Личный кабинет

Нравственное воспитание учащихся

Инновационная психодидактическая система творческого развития личности утверждает единство учебно-воспитательного процесса.
Александр Черный ( Пользователь )
Инновационная психодидактическая система творческого развития личности утверждает единство учебно-воспитательного процесса.
Образованный человек–это, прежде всего, воспитанный и ответственный человек. Формирование и развитие нравственных качеств личности является основой ее интеллектуального и творческого развития. Нравственное воспитание подрастающего поколения становится первоочередной задачей современной системы образования. Отсутствие нравственности ведет к деградации и разрушению личности, общества и государства. Учебная технология творческого развития является эффективным инструментом воспитания учащихся, обеспечивая развитие любознательности, внимательности, способности к обобщениям и практическому применению знаний. Ежедневно, на каждом уроке дети учатся планировать, моделировать, реализовывать, анализировать, контролировать и оценивать свои действия. Успешно усвоенные учебные действия естественным образом переносятся на поведенческий план, что позволяет учащимся осознавать свои поступки и поведение и руководить ими. Именно устойчивость учебной деятельности превращает ее в деятельность поведенческую, переносит в познавательную деятельность вне школы, а также в социально-коммуникативную деятельность. Формирование в учебном процессе культуры поведения учащихся и произвольного управления ими всей своей жизнедеятельностью является одной из основных целей нашей педагогической технологии.

Психодидактическая система развивающего обучения и нравственного воспитания утверждает гуманизацию, как ключевой момент новой педагогической практики. Это означает признание и уважение личности учащихся, внимание и доверие к ним, понимание и принятие их личностных целей, запросов и интересов, вера в их неограниченные творческие и познавательные способности. Основной направленностью учебно-воспитательного процесса становится интеллектуальное, творческое, духовное и нравственное развитие детей и молодежи. Успешность этого развития выступает как мера качества работы педагога, образовательного учреждения и всей системы образования.

Одним из главных средств обеспечения гуманистической направленности системы образования должно стать введение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях учебного предмета «Уроки нравственности». А во всех педагогических сузах и вузах ввести спецкурс по изучению «Нравологии» - науки о нравственном воспитании. Эта новая наука появилась благодаря усилиям коллектива нашей Лаборатории, нами же создан уникальный комплекс учебно-методической литературы по данному направлению и для педагогов, и для учащихся. На его основе уже более 10 лет педагоги многих школ Татарии и Башкирии успешно ведут занятия по нравственному воспитанию учащихся. Отзывы о таких занятиях педагогов, учащихся и родителей самые благоприятные. В ряде районов и городов этих республик уроки по нравственному воспитанию включены в школьное расписание как регулярные предметы. В Лаборатории ведется работа по созданию научных сценариев (т.е. разработок) уроков и занятий по нравственному воспитанию для всех возрастных групп учащихся на весь учебный год. Мы продолжаем работу по созданию мультимедийного учебного комплекса для системы «детский сад – школа - вуз». Пожалуй, впервые в истории мировой педагогической практики создается такой мощный комплекс психолого-педагогических средств для системы гражданско-нравственного воспитания детей и молодежи. Причем этот комплекс является частью единого учебно-технологического комплекса, разработанного для реализации инновационной психодидактической системы развивающего обучения и нравственного воспитания.

Мультимедийные средства комплекса по нравственному воспитанию включают электронную библиотеку учебных и учебно-методических пособий для учителей и для учеников, а также большое количество видео курсов и видео пособий для проведения уроков и занятий. В комплекс включены циклы учебно-познавательных фильмов, тематика и состав которых будет постоянно пополняться. Особенно бережно и осторожно мы подходим к содержанию цикла фильмов по истории религии, считая главной целью донести до зрителей то важное и ценное, что дают основные мировые религии для духовного и нравственного развития человека. Очень надеемся на содействие со стороны официальных представителей православной церкви и духовных управлений других конфессий, а также исследователей-специалистов по истории религии.

Совместно с Международным этно центром ИНБИ мы ведем работу по созданию цикла учебно-познавательных фильмов «Искусство саморазвития в культурах мира». Центр ИНБИ более 30 лет занимается изучением данного направления и регулярно организует экспедиции во многие страны мира. За последние 4 года я сам принимал участие в ряде таких экспедиций в Китай, Мексику, Чили, Боливию, Перу и имею полное представление о важности и значимости проводимой центром ИНБИ работы. Насколько полнее, богаче и шире будут представления наших учащихся о человеческих возможностях и способностях, в том числе их собственных, после знакомства с практиками саморазвития многих народов мира и древних цивилизаций.

Системе российского образования необходимо обратиться к таким комплексным практикам саморазвития и самосовершенствования, сформировавшимся на протяжении многих веков у разных народов, в том числе у народов, живущих на территории России, и имеющим глубокие корни в психике и сознании людей. Они называются по-разному: и оздоровительными системами, и комплексами у-шу, и системами единоборств, и йогой. У нас же до сих пор основным остается спортивное направление, не обеспечивающее необходимого массового физического и психического развития детей и молодежи. Для того чтобы решить очень сложную задачу более полного развития личности учащихся нельзя игнорировать многовековой опыт и достижения основных мировых систем саморазвития.

Подробнее см. в МЕДИАТЕКЕ, Информационные технологии в образовании, проект ИНТЕРНЕТ ТВ Образование или на сайте http://aleksandr-chernyi.com
Светлана Симон ( Пользователь )
Считаю тему очень актуальной. Воспитание высоконравственного человека должно стать главной целью всей системы образования. Иначе, какой смысл вкладывать колоссальные средства в подрастающее поколение. Для управления государством на всех уровнях нужны честные, порядочные, квалифицированные специалисты так же как и во всех сферах жизни. Безнравственный учитель рисует незаслуженные оценки в журнал, безнравственная медсестра вместо назначенного врачом препарата дает глюконат кальция, безнравственный следователь добивается признания несовершенного человеком преступления, безнравственные родители истязают своих детей и.т.д. становится страшно находиться среди людей у которых нет даже понятия о чести, совести, справедливости, порядочности, ответственности, доброте, милосердии. Существующие формы и методы работы с детьми изжили себя. Каждый ребенок уникален, в каждом природой заложены неограниченные возможности. Вопрос в том, кто из педагогов в массовой школе владеет способами их развития? Владеют ли педагоги в достаточной мере знаниями психологии? Думаю, что нет! А дети не виноваты в том, что с ними не умеют работать. Ваш проект ИНТЕРНЕТ ТВ «Образование» вызывает интерес. Привлекает комплексный подход к решению проблем.

Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Симон Cветлана Петровна, 05.04.2009, 04:54) <{POST_SNAPBACK}>
Считаю тему очень актуальной. Воспитание высоконравственного человека должно стать главной целью всей системы образования. Иначе, какой смысл вкладывать колоссальные средства в подрастающее поколение. Для управления государством на всех уровнях нужны честные, порядочные, квалифицированные специалисты так же как и во всех сферах жизни. Безнравственный учитель рисует незаслуженные оценки в журнал, безнравственная медсестра вместо назначенного врачом препарата дает глюконат кальция, безнравственный следователь добивается признания несовершенного человеком преступления, безнравственные родители истязают своих детей и.т.д. становится страшно находиться среди людей у которых нет даже понятия о чести, совести, справедливости, порядочности, ответственности, доброте, милосердии. Существующие формы и методы работы с детьми изжили себя. Каждый ребенок уникален, в каждом природой заложены неограниченные возможности. Вопрос в том, кто из педагогов в массовой школе владеет способами их развития? Владеют ли педагоги в достаточной мере знаниями психологии? Думаю, что нет! А дети не виноваты в том, что с ними не умеют работать. Ваш проект ИНТЕРНЕТ ТВ «Образование» вызывает интерес. Привлекает комплексный подход к решению проблем.


Конечно, я поддерживаю все хорошие намерения относительно нравственного воспитания. Но хорошими намерениями, как говорится "дорога в ад вымощена". Каково нравственному человеку в безнравственном обществе?! Особенно ребёнку. Почему не говорится о необходимости установления нравственных норм в обществе, в целом. И, самое главное, среди власть и богатство имущих. Там о понятии нравственности имеют хотя бы самое поверхностное представление?! Если в обществе взрослых будут действовать нравственные нормы, то и и среди детей - тоже.
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Воропаева Лилия, 05.04.2009, 16:54) <{POST_SNAPBACK}>
Каково нравственному человеку в безнравственном обществе?! Особенно ребёнку.

Ну, Лилия! Нравственность вообще не есть задача обеспечения КОМФОРТА. ("Будешь папу-маму слушать -- Будешь ты конфету кушать!"). Идея "разумного эгоизма" -- что нравственное поведение является и САМЫМ ПОЛЕЗНЫМ, выгодным... Это и если и бывает так, то в весьма обобщенном смысле -- это ДЛЯ ОБЩЕСТВА было бы так самым выгодным, а тем самым и для его членов.
А локально, к каждому персонально человеку применяя -- успех его тактический или даже стратегический (разбогател!) связан с соблюдением нравственности весьма... неустойчиво. И нередко даже -- противоречит.
Идиллия -- нравственно значит и выгодно, и комфортно, и успешно -- не может служить надежной основой и "обоснованием" нравственности. Уж как ни крути, а нравственность человека надо бы всё же мерить его способностью поступить "по правде и совести" независимо от выгоды и успеха!
Цитата
Почему не говорится о необходимости установления нравственных норм в обществе, в целом. И, самое главное, среди власть и богатство имущих.

Странное пожелание к Центру, который занимается воспитанием школьников. Читать проповеди всему обществу и особливо богатым? Или, тем более, практические ПРОГРАММЫ, педагогические методики, способствующие воспитанию нравственности и у них... это уже зашкаливает. Давайте уж будем заниматься своим делом -- кто как может. И почему он не занимается всем сразу -- винить его как-то странно.

Как если бы главу района упрекали -- а почему он не печётся за всю область, а только у себя дороги чинит? Да руки у него туда не дотянутся, ресурсов нет, кадров, средств...
Цитата
Если в обществе взрослых будут действовать нравственные нормы, то и и среди детей - тоже.

Давайте будем пытаться возделывать свой сад. А не все сады сразу.

А насчет Центра... Посмотрел я этот их сайт. Охнул. Увидев размах, замах и масштаб. Детали мне со своей кочки не разглядеть -- надо купить и изучить целую библиотеку их разработок (если я и там много пойму, в дебрях терминологии).

Но роль школы в воспитании нравственности, с моей точки зрения, сильно определяется -- примером, который она подаёт. Сама, своей работой. А в работе её... столько системных недостатков, что не получится ли по иезуитскому принципу: "Поступайте не так, как я поступаю, а так, как я учу!"

Поверят ли?
Александр Черный ( Пользователь )
Цитата (Воропаева Лилия, 05.04.2009, 13:54) <{POST_SNAPBACK}>
Конечно, я поддерживаю все хорошие намерения относительно нравственного воспитания. Но хорошими намерениями, как говорится "дорога в ад вымощена". Каково нравственному человеку в безнравственном обществе?! Особенно ребёнку. Почему не говорится о необходимости установления нравственных норм в обществе, в целом. И, самое главное, среди власть и богатство имущих. Там о понятии нравственности имеют хотя бы самое поверхностное представление?! Если в обществе взрослых будут действовать нравственные нормы, то и и среди детей - тоже.


В первую очередь, необходимо перестать кивать на других, поскольку так можно оправдать любые свои собственные безнавственные поступки. "Раз они так поступают, значит и мы не можем поступать по-другому". Чем больше хороших и добрых дел мы принесем в этот мир, тем меньше места в нем останется для подлых и темных. С пожеланиями удачи в Ваших добрых и полезных делах, Александр Черный
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Александр Черный, 06.04.2009, 00:08) <{POST_SNAPBACK}>
... поскольку так можно оправдать любые свои собственные безнавственные поступки. "Раз они так поступают, значит и мы не можем поступать по-другому.

Александр, здесь я с Вами полностью согласен.
В качестве преподавателя математики я вряд ли буду компетентен в оценке материалов. А вот на первый взгляд меня, буквоеда, царапнуло слово, принятое как термин. И даже присутствующее в названиях книг. А именно, НРАВОЛОГИЯ.
Соединение славянских и иноземных корней -- если подумать, случается. Слова, где присутствуют: АВТО-, АВИА-, ЭЛЕКТРО-..... Но вот -ЛОГИЯ как-то непривычно.
И что именно оно означает? По буквальному прочтению -- учение о НРАВАХ. Так имеется в виду именно это? Под таким русским словом понимается набор не только нравственных категорий, но и обычаев, привычек, правил общения и т.д. Свойственных какому-то социальному слою, в какой-то период времени. "Нравы светских салонов XVIII века", "сельские нравы начала XX века"... Я бы подумал, что тогда под обложкой -- дается обзор различных нравов, свойственных разным народам или социальным группам, в разные времена или характерные для той или иной религиозной конфессии. Если же речь идет именно об этике (нравственности), то это не совсем то же самое.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (воронн, 06.04.2009, 04:19) <{POST_SNAPBACK}>
Уж как ни крути, а нравственность человека надо бы всё же мерить его способностью поступить "по правде и совести" независимо от выгоды и успеха!


Совершенно верно. А вот как это измерить, и проверить?

Цитата
Странное пожелание к Центру, который занимается воспитанием школьников. Читать проповеди всему обществу и особливо богатым? Или, тем более, практические ПРОГРАММЫ, педагогические методики, способствующие воспитанию нравственности и у них... это уже зашкаливает. Давайте уж будем заниматься своим делом -- кто как может. И почему он не занимается всем сразу -- винить его как-то странно.


Я ни чём его не виню. Просто усматриваю идеализм в его построениях.

Цитата
Давайте будем пытаться возделывать свой сад. А не все сады сразу.


Угу. А потом саранча из чужого сада все плоды уничтожит.

Цитата
Но роль школы в воспитании нравственности, с моей точки зрения, сильно определяется -- примером, который она подаёт. Сама, своей работой. А в работе её... столько системных недостатков, что не получится ли по иезуитскому принципу: "Поступайте не так, как я поступаю, а так, как я учу!"


Роль школы не надо преувеличивать. А вот роль общества преуменьшать нельзя. При этом я, конечно, полагаю, что школа должна сеять "доброе и вечное". Но если общество будет на её стороне, решение этой задачи пойдёт более эффективно.

Александр Черный ( Пользователь )
Цитата (воронн, 06.04.2009, 13:53) <{POST_SNAPBACK}>
Александр, здесь я с Вами полностью согласен.
В качестве преподавателя математики я вряд ли буду компетентен в оценке материалов. А вот на первый взгляд меня, буквоеда, царапнуло слово, принятое как термин. И даже присутствующее в названиях книг. А именно, НРАВОЛОГИЯ.
Соединение славянских и иноземных корней -- если подумать, случается. Слова, где присутствуют: АВТО-, АВИА-, ЭЛЕКТРО-..... Но вот -ЛОГИЯ как-то непривычно.
И что именно оно означает? По буквальному прочтению -- учение о НРАВАХ. Так имеется в виду именно это? Под таким русским словом понимается набор не только нравственных категорий, но и обычаев, привычек, правил общения и т.д. Свойственных какому-то социальному слою, в какой-то период времени. "Нравы светских салонов XVIII века", "сельские нравы начала XX века"... Я бы подумал, что тогда под обложкой -- дается обзор различных нравов, свойственных разным народам или социальным группам, в разные времена или характерные для той или иной религиозной конфессии. Если же речь идет именно об этике (нравственности), то это не совсем то же самое.


Название науке дал профессор А.З.Рахимов, оно из одного ряда с психологией и филологией. Этика и нравственность не одно и то же. Посмотрите содержание книг этой линейки в "Электронной библиотеке проекта", в предисловиях даются пояснения.
Александр Черный ( Пользователь )
Цитата (Воропаева Лилия, 06.04.2009, 14:52) <{POST_SNAPBACK}>
Я ни чём его не виню. Просто усматриваю идеализм в его построениях.

Угу. А потом саранча из чужого сада все плоды уничтожит.

Роль школы не надо преувеличивать. А вот роль общества преуменьшать нельзя. При этом я, конечно, полагаю, что школа должна сеять "доброе и вечное". Но если общество будет на её стороне, решение этой задачи пойдёт более эффективно.


Лилия! Вы все время обращаете внимание на то, как там, у других, в чужом саду, в обществе. Вы что же, свой сад решили окончательно забросить? Пусть зарастает сорняками, раз вокруг все так плохо. Я считаю, что в своем школьном саду нужно без устали высаживать ростки нравственности, взращивать их, лелеять и ЗАЩИЩАТЬ, если в этом возникла необходимость. Вы совершенно правы, что забота о развитии нравственности должна быть целью всего общества. Великие цивилизации погибли из-за того, что игнорировали заботу о нравственности. Безнравственность одинаково эффективно разрушает и отдельного человека и общество в целом. Нравственное здоровье современного общества, не только российского, но и большинства стран мира, находится в критическом состоянии. В этом заключается основная причина социально-экономического кризиса и тех социальных и природных катаклизмов, которые за ним последуют уже в ближайшие годы. Но тем ценнее будет деятельность каждого отдельного человека по сохранению ростков нравственности в себе и в близких ему людях. Только нравственные качества позволяют отличать человека от всего животного мира, один лишь разум, как мы сейчас убеждаемся, не очень отличает человека от животного. И особая миссия по сохранению и развитию нравственных качеств человека лежит именно на школе и учителе, поскольку они взялись обучать и воспитывать новые поколения граждан страны и ДОЛЖНЫ УМЕТЬ это делать, во что бы то ни стало! НЕ УМЕТЬ или НЕ ДЕЛАТЬ будет подлостью и предательством по отношению к этим новым поколениям граждан. Что делают в системе российского образования люди, которые не умеют или не хотят хорошо и эффективно работать? Этот вопрос относится к каждому педагогу и ко всему российскому обществу.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Александр Черный, 21.04.2009, 19:12) <{POST_SNAPBACK}>
Лилия! Вы все время обращаете внимание на то, как там, у других, в чужом саду, в обществе. Вы что же, свой сад решили окончательно забросить? Пусть зарастает сорняками, раз вокруг все так плохо. Я считаю, что в своем школьном саду нужно без устали высаживать ростки нравственности, взращивать их, лелеять и ЗАЩИЩАТЬ, если в этом возникла необходимость. Вы совершенно правы, что забота о развитии нравственности должна быть целью всего общества. Великие цивилизации погибли из-за того, что игнорировали заботу о нравственности. Безнравственность одинаково эффективно разрушает и отдельного человека и общество в целом. Нравственное здоровье современного общества, не только российского, но и большинства стран мира, находится в критическом состоянии. В этом заключается основная причина социально-экономического кризиса и тех социальных и природных катаклизмов, которые за ним последуют уже в ближайшие годы. Но тем ценнее будет деятельность каждого отдельного человека по сохранению ростков нравственности в себе и в близких ему людях. Только нравственные качества позволяют отличать человека от всего животного мира, один лишь разум, как мы сейчас убеждаемся, не очень отличает человека от животного. И особая миссия по сохранению и развитию нравственных качеств человека лежит именно на школе и учителе, поскольку они взялись обучать и воспитывать новые поколения граждан страны и ДОЛЖНЫ УМЕТЬ это делать, во что бы то ни стало! НЕ УМЕТЬ или НЕ ДЕЛАТЬ будет подлостью и предательством по отношению к этим новым поколениям граждан. Что делают в системе российского образования люди, которые не умеют или не хотят хорошо и эффективно работать? Этот вопрос относится к каждому педагогу и ко всему российскому обществу.


Александр! В том, что Вы написали, нет предмета для спора. Я со всем согласна. Но я считаю, что этого мало. Если мы (учителя) видим, что результаты школы не такие эффективные, какими могли бы быть. И видим, что этому мешает. Надо бить в колокола и это убирать. Иначе наша работа будет напоминать бег белки в колесе. Я об этом.
Хотя бы провести всероссийский учительский съезд и там всё высказать. и определиться в действиях. И к государству предъявить определённые претензии и требования.

footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+