Звездный час

внеклассное мероприятие

внеклассное мероприятие, посвященное 55- летию полета Ю.А.Гагарина в космос

Астрономический   звёздный  час

Составила: учитель физики 1 квалификационной категории Юнусова Наиля Габдулхаковна,  МБОУ «СОШ №171 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Казани РТ

Цель: развитие творческих способностей учащихся, внимания, память, углубление знаний учащихся в области покорения космоса, воспитание патриотизма.

ХОД    МЕРОПРИЯТИЯ:

Дорогие ребята,  в этом году мы отмечаем 53 года  полёта в космическое пространство  и 80 –летие русского космонавта Ю.А.Гагарина.  Сегодня 12 апреля – День космонавтики, в связи с чем мы проводим мероприятие «Звёздный час». Никогда не забудет человечество прекрасный апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник – русский человек. Он сказал: “Поехали!”. И действительно, сейчас спутники и ракеты бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и на Марсе. То ли еще будет? А этот день, 12 апреля, традиционно отмечают как День космонавтики.

1-й ученик.

Стал космос нашей жизни частью,
Для космонавтов он, как дом.
Мы поздравляем с этим днем,
Когда по звездным перегонам
Промчался русский человек,
И, в красоту Земли влюбленный,
Прославил Родину навек.

2-й ученик.

Мы, конечно о подвиге Юрия знаем.
И сегодня, как было, как есть и как будет,
С добрым праздником от всей души поздравляем.
Мир героев своих никогда не забудет.

3-й ученик

Сказал “поехали” Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.

4-й ученик.

Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
(Махмуд Отар–Мухтаров)

А улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...”. Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!

И еще Гагарин вот что сказал: “А завтра?...Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями. Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать. Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос”.

Ведущий :12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

Ведущий : Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

Ведущий: Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.

Ведущий : Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего – человеческий.

Ведущий : Мы только стоим на пороге новой эры – космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги.

Когда последний закруглен виток
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.

I тур

Задаётся вопрос и представляются несколько вариантов ответов (можно  и с иллюстрациями). Участникам необходимо выбрать правильный ответ, за который они получают звезду.

1 задание

ВОПРОС – Сколько минут пробыл Юрий Алексеевич  Гагарин в космосе?

1. 10
  2. 108*
  3. 118
  4. 58

2 задание

По безбрежным просторам Вселенной, подобно группам островов, тесно прижавшихся друг к другу, рассыпаны скопления звёзд – галактики. Наша Галактика называется Млечный путь. В ней «умещаются» миллиарды звёзд. Одна из которых –Солнце.

ВОПРОС: - Сколько Галактик во Вселенной?

1. 2
  2. 26
  3. миллионы*
  4. 1000

3 задание

(Иллюстрация Солнечной системы)

- Сколько планет входят в Солнечную систему?

1) 3

2) 9*

3)15

4) 6

4 задание

Смена времён года вызвана тем, что Земля меняет положение своей оси относительно Солнца. Она вращается вокруг своей оси – вокруг Солнца. Именно из-за отклонений земной оси летом мы греемся на солнышке, а зимой укутываемся в тёплые шубы.

Вопрос:  Когда наша планета Земля ближе всего находится к Солнцу?

1. зимой
  2. летом
  3. весной
  4. всегда одинаково*

*Стоило бы Земле только немножко отойти от Солнца, и мы бы все превратились в сосульки. А если бы наша планета ещё чуть приблизилась к Солнцу, мы бы расплавились от жары. Поэтому Земля почти всегда находится на практически одинаковом расстоянии от Солнца, которое равняется примерно 149 с половиной миллионам километров.

5 задание

Какая дата стала началом космической эры человечества?

1. 12 апреля 1961 года – старт 1-го космического корабля с человеком на борту.
  2. 1 марта 1966  - были доставлены вымпелы стран на Венеру.
  3. 9 марта 1934 года  - день рождения Ю.А.Гагарина.
  4. 4 октября 1957 года – запуск первого искусственного спутника Земли.*

II тур

Составить самое длинное слово из букв, которые выпадут на кубиках. Буквы не должны повторяться дважды. Болельщики тоже составляют слова. Кто составит самое длинное слово, получает приз.

Игра с участниками

В игре участвуют  2 участника,  для каждой пары (участника и помощника) заготовлены листы белой бумаги.

Задание: нарисовать фантастическое животное, которое живёт в другой Галактике.

Условие: «голову» рисует 1 человек, «туловище» - 2 , «руки» -опять 1; «ноги» - 2.

(Возможно, что это животное будет без рук и без ног, тогда пусть дети рисуют животное по частям). Заранее о том, как будет выглядеть животное, игроки договариваться не должны. Кто быстрее справится с заданием и у кого получится самый интересный рисунок, получает приз.

*Пары могут обменяться своими рисунками на память.

III тур

6. Сатурн;
  7. Уран;
  8. Нептун;
  9. Плутон.

- Я считаю, что эти планеты именно в таком порядке удалены от Солнца, т.е. самая близкая к Солнцу – планета Меркурий, самая удалённая  - Плутон. Правильная ли последовательность удаления планет от Солнца  мною  установлена?

(Ответ: поменять местами в этой цепочке нужно Марс и Землю.)

2 задание

Солнце – естественный источник света, тепла, ультрафиолетового излучения. Световые волны неодинаковы. Они отличаются друг от друга разной длиной. Я считаю, что красные (1) световые волны – самые  длинные волны видимого спектра. Затем, по мере уменьшения длины волны, идут оранжевые  (2), фиолетовые (3), зелёные (4), синие (5).

Так ли это?  Какие волны самые короткие?

(Ответ: фиолетовые волны самые короткие).

IV тур

В этот тур выходят 2 человека ( с 2-мя помощниками),  набравшими наибольшее количество звёзд.

Предлагается слово «КОСМОНАВТИКА». Участникам необходимо составить  как можно больше слов из данного слова, недостающие буквы во вновь составленных словах  можно заменить звёздами, а также в состязании можно использовать слова, составленные помощниками. Слова участников не должны повторяться.

V  Тур «Угадай-ка»

1. Назовите имя и отчество первого космонавта

1. Юрий Николаевич
  2. Алексей Юрьевич
  3. Николай Юрьевич
  4. Юрий Алексеевич

2. Назовите страну, которая первой запустила искусственный спутник Земли

1. США
  2. Советский Союз
  3. Великобритания
  4. Япония

3. Кто побывал в космосе первым?

1. человек
  2. обезьяна
  3. крыса
  4. собака

4. Сколько планет насчитывает Солнечная система?

1. 10
  2. 6
  3. 9
  4. 8

5. Какая планета самая яркая из видимых с Земли? Её называют «Утренняя звезда»

1. Юпитер
  2. Плутон
  3. Марс
  4. Венера

6. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека

1. Венера
  2. Луна
  3. Марс
  4. Юпитер

7. Какой учёный доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?

1. Николай Коперник
  2. Галилео Галилей
  3. Исаак Ньютон
  4. К.Э.Циолковский

8. Как звали первую собаку, побывавшую в космосе?

1. Звёздочка
  2. Стрелка
  3. Лайка
  4. Белка

9. Назовите фамилию первой в мире женщины-космонавта, нашей соотечественницы

1. Рюмина
  2. Кондакова
  3. Савицкая
  4. Терешкова

10. Чему равна первая космическая скорость?

1. 7,9 км/с
  2. 12,4км/с
  3. 17, 8км/с
  4. 29, 1км/с

11. Наша Вселенная насчитывает огромное количество созвездий. Названия некоторых связанны с животными. Прочитайте названия созвездий и назовите лишнее

1. Большая медведица
  2. Малая Медведица
  3. Большой Пёс
  4. Кентавр

12. В нашем городе, как и во многих городах России, в честь лётчиков-космонавтов названы улицы, проспекты, бульвары. Внимательно прочитайте фамилии, подумайте и скажите, все ли улицы существуют в нашем городе?

1. Гагарина
  2. Терешковой
  3. Комарова
  4. Пацаева

13. Как называется городок, в котором живут космонавты до и после полётов?

1. Космический
  2. Звёздный
  3. Солнечный
  4. Лунный

Игра со зрителями.

1. Какой скорпион никого не ужалит?
    2) Какая змея никого не укусит?
    3) Какой возничий никого не возит?
    4) Какой телец похитил Европу?
    5) В какой капелле никто не поет?
    6) На каких весах ничего не взвесишь?
    7) Какой скульптор никогда не держал резца?
    8) Какой компас не показывает части света?
    9) Какие часы всегда стоят?
    10) Какой насос не качает воду?
    11) Какой циркуль не описал не одной окружности?
    12) В какой телескоп виден только один участок неба?
    13) Какой микроскоп не увеличивает изображение?

Добавлено: 29.10.2016