Личный кабинет

Знания - товар?

Борис Соловьев ( Пользователь )
Сегодня в коридорах нашей образовательной власти (как, впрочим, и в коридорах российской власти вообше) задули "западные" ветры. Современные тенденции развития образования увязываются с идеями товарного производства. Нам предлагают продавать свои знания студенту и учить его в дальнейшем торговать своими знаниями. Но ведь эта модель не только примитивна, но и опасна, поскольку серьезно ограничивает распространение знаний.
Да, инновационная экономика, как экономика, основанная на знаниях - важный аспект развития. Но а как же задачи просвещения? Ведь именно на решении этих задач отечественная традиционная система образования завоевала славу одной из самых лучших в мире. Просвещение уже никому не нужно? Или будем считать его вторичным? Но не выкинем ли мы при этом "ребенка из лоханки"?
Игорь Сухин ( Пользователь )
Вы абсолютно правы, Борис Алексеевич! Всё это печально. Ветры Болонского процесса не благоприятствуют России.
Борис Ламаш ( Пользователь )
С сожалением приходится отметить, что "они там" 111 на 3 поделить без калькулятора не могут. Наших детей ведут к тому же. У руля - эгоистичные троешники (не по оценкам, а по знаниям и мыслям). А Болонский процесс - недоделка вроде Киотского соглашения. К сожалению, вернуться в 50-70-е уже не получится.
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Ламаш @ Oct 1 2005, 08:15 AM) <{POST_SNAPBACK}>
С сожалением приходится отметить, что "они там" 111 на 3 поделить без калькулятора не могут. Наших детей ведут к тому же. У руля - эгоистичные троешники (не по оценкам, а по знаниям и мыслям). А Болонский процесс - недоделка вроде Киотского соглашения. К сожалению, вернуться в 50-70-е уже не получится.

Согласен с Вами, Борис Евгеньевич. Меня особенно угнетает уничтожение в МО Отдела программ и стандартов начального образования и Управления дошкольного образования. 8 сентября 2004 года в Федерации Интернет Образования состоялось предварительное подведение итогов АП-2004 (9.15-11.20). Руководителям Минобразования были заданы всего 2 вопроса, второй из них задал я: "Начальная школа является фундаментом не только школьного образования, но и всей системы образования. Недавно Отдел программ и стандартов начального образования расформирован - там остался только один человек. Можно ли рассчитывать, что к начальной школе сохранится то внимание, которое было прежде?" Слово для ответа взял директор Департамента государственной политики в сфере образования Минобразования И.И.Калина: "Количество сотрудников не влияет на качество работы. Сейчас образован Отдел программ и стандартов общего образования".
Может и так, но верится с трудом. Ведь, насколько мне известно, в этом отделе по одному сотруднику отвечают за всю начальную школу и за дошколку. Я не так хорошо знал сотрудников Управления дошкольного образования, но в Отделе программ и стандартов начального образования работали замечательные люди и прекрасные специалисты. К ним всегда можно было прийти за советом, поддержкой. Хорошо, конечно, что хотя бы по одному специалисту оставили (в самом деле, кому она нужна наша начальная школа???), но это же гигантский объём работы!
Борис Соловьев ( Пользователь )
Спасибо за поддержку. Но...
Цитата (Ламаш, Oct 1 2005, 08:15 AM) <{POST_SNAPBACK}>
К сожалению, вернуться в 50-70-е уже не получится.

...разве я призываю возвращаться? Я лишь подчеркиваю, что если уж мы собрались на этом всероссийском форуме, то надо договориться о главном: об общем направлении движения, о целях, о замыслах достижения этих целей. Товарно-потребительский аксиоматический хребет современной "западной" цивилизации - разве это та цель, которая нам нужна? Ведь это тупиковый путь развития!
Образование нужно людям не для того, чтобы все больше и больше зарабатывать денег, обгоняя друг друга в этой потребительской гонке, активно навязываемой нам через СМИ. "Бери от жизни все!" - вот чему чат нашу молодежь. И вы хотите участвовать в этом?
Все больший уклон в сторону приоритета фактологического подхода в образовании в ущерб методологическому, замыкание на натаскивание по частным процессам или методикам (и это усиливается все более широким внедрением всевозможных систем тестирования) - вот настоящий бич современного западного образования.
На мой взгляд, образование нужно, прежде всего, для того, чтобы люди научились адекватно воспринимать Жизнь, правильно ориентироваться во все усложняющихся процессах окружающей их действительности и правильно выстраивать линию своей деятельности в различных сферах. Рост числа и ужесточение последствий техногенных, экономических, социальнных и иных катастроф последних лет и десятилетй показывает, что образование не выполняет свои главные задачи, в том числе и на Западе. И одной из главных причин этого, видимо, является рост сложности объектов среды, в которой живет человек, а также сложности их системного (а часто и бессистемного) взаимодействия, что приводит к непониманию и непредсказуемости их поведения для людей. А без этого этими системами и объектами нельзя управлять. Жесточайший системный кризис, в котором мы сегодня оказались, является следствием кризиса управления.
Кроме того, адаптационный потенциал человека ограничен. Он не успевает за стремительными изменениями среды обитания. И это одна из важнейших причин нарастания потока технологических сбоев, нервно-психологических срывов, а это также ведет к авариям, чрезвычайным ситуациям, катастрофам. Меняется психология социального поведения людей, они становятся менее творчески ориентированными, но более агрессивными. Социальные процессы становятся плохо управляемыми. Ситуация сегодня характеризуется как критическая. Идут процессы социальной гигиены: те, кто не может «вписаться» в нарастающие социально-технологические темпы, отбрасываются на обочину жизни и гибнут физически, раздавлен-ные этим мощным колесом технической цивилизации. Вопрос стоит о выживании населения, как отдельных стран, так и всей нашей планеты.
Говорю это не для того, чтобы нагнетать страсти. Практически важным является то, что тот самый адаптационный потенциал людей во многом определяется образовательной средой, в которой они существуют. Т.е. уровень образовательной деятельности сегодня становится фактором выживания человечества.
Поэтому процессы коммерциализации, все более охватывающие сферу образования, все более ограничивающие свободу распространения знаний, все более усиливающие монополию на знания - это тупиковый путь разития. На этом пути нас ожидает крах и гибель не только идеалов, но и людей, если не сказать - народов. И чем быстрее мы это осознаем, тем менее тяжкие последствия будут от "реформ" в области образования, которые осуществляются под "прикрытием" Болонского процесса или без оного.
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Boris @ Oct 1 2005, 12:49 PM) <{POST_SNAPBACK}>
...Я лишь подчеркиваю, что если уж мы собрались на этом всероссийском форуме, то надо договориться о главном: об общем направлении движения, о целях, о замыслах достижения этих целей. Товарно-потребительский аксиоматический хребет современной "западной" цивилизации - разве это та цель, которая нам нужна? Ведь это тупиковый путь развития!
Образование нужно людям не для того, чтобы все больше и больше зарабатывать денег, обгоняя друг друга в этой потребительской гонке, активно навязываемой нам через СМИ. "Бери от жизни все!" - вот чему чат нашу молодежь. И вы хотите участвовать в этом?

...образование нужно, прежде всего, для того, чтобы люди научились адекватно воспринимать Жизнь, правильно ориентироваться во все усложняющихся процессах окружающей их действительности и правильно выстраивать линию своей деятельности в различных сферах.


Ув. Борис!

Вы очень эмоционально описали современное положение дел. Но оно таковым стало не сегодня, и об этих проблемах до нас с Вами знали (и писАли) многие великие
Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову, нужно только постараться еще раз к ней прийти.
И.Гете
.

Вот только капля из океана сокровищницы мировой культуры:

- о проблемах современного авторам образования:
Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.
Сенека

В некоторых прогрессивных школах детей готовили к жизни в мире, существовавшем лишь в мечтах преподавателей. Когда подростки покидали школу, они либо достаточно естественно возвращались к тем взглядам на жизнь, которые они усвоили в семье до поступления в школу, либо расточали свои энергию в бесплодной борьбе с моделями поведения остального общества.
К.К.М.Клакхон

Образование сегодня - в основном процесс подготовки к трудоустройству. Если падает уровень национального интеллектуального коэффициента – это происходит потому, что дети являются отражением взрослых нашего общества. Слишком много взрослых озабочено деньгами, а не образованием.
Роберт Кийосаки «Если хочешь быть богатым и счастливым – не ходи в школу».


- о целях образования (воспитания):
Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.
Г. Гегель

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.
А.С. Макаренко

Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.
А. Дистервег

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Элберт Хаббард

Образование – это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях.
Д. Хиббен


- о путях обучения:
Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.
Демокрит

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.
Демокрит

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
А.Дистервег

Самое полезное в жизни – это собственный опыт.
В. Скотт

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, указать дорожки.
Ричард Олдингтон

Как можно познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть.
И.В.Гете

Мы начинаем знать, лишь когда забываем все, чему нас учили.
Г.Торо

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М.Монтень

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.
Жан-Жак Руссо

Знание – не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать, прежде чем оно будет нашим; оно – результат большой работы и потому – большой жертвы.
Г. Бокль


- о перспективах:
Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может на них ответить самый знающий человек.
М.В. Ломоносов

Университет развивает все способности, в том числе и глупость.
А.Чехов

Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума.
А.Шопенгауэр

Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.
М.Булгаков

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.
К.Симонов


продолжать можно до бесконечности. rolleyes.gif

(Boris @ Oct 1 2005, 12:49 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Все больший уклон в сторону приоритета фактологического подхода в образовании в ущерб методологическому, замыкание на натаскивание по частным прочессам или методикам (и это усиливается все более широким внедрением всевозможных систем тестирования) - вот настоящий бич современного западного образования. ...образование не выполняет свои главные задачи, в том числе и на Западе.


Борис, но ведь везде, не только у нас, но и на Западе тоже, есть люди, которые обеспокоены положением образования. Они предпринимают конкретные шаги, создают принципиально другие школы, используют иные подходы.

Об этом подробно написано в:
Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2001 (2003).

Главный вопрос заключается не в том, что нет путей для достижения поставленных целей, а втом, что трудно чинить двигатель в автомобиле во время движения :lol:

Елена Зачесова
Игорь Сухин ( Пользователь )
Спасибо, Елена, за прекрасную подборку цитат! Это меня никогда не оставляет равнодушным.
Борис Соловьев ( Пользователь )
(Зачесова @ Oct 1 2005, 02:12 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Борис, но ведь везде, не только у нас, но и на Западе тоже, есть люди, которые обеспокоены положением образования. Они предпринимают конкретные шаги, создают принципиально другие школы, используют иные подходы.


Уважаемая Елена!
Спасибо за напоминание, что об этих проблемах думали многие, даже великие. Но у меня тоже есть шкафы с полками книг. И, если вы заметили, великие об этих проблемах думали по разному. Так что предлагаете Вы? Мне в Вашем списке больше всего понравились мысли М.Ломоносова. И то, что Вы все же решились не продолжать список до бесконечности.
Главное отличие нашего современного положения от того, в котором пребывали все великие, Вами цитируемые, это то, что мы оказались на краю гибели. Конечно, не я первый об этом говорю. Говорили и другие, возможно, большие, чем я. Например, на известной Международной конференции по экологии и развитию (Рио-Де-Жанейро - 1992 г.) или на Всемирном Саммите (Йоханнесбург - 2002 г.) Я лишь подчеркиваю прямую связь решения этих проблем с проблемой современного образования.
Согласен, есть и на Западе разные люди. У этих людей в головах есть разные подходы, они делают разные шаги. Но мы собрались здесь, не для того, чтобы рассказывать друг другу, какие книжки мы читали и какие существуют подходы вообще. Я лишь подчеркивал тупиковость и неприемлемость пути, обозначенного в названии темы этого форума и к которому нас усиленно тянут, называя это "реформой".
И дело как раз не в сложности ремонте двигателя, а в том - куда ехать-то? Дорог действительно много. Это Вы правильно заметили. Так какую выбираете Вы?
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Boris @ Oct 1 2005, 04:21 PM) <{POST_SNAPBACK}>
И дело как раз не в сложности ремонте двигателя, а в том - куда ехать-то? Дорог действительно много. Это Вы правильно заметили. Так какую выбираете Вы?


Ув. Борис!

Я свою дорогу выбрала.
Я - преподаватель каф. открытых образовательных технологий МИОО, учу других тому, что сама поняла.

И мысли мудрые цитирую...

Елена
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Боюсь показаться штрейбрехером, но не соглашусь
Знания - товар. Дабы не быть плагиатором идеи Елены и не приводить цитаты основоположников философии и экономики, скажу от себя.
Для чего они еще нужны, как не для "продажи самого себя" - обществу и самому себе.
Обществу в виде некого продукта, самому себе - в виде рефлексии.
Да и на что школа нужна, как не учение практико-ориентированному подходу в жизни. Теоретиков до Луны (они все в Общественной палате собрались у Президента), а траву косить некому.

footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+