Личный кабинет

Шахматы в школе будущего

Президент РФ дал зелёный свет шахматам как школьному учебному предмету
Игорь Сухин ( Пользователь )
New 12 сентября 2012: Кемеровская область: "Губернатор А.Г.Тулеев принял решение о введении одного часа в неделю шахмат в общеобразовательных школах Кузбасса": "Сегодня, 12 сентября, губернатор А. Г. Тулеев встретился с президентом Международной шахматной Федерации (ФИДЕ) К. Н. Илюмжиновым и легендарным советским и российским шахматистом А. Е. Карповым… Сейчас в Кузбассе шахматами занимаются официально 11 тыс. человек, в 15 общеобразовательных школах проходят уроки, на которых обучают шахматам, сообщил почетный президент Федерации шахмат Кузбасса М. И. Найдов… На встрече губернатор А. Г. Тулеев принял решение о введении одного часа в неделю шахмат в общеобразовательных школах Кузбасса. “Этот вид спорта дисциплинирует, развивает память, логику и помогает планировать свою жизнь”, — отметил губернатор. В свою очередь К. Н. Илюмжинов и А. Е. Карпов высказали готовность оказывать помощь в развитии этой инициативы методической литературой и шахматными наборами". - http://kemoblast.ru/news/2012/09/12/gubern...nii-odnogo.html

Из новостей сайта http://chess555.narod.ru/

Игорь Сухин ( Пользователь )
New 25 сентября 2012: И.Г.Сухин: Ключевая проблема введения шахмат в школьную программу (продолжение темы, навеянной занятиями с одним из своих учеников – Глебом, 7 лет; новости сайта от 14.09.2012).

Юрий Сергеевич Разуваев ещё в прошлом веке при общении с методологом Н.Г.Алексеевым принял доктрину бесценности шахмат для общеобразовательной школы для развития фундаментальной способности действовать "в уме" (СДУ). И именно Ю.С.Разуваев и Н.Г.Алексеев положили начало научной составляющей большой экспериментальной работы по развитию у детей СДУ в Саткинском муниципальном районе в рамках проектов "Шахматы для общего развития" и "Шахматный всеобуч". Ю.С.Разуваев не просто выдающийся гроссмейстер, тренер, мыслитель – он гений! И это легко доказывается. Знаете, чем талантливый человек отличается от гения? Лучше, чем А.Шопенгауэр, об этом никто не написал: "Талант попадает в цель, в которую никто не может попасть; гений попадает в цель, которую никто не видит" (первоисточник цитаты: A.Schopenhauer, Die Welt als Wille und Vorstellung, Zweiter Band, Ergänzungen zum dritten Buch, Kapitel 31. Vom Genie). - http://de.wikiquote.org/wiki/Arthur_Schopenhauer

То есть, Ю.С.Разуваев одним из первых понял, что для введения шахмат в школьную программу самое главное – найти верное целеполагание. Вопрос целеполагания – здесь базовый, определяющий.

Цель шахмат как игры чётко детерминирована – поставить мат неприятельскому королю, а вот истинная цель проведения полноценного урока шахмат в начальной школе долгое время оставалась для специалистов скрытой, пока стараниями Я.А.Пономарёва, Н.Г.Алексеева, Ю.С.Разуваева и автора этих строк не была точно установлена – чётко структурированное, поэтапное развитие способности действовать "в уме" (5 этапов её развития выявил в ходе экспериментальных исследований и подробно описал в своих книгах Я.А.Пономарёв).

Поэтому приходится только удивляться, что о цели чаще всего вообще не задумываются регионы РФ и страны, которые декларируют проведение уроков шахмат в начальной школе.
Повсеместно в качестве целей упоминаются лишь две:
1) популяризация шахмат;
2) обучение школьников игре в шахматы.
Но обе они не имеют ни малейшего отношения к фундаментальным проблемам, стоящим перед начальной школой.
Ю.С.Разуваев по этому поводу сказал на международной конференции “Шахматы в системе образования России и мира” (Москва, РГСУ, 2009): "Просто научить учеников в школе играть в шахматы – это ерунда, а не цель. Пока же, на уроках детей всего лишь учат играть в шахматы, а потом перенаправляют в кружки. Это неправильно. Мы должны достигать значимых для системы образования целей, а это, прежде всего, – развитие способности действовать "в уме".

Ю.С.Разуваев в этом абсолютно прав, и именно целеполагание определяет: научный ли подход в регионе к введению урока шахмат в школьное расписание или дилетантский. Пока же в РФ процветает дилетантский (причины понятны – тяп-ляп всегда быстрее). Главная проблема некоторых зарубежных и российских горе-инноваторов, декларирующих проведение уроков шахмат в начальной школе, состоит в том, что они не видят истинной цели (по А.Шопенгауэру). Не популяризация шахмат, не простое обучение игре, а достижение фундаментальной для системы образования цели, попасть в которую системно не в состоянии основные учебные дисциплины начальной школы – чётко структурированное, поэтапное развитие способности действовать "в уме". А для этого наши великие шахматы – бесценный ресурс, бесценный инструмент, бесценное средство. Поэтому историческая миссия шахмат как учебной дисциплины и заключается в достижении фундаментальной для системы образования цели – чётко структурированном, поэтапном развитии у детей способности действовать "в уме". Всё просто.

И пока отдельными регионами РФ это недоучитывается, пророческими оказываются слова Г.К.Каспарова, сказанные около 10 лет назад о России: "В любом случае в ближайшем будущем шахматы завоюют в системе образования важнейшее место. Увы, это случится не у нас, а в Америке, Западной Европе, Израиле, где есть время и желание думать о стратегических перспективах" (из интервью Г.К.Каспарова главному редактору "АиФ" Н.Зятькову "Гарри Каспаров. Шахматы умирают?" – "Аргументы и факты", №50, 2003, с.3). - http://chess555.narod.ru/pol.htm

Из новостей сайта http://chess555.narod.ru/
от 25.09.2012.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Продолжение темы "Ключевая проблема введения шахмат в школьную программу" -

в новостях сайта http://chess555.narod.ru/


Игорь Сухин ( Пользователь )
Приоритет России в вопросе включения шахмат в школьную программу:
К сожалению, за последние годы Россия потеряла ведущие позиции даже в тех сферах, в которых ранее была лидером. И к концу 2012 года может сложиться ситуация, когда Россия потеряет также первенство в том немногом, что у неё ещё осталось, в том числе и в методологическом обеспечении уроков шахмат в общеобразовательных школах.

Россия первой страной в мире, причём по инициативе Министерства образования, законодательно ввела шахматы в школьную программу (в 1994 году). И это позволило, в частности, Республике Калмыкия уже в 1995 году сделать уроки шахмат обязательными в начальных школах региона. Поэтому Республика Калмыкия стала первой республикой в мире, которая ввела шахматы в программу начальной школы. Всё это должно бы стать гордостью РФ, однако в то время, как СМИ других стран мощно пиарят свои даже небольшие шажки в этом направлении, отечественными СМИ даже своё лучшее не замечается. К шахматам российские СМИ проявляют интерес только в случае возникновения скандалов, а не позитива. Первое десятилетие приоритет РФ в вопросе включения шахмат в школьную программу замалчивался.

На этом впервые заострил внимание А.А.Тимофеев в своём пособии "Уроки шахмат в начальной школе" (М.: Департамент образования г. Москвы, Школа-лаборатория №825, 2003 г., 120 с.). А.А.Тимофеев справедливо отмечал, что созданием Федерального курса "Шахматы – школе" удалось обеспечить "российской педагогике школьных шахмат приоритет в международном масштабе, так как израильский методический комплект для обучения шахматам в начальной школе “The next Educational Move... Chess in Schools” (Новый шаг в образовании… Шахматы в школах) и претендующий на роль первого в мире школьного учебника по шахматам, был издан… позже" (с. 38).

Кто ещё кроме А.А.Тимофеева подметил это? Увы, никто.
А ведь это не пустяк, а престиж России, первенство России!

В другой своей публикации "Легко ли быть учителем шахмат?" ("Шахматная неделя", №35, август, 2003, с. 7) А.А.Тимофеев писал: "С позиции школьного учителя шахмат хотел бы прокомментировать некоторые доклады, прозвучавшие на 1-й Российской конференции тренеров "Дагомыс-2003"… Ситуация изменилась к худшему. Раньше в РШФ работала комиссия "Шахматы - школе" под председательством доктора педагогических наук, академика Б.Гершунского. Членом комиссии в течение ряда лет был и автор этих строк… Основополагающим методическим продуктом, регламентирующим работу учителя, является учебная программа. Ещё в 1990-х годах программа "Шахматы - школе", разработанная И.Сухиным, была опубликована в журнале "Начальная школа", прошла экспертный совет и в 1996 году включена в сборник программ для начальной школы Министерства образования РФ. Впервые в истории российского образования шахматы официально признаны как школьный предмет, пусть даже и в качестве факультатива. В 1998 году появился учебник по шахматам для начальной школы И.Сухина. Книга имеет гриф "Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации". Позднее в дополнение к нему издано руководство для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу". В марте 2003 года вышел учебник И.Сухина для второго года обучения. Он также имеет гриф Министерства образования. Удивительно, что организаторы детских шахмат об этом не знают или не хотят знать. Вот уж действительно - нет пророка в своём отечестве!"

Прошло ещё почти десятилетие, но ситуация со СМИ не изменилась. Те регионы РФ, которые масштабно и качественно планировали и провели всеобуч, разумеется, знают о существовании Федерального курса "Шахматы – школе" и приоритете России в этих вопросах (в том числе о приоритете Республике Калмыкия в введении шахмат как обязательного учебного предмета начальной школы), но широкая общественность – нет. Поэтому и идёт в РФ этот процесс черепашьими темпами (хорошо ещё, что не улиточными), в то время, как и Запад (декларация "Шахматы в школе" принята в марте 2012 года Европарламентом), и Восток (в Китае шахматы имеют государственную поддержку) уже начинают заявлять о своём первенстве и приоритете.

Запад и Восток, разумеется, правы – если Россия замалчивает своё первенство в научно-методических вопросах внедрения шахмат в школьную программу, то это развязывает руки другим странам. Взгляните, как качественно проводит пиар-компанию, к примеру, Армения: 1) "Армения – первая в мире страна, где шахматам обучают в школах – министр" (от 11.08.2011): "Армения стала первой в мире страной, где шахматы включены в обязательную школьную программу в качестве отдельной дисциплины, заявил министр образования и науки республики Армен Ашотян во вторник на пресс-конференции"; 2) "Школьники Армении шахматы будут изучать уже в начальных классах" (от 14.04.2011): "На заседании правительства министр образования и науки Армении Армен Ашотян заявил: “Уже в этом году Армения пополнит список стран, в которых шахматам обучают в школах. Мы претендуем на то, чтобы наша методика преподавания стала одной из лучших в мире”.

При этом если другие страны чаще всего предлагают СМИ лишь информацию о намерении, то в РФ уже очень многое сделано.
Нелишне ещё раз напомнить:

1) РФ – первая страна в мире, в которой издано пособие по обучению шахматным азам детей с возраста двух лет ("Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет", 1994 год);

2) РФ – мировой лидер в решении вопросах научного обеспечения внедрения шахмат в начальные школы и детские сады;

3) РФ – мировой лидер в решении методико-организационных аспектов шахматного всеобуча;

4) РФ – первая страна в мире, в которой шахматы включены в школьную программу (1994 год);

5) РФ – первая страна в мире, в которой уроки шахмат в начальной школе стали базироваться на значимом для системы образования целеполагании (способности действовать "в уме"; 1994 год);

6) РФ – первая страна в мире, в которой издана учебная программа первого года обучения для начальной школы (1994 год);

7) РФ – первая страна в мире, в которой изданы учебные программы для трёх лет начальной школы (1998 год);

8) РФ – первая страна в мире, в которой, издан научно-обоснованный учебник шахмат для начальной школы ("Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (1998 год);

9) РФ – первая страна в мире, в которой издано учебное пособие для учителей начальных классов "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" (1999 год);

10) РФ – первая страна в мире, в которой для преподавания шахмат в общеобразовательной школе написан не отдельный учебник, а полноценный федеральный учебный курс "Шахматы – школе", в который входят учебно-методические комплекты трёх лет обучения (1994-2012 гг.; к осени 2012 года указанный курс – единственный научно-обоснованный курс в мире). И это далеко не полный перечень.

Тем не менее, информационный поединок с зарубежными странами по аспектам шахматного образования Россия проигрывает. А что же наши СМИ? У нас шахматы масштабно вошли в жизнь школ многих регионов, но центральные СМИ это не замечают. И причина этого нам известна…
Подождём ещё десять лет?

Материал публикуется из октябрьских новостей Сайта шахматного всеобуча - http://chess555.narod.ru/
Игорь Сухин ( Пользователь )
Об учебниках шахматной игры для начинающих:

Если не брать в расчёт классические учебники шахматной игры, написанные Эм.Ласкером и Х.Р.Капабланкой, то лучшие учебники шахматной игры написаны в СССР.

Поэтому приходится только удивляться, что в последние годы отечественный книжный рынок заполонён западной продукцией на эту тему. Я побывал во многих регионах РФ и заметил, что полки книжных магазинов ломятся от западной посредственной и неоригинальной продукции (Т.Бардвик "Шахматы для детей", Д.Ид "Самоучитель игры в шахматы", Э.Долби "Шахматы. Как стать хорошим игроком", Д.Мак-Эналти "Учимся играть в шахматы", Д.Норвуд "Начальный курс шахмат", Т.Ноттингем, Б.Уэйд, Э.Лоуренс "Шахматы для детей. Шахматы для будущих чемпионов", Д.Притчард "Шахматы. Учебник для начинающих", Д.Сондерс "Шахматы. Как научиться играть и выигрывать", М.Чандлер, Х.Миллиган "Шахматы для детей", Д.Эдвардс "Иллюстрированный самоучитель по шахматам" и журналов-дешёвых поделок с массой ошибок "Журнал Гарри Поттер. Шахматы").

К счастью, недавно переиздан отечественный учебник И.Л.Майзелиса "Шахматы", о котором Г.К.Каспаров писал: "Замечательная книга, по которой я учился играть в шахматы". Полистайте и сравните вышеуказанную западную продукцию и блистательный учебник И.Л.Майзелиса.

Материал публикуется из октябрьских новостей Сайта шахматного всеобуча - http://chess555.narod.ru/

Игорь Сухин ( Пользователь )
28 ноября 2012: Московская область: совещание по вопросу внедрения в школьную программу учебной дисциплины “Шахматы” в рамках проекта “Шахматный всеобуч”. В ориентировочной повестке дня следующие вопросы:
1. О проекте “Шахматный всеобуч”. Докладчик: Венгереш Станислав Юрьевич – вице-президент Московской областной федерации шахмат. Содокладчик: Сухин Игорь Георгиевич (в повестке дня указан как автор проекта “Шахматный всеобуч”). Регламент – 10 мин.
2. О внедрении в школьную программу учебной дисциплины “Шахматы” в рамках проекта “Школьный всеобуч”. Докладчик: Бирюкова Елена Васильевна – начальник отдела образования городского округа Пущино. Регламент – 5 мин.
3. О создании рабочей группы по реализации проекта “Школьный всеобуч” в городском округе Пущино. Докладчик: Быков Филипп Юрьевич – начальник Управления физической культуры и адаптивного спорта Министерства. Регламент – 5 мин.
4. Разное.
Проект протокола совещания по вопросу внедрения в школьную программу учебной дисциплины “Шахматы” в рамках проекта “Шахматный всеобуч”. Председательствует: С.Ю. Бирюков – заместитель министра физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области. Присутствовали: 1. Быков Филипп Юрьевич – начальник Управления физической культуры и адаптивного спорта; 2. Родиков Михаил Леонидович – начальник Управления воспитания детей и профилактики асоциальных явлений; 3. Бирюкова Елена Васильевна – начальник отдела образования городского округа Пущино; 4. Жирнова Марина Вадимовна – начальник отдела по культуре, спорту, туризму и делам молодежи администрации городского округа Пущино; 5. Венгереш Станислав Юрьевич – вице-президент Московской областной федерации шахмат; 6. Сухин Игорь Георгиевич. По вопросу 1. О проекте “Шахматный всеобуч”. Заслушали: Венгереша С.Ю., Сухина И.Г. Решили: Принять информацию к сведению. По вопросу 2. О внедрении в школьную программу учебной дисциплины “Шахматы” в рамках проекта “Школьный всеобуч” (далее – Проект). Заслушали: Бирюкову Е.В. Решили: 1) Согласиться с предложением о проведении пилотного Проекта в городском округе Пущино в целях подготовки доклада Врио Губернатора Московской области А. Ю. Воробьеву. 2) Определить сроки Проекта с 11.01.2013 по 25.05.2013. По вопросу 3. О создании рабочей группы по реализации Проекта. Заслушали: Быкова Ф.Ю. Решили: 1) В целях мониторинга Проекта создать рабочую группу. 2) Определить дату следующего заседания рабочей группы для подведения промежуточных итогов Проекта – 20.03.2013.
28 ноября 2012: 11.00 – 11.45: Московская область: Совещание по вопросу внедрения в школьную программу учебной дисциплины “Шахматы” в рамках проекта “Шахматный всеобуч”. 28 ноября 2012 г. Зал совещаний Министерства. Совещание прошло в очень конструктивной обстановке. Присутствовало более 10 руководящих сотрудников ряда министерств Московской области. Участникам рабочей группы был роздан пакет документов, в который вошли: 1) состав участников, 2) повестка дня, 3) проект протокола совещания, 4) распечатанный доклад Л.В.Титовой "Учебная дисциплина "Шахматы" в школах и детских садах Саткинского района", 5) распечатанная Программа И.Г.Сухина "Шахматы, первый год" (отмечу, что к подготовке материалов для совещания я не имел отношения – это было сделано на более высоком уровне). Шёл предельно конкретный разговор, посвящённый запуску пилотного проекта. Ход обсуждения важен для всех регионов, которые планируют начать всеобуч в начальных школах и детских садах. Вот основные моменты: 1. Прежде всего, собравшимися было отмечено, что бесполезно затевать всеобуч не располагая полным учебно-методическим комплектом первого года обучения (в РФ он один – это УМК "Шахматы, первый год" федерального курса "Шахматы – школе"), и странно, что отдельные регионы этого не понимают. 2. Было подчёркнуто, что шахматные часы для всеобуча не нужны (что неоправданно было сделано в ряде регионов). 3. Вопрос срока старта проекта. Начальник отдела образования городского округа Пущино Е.В.Бирюкова предложила не форсировать события и начинать преподавание шахмат не с января (как предварительно намечалось), а с сентября, так как планы ужё свёрстаны, и, тем более, сначала нужно качественно подготовить педагогов, рассказать о достоинствах новой дисциплины родителям учеников и т.п. Это предложение было принято. 4. Сложнейший вопрос – как ввести урок шахмат в сетку часов. Часть участников предложила использовать для этого 3-й час физической культуры (этот путь очень успешно опробован в ряде регионов), другие участники предложили включить шахматы во внеурочную деятельность. А главный недостаток "внеурочки" (нерегулярность посещения занятий детьми) планируется ликвидировать работой с родителями. Т.е. убедить родителей в важности новой дисциплины. 5. Подтверждено, что преподавать шахматы должны не шахматисты, а учителя начальных классов, но только те из них, которым интересен новый предмет. 6. Один из ключевых моментов. Было отмечено, что на семинарах учителей начальных классов следует учить не преподавать шахматы вообще (это бесперспективно), а преподавать по учебно-методическому комплекту и учить технологии работы с ним. В частности – учить оптимальной технологии работы с учебником для учеников "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (постраничная работа с ним). Педагог должен сам "пропустить" через себя все задания учебника - только в этом случае он сможет качественно преподавать потом детям. 7. Была подчёркнута важность научной составляющей преподавания шахмат – должно присутствовать значимое для системы образования целеполагание, в данном случае – развитие у детей способности действовать "в уме". 8. Всеми собравшимися было отмечено, что для полноценного преподавания шахмат как учебной дисциплины необходимо наличие полного УМК, в который в обязательном порядке входят: 1) общеобразовательная программа (на это отделы образования обратили особое внимание), 2) учебник для ученика, 3) пособие для учителя, 4) рабочие тетради, 5) тетрадь для проверочных работ, 6) задачник. Без этого в РФ ни один предмет начальной школы не преподаётся (ввиду неэффективности). Последнее обстоятельство (как и ряд других) по какой-то фантастической причине игнорируются Министерствами и Департаментами образования некоторых регионов РФ, только недавно вступивших на путь шахматного всеобуча, в числе которых: Республика Бурятия, Тюменская область (но не Ханты-Мансийский автономный округ), Кемеровская, Самарская и Ростовская области. Очень знаковым обстоятельством для учебной дисциплины шахматы стало следующее: абсолютно все собравшиеся руководящие сотрудники систем образования и спорта высказались за учебную дисциплину шахматы! Буквально каждый из них озвучил своё положительное мнение по этому вопросу с приведением конкретных примеров. Это очень и очень важно – Запад и Восток уже начинают нас теснить в этом исконно отечественном направлении (реальном внедрении шахмат в систему образования), и раз у ведущих специалистов российского образования есть понимание важности урока шахмат в школе, то хоть этот бой (за шахматы как учебный предмет) мы ни Западу, ни Востоку не проиграем. И в это нужно не верить, а работать.

Игорь Сухин ( Пользователь )
"Министр образования Армении считает одним из важнейших событий года успех армянских школьников на международных школьных олимпиадах": "…По словам Ашотяна, еще одним ключевым достижением является развитие программы “Шахматы в школе”. “Были созданы новые школьные программы, учебники, методики, подготовлены сотни учителей”, – сказал министр, добавив, что этот проект стал международным брендом армянской образовательной системы". - http://newsarmenia.ru/society/20121222/42774050.html

Молодцы, Министерство образования и науки Армении! Нам, россиянам, нужно учиться у коллег, как грамотно они пиарят урок шахмат в школе! С 1994 года урок шахмат стал международным брендом российской образовательной системы, но об этом до сих пор мало кто знает – российские СМИ это не замечали и не замечают. И вот теперь мы читаем, что российский бренд перешёл в Армению. Так и хочется с горькой иронией добавить – при полном попустительстве СМИ РФ. Россия потеряла ещё один бренд. И очень характерно, что на заседании Наблюдательного совета РШФ 22.12.2012 это не было даже замечено… Может, и к лучшему… Об этом я ещё напишу. На деле же, постановка шахматного образования в российских регионах-лидерах находится на очень хорошем уровне. И это несмотря на все проблемы, связанные с введением образовательных стандартов нового поколения, в которых шахматы из Золушки-принцессы низведены до Золушки-замарашки… Но мы ещё поборемся… Впрочем, не могу не обойти вниманием следующий вопиющий, но характерный момент. 22.12.2012, когда я беседовал с первым заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Александром Дмитриевичем Жуковым об уроках шахмат в школах, то сказал о главной проблеме – невнимании российских СМИ к этой проблеме. В ходе разговора А.Д.Жуков обронил фразу, что это не так, и, что, мол, нет такого шахматиста, который не приветствовал бы урок шахмат в школе. На это я ответил, что после международной конференции в Ханты-Мансийске в 2010 году по просьбе участников я подготовил письмо Президенту РФ Д.А.Медведеву. Оно было рассмотрено в Минобрнауки РФ и в декабре 2012 года в Минобрнауки РФ прошло совещание по этому вопросу, на которое был приглашён кто-то из руководства РШФ, и почему-то не я, а доцент академии ГАСИС Д.И.Гройсман. Мне представляется, что Минобрнауки РФ специально пригласило не меня (специалиста Российской академии образования), а Давида Ильича, так как полагало, что с ним будет легче "бороться". Однако Д.И.Гройсман очень аргументировано объяснил в министерстве, зачем нужен урок шахмат в школе. И тут представитель РШФ встал и сказал: "Урок шахмат в школе не нужен". Об этом мне рассказали два человека: Д.И.Гройсман и Ю.С.Разуваев. Представители Минобразования были в шоке (как они потом признались Д.И.Гройсману) – шахматист и против шахмат! Всё это я и рассказал А.Д.Жукову. А.Д.Жуков не поверил: "Не может быть!" Однако, это, как говорится, научный факт. А.Д.Жуков также сказал, что в ряде регионов России проводятся уроки шахмат в школах. Тут очень удачно мимо проходил член Наблюдательного совета РШФ Б.К. Шайдуллин (Томск). Я и говорю А.Д.Жукову: "Конечно! Вот Борис Кимович Шайдуллин – пока есть в России такие люди, шахматный всеобуч будет жив! В Томской области – один из лучших общемировых опытов введения шахмат в программу начальных классов!" С этим А.Д.Жуков согласился… Но воз… Чуть позже на эту же тему я дискутировал с Председателем Правления РШФ И.В.Левитовым. Опять кстати рядом был член Наблюдательного совета РШФ А.М.Гилязов (Сатка). Я говорю И.В.Левитову: "За позитивным опытом всеобуча не нужно далеко ходить. Вот благодаря Амиру Мансуровичу Гилязову в этом регионе накоплен замечательный опыт преподавания шахмат в школах и детских садах!" Возвращаюсь к беседе с А.Д.Жуковым; я сказал: "Нам почти ничего не нужно – многое, что нужно, сделано и делается без РШФ. От РШФ желательна только поддержка в СМИ. А её-то и нет"… В результате ещё один бренд РФ (урок шахмат в начальной школе) стал брендом дружественной Армении. - http://chess555.narod.ru/
Игорь Сухин ( Пользователь )
New 30 января 2013: "В Зауралье состоится первый конкурс учителей начальных классов, преподающих шахматы": "Проект «Интеллектуал Зауралья» (шахматный всеобуч) набирает в регионе все большую популярность. Финал первого областного конкурса среди учителей начальных классов общеобразовательных школ Курганской области, реализующих областной проект «Интеллектуал Зауралья» (шахматный всеобуч), состоится 1 февраля 2013 года в поселке Каргаполье. В заочном этапе конкурса приняли участие 17 учителей начальных классов из разных районов области… В финале учителям предстоит пройти два тура: теоретический и практический. В первом туре предусмотрено выступление конкурсанта до 10 мин с теоретическим обоснованием представленного опыта работы по проведению учебных занятий по шахматам. Во втором, практическом туре, учитель проведет короткий - до 20 минут открытый урок со школьниками 1-4 классов Каргапольской средней школы с демонстрацией наиболее выразительного фрагмента учебных занятий по шахматам. Проект «Интеллектуал Зауралья» (шахматный всеобуч) реализуется в Курганской области третий год. Уже более 92% образовательных учреждений области вовлечено в его реализацию. Особенностью является то, что занятия с учениками начальных классов ведут не профессиональные тренеры, а те же учителя, что преподают детям и остальные предметы начальной школы. Автором идеи и соответствующего учебно-методического комплекта является кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования Российской Федерации Игорь Сухин (http://chess555.narod.ru/). Конкурс учителей начальных классов, преподающих шахматы, проводится на региональном уровне впервые". - http://kurgan.er.ru/news/2013/1/30/v-zaura...ushih-shahmaty/
Игорь Сухин ( Пользователь )
Кыргызстан: "Бабанов предложил законодательно ввести шахматы в школьную программу": "В Кыргызстане необходимо разработать законопроект о внедрении шахматного искусства в школьное образование… Бабанов рассказал, что недавно предложил депутатам от фракции “Республика” разработать законопроект о введении в школах шахматного искусства как обязательного предмета. Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов отметил, что между ФИДЕ и Министерством образования и науки Кыргызстана было подписано соглашение о введении шахмат в школьное образование". - http://kant.kg/2013-02-04/babanov-predlozh...datelno-vvesti/
Игорь Сухин ( Пользователь )
О принципиальной разнице в подходах к уроку шахмат в начальной школе в России и в других странах мира. Ещё 19 лет назад в журнале "Начальная школа" была опубликована наша статья "Факультативный курс "Шахматы, первый год" для учащихся школы 1–3 и 1–4" (1994, № 9, с. 48-50).

Цитирую: И.Г.Сухин: "Не случайно многие директора школ России ратуют за преподавание шахмат в их школах, а за рубежом делаются попытки создать школьные учебники шахматной игры. В Международной шахматной федерации (ФИДЕ) создана специальная комиссия "Шахматы в школе", собирающая информацию о месте шахмат в жизни школы. Наш подход к проблеме можно выразить не как "шахматы в школе", а как "шахматы – школе", т. е. ставится задача высветить все то, что могут дать шахматы школе, и реализовать это в специальных программах, учебниках, пособиях, диафильмах и т. п." (С. 48). То есть в России была поставлена задача выявления той пользы, которую могут принести шахматы школе, и эта задача решена в федеральном курсе "Шахматы – школе" (1994-2013). Как видим, вектор шахматного образования в РФ направлен на общеобразовательную школу. А в зарубежных подходах и 20 лет назад, и сегодня, вектор направлен на популяризацию шахмат. В этом вопросе нет правых и неправых: каждый подход решает свои задачи. Но разное целеполагание – это разное отношение к шахматам родителей учеников, которые посещают полноценные уроки шахмат в начальных классах. Поэтому даже в России участились случаи, когда выбор неправильного вектора приводит к протестам со стороны родительского актива. И такие родители совершенно правы. Ведь шахматы должны так преподаваться в начальной школе, чтобы приносить пользу каждому ученику, а не только детям-чемпионам. А для этого нужны совершенно другие учебники, пособия и программы, чем те, которые написаны для начинающих шахматистов или шахматных кружков в школе.
И это пока есть только в России.

footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+