Космический туризм

История, первопроходцы, успехи и неудачи

Увлекательная статья об истории самого экстремального и дорогого вида путешествий.

Если очень захотеть, можно в космос полететь!

Космический туризм является ультрасовременным и чрезвычайно перспективным видом путешествий. Как правило, под ним подразумевается краткосрочное пребывание на околоземной орбите или совершение суборбитального полета. На данном этапе лишь единицы романтиков-миллионеров могут позволить себе путешествие на МКС в силу его дороговизны и наличия у человечества всего одной обитаемой космической станции. Кроме того, в категорию космический туризм иногда относят экскурсии по космодромам, городам, связанным с запусками ракет, центров управления полетами станциям дальней связи и т.п.

В далеких 60-х, вскоре после запуска на орбиту первого спутника, а затем и космонавтов, все достаточно быстро поверили - космос покорен. Сергей Павлович Королев, шутя, говорил, что люди начнут летать в космос по профсоюзным путевкам. Бурное развитие космонавтики убеждало многих в том, что так оно и будет.  Идея космического туризма впервые была отражена в ряде работ Баррона Хилтона и Крафта Эрика, опубликованных в 1967 году. Они впервые попытались протолкнуть идею коммерциализации космоса. В то время она не увенчалась успехом.

Космический туризм начал активно развиваться в конце XX века. В 1986 году на Международном конгрессе по астронавтике был представлен доклад на тему «Вероятные экономические последствия развития космического туризма», который вызвал массу обсуждений не только в научных, но и в деловых кругах.

Первым туристом должна была стать американская учительница Кристи Маколифф, которая погибла при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году. После этого инцидента правительством США был принят закон, который запрещал непрофессионалам полёты в космос.

В 1990 и 1991 годах в космос полетели первые коммерческие космонавты Тоёхиро Акияма (Япония) и Хелен Шарман (Великобритания), которые совершили полёты на советскую орбитальную станцию «Мир» на космических кораблях Союз ТМ-11/Союз ТМ-10 и Союз ТМ-12/Союз ТМ-11 по частно-финансируемым негосударственным проектам телекомпании TBS и «Джуно» (консорциум британских компаний).

Космический туризм официально стартовал 28 апреля 2001 г., когда с Байконура на орбиту отправился корабль «Союз ТМ-32», на борту которого находился первый в мире космический турист  Денис Тито. Десятидневное путешествие обошлось американцу в 20 миллионов долларов или в 150 тысяч долларов за каждый из 128 витков вокруг Земли. Разумеется, заплатить такие деньги, пусть даже за уникальный тур, может далеко не каждый, поэтому космический туризм на данном этапе является уделом очень богатых людей.

В настоящее время единственной используемой с целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС). Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз» на Российский сегмент МКС.

Организацией полётов туристов занимаются Роскосмос  и Space Adventures. Space Adventures сотрудничает с «Роскосмосом» с 2001 года. Всего с помощью этой компании в космосе уже побывали семь туристов: бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, американский бизнесмен Грегори Олсен, американка иранского происхождения Ануше Ансари, американский миллиардер венгерского происхождения Чарльз Симони, американский миллионер Ричард  Гэрриот, Ги Лалиберте, основатель и руководитель канадской компании Cirque du Soleil. Подготовка космических туристов проводится в Звёздном городке, город Щёлково под Москвой, а также в небольших самолётах, в которых создаётся невесомость.

Хотя стоимость тура на орбиту составляет 20—23 миллиона долларов, число желающих увидеть космос неуклонно растёт. С июля 2007 года стоимость космического тура выросла с 20 до 30—40 миллионов долларов. Кроме того, была обнародована цена новой услуги — выхода космического туриста в открытый космос — 15 миллионов долларов.

Но, не смотря на растущую популярность этого вида развлечения, в развитии космического туризма существуют свои проблемы, в связи с которыми туристические запуски были временно приостановлены.

Своим появлением они обязаны особенностям сложившегося аэрокосмического рынка. Сегодня доход приносит непилотируемая космонавтика - запуски спутников связи, навигации, космических научных платформ, обеспечивающих коммерческие интересы заказчиков. Это прибыльно даже у нас. А вот пилотируемая космонавтика пока убыточна везде - и в Америке, и в России. Колоссальные затраты на нее связаны с проблемами вывода на орбиту полезной нагрузки.

Другая проблема развития космического туризма заключается в том, что уже сегодня вокруг строительства МКС возникли серьезные финансовые проблемы. Причем трудности испытывает не только Россия, но и Америка, сокращающая свое участие в проекте. Космонавтика - это очень затратная вещь, и ожидать от космических исследований какой-то прибыли или элементарно окупаемости весьма проблематично.

Частная космонавтика является очень рискованной, как коммерчески, так и технически. Суборбитальные полеты на крылатых космических аппаратах дело очень небезопасное. Они и сами заявляют, что прежде чем перейти на коммерческое использование, необходимо осуществить около 30 испытательных полетов.

Другая весьма серьезная проблем развития стоит на пути реализации некоторых проектов. С одной стороны, туристические компании не могут не привлекать миллиардные прибыли и возможности создания на орбите десятков тысяч новых рабочих мест, а с другой - как в России, так и в США на освоение космоса человеком существует государственная монополия, что изрядно ограничивает в этой области частную инициативу. По мнению американских специалистов, данная проблема может быть решена двумя путями, которые получили название «приватизация» и «коммерциализация» космоса. «Приватизация» означает, что космические станции и корабли будут в данном случае принадлежать частному сектору, а роль государства будет сведена к своеобразной роли клиента. «Коммерциализация» же предусматривает, что частные компании смогут только арендовать, заключать лизинговые соглашения или принимать участие в использовании систем, полностью принадлежащих правительству и контролируемых им.

Несмотря на все сложности, с которыми приходится сталкиваться пионерам космического туризма, отрасль уверенно развивается, разрабатываются специальные проекты перевозок туристов. В течение последних нескольких лет мы стали свидетелями событий, которых ждали десятилетиями. Нам остается лишь спокойно наблюдать за становлением эпохи коммерциализации космоса и надеяться, что совсем скоро стать космонавтом сможет каждый. На сегодняшний момент существует несколько турфирм, которые осуществляют полный спектр услуг по подготовке и  организации коммерческих космических полётов. С подробной информацией каждый может познакомиться в интернете. Кто знает, может мы, через десяток-другой лет сможем бороздить галактики, как это делают любимые герои фантастических фильмов? Ведь и мобильные телефоны были когда-то роскошью миллионеров и атрибутом супергероев….

1. Билеты в космос продаются / Эхо планеты // Журнал. - 2002. - № 17. - С. 26-31.

2. Борисов М., Прыжки человечества / Деловые люди // Журнал. - 2005. - № 11. - С. 76-83.

3. http://ria.ru/spravka/20070421/64113899.html