат людей подрастающего поколения творить в ладу друг с другом, видеть и создавать красоту... Чтобы, создав, понять, что она никогда не должна погибнуть... А вместе с ней и все мы.

И кто может знать, возможно, действительно, не самые новейшие технологии, не опыт глубочайших исторических познаний спасет мир, а Красота... Так почему бы не начать это делать уже сегодня?!

Добавлено: 09.02.2007
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 8906
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2016. 12+