Личный кабинет

Интеллектуальные игры и развитие детей

Виталий Потопахин ( Пользователь )
Всем добрый день. Я хотел бы услышать какую-то информацию по вопросу который лично меня интересует очень сильно. Я порядка 30 лет занимался обучением детей и студентов программированию. И в качестве побочного результата вышел на тему интеллектуальных игр.
Итак в чем мой вопрос.

Я попробовал изучить ситуацию с игровым образованием в стране и обнаружил следующее. Кроме шашек, шахмат и ГО реально ничего нет. Я имею ввиду существующие клубы, образовательные программы. Есть группы энтузиастов Рэндзю, Сёги и пожалуй все. Любители каждой игры существуют изолированно друг от друга. Далее, развитые учебные программы существуют только для шахмат. Насколько я могу судить интегрированного подхода к игре нет. Есть школы в которых пытаются пропагандировать шахматы или шашки, (такой пример есть и в моем городе Хабаровске), но это редкие исключения. Есть педагогические исследования о влиянии шахмат или шашек на интеллектуальное развитие, но они также ограничены этими двумя играми.

Насколько я прав?
Юрий Гудель ( Пользователь )
"Интеллектуальные игры и развитие детей"
Тема очень актуальна. И беда в том, соглашусь с Виталием Валерьевичем, что развитие интеллекта детей, как отдельное направление в образовании, незаслуженно лишено популяризации.
Понимая это, участники педагогической команды из учебной лаборатории образовательной платформы Effor.ru, начали работать над отдельным направлением - "РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА".
Сегодня разработаны более 6000 учебных заданий, объединённых в учебные онлайн курсы. Наши задания предназначены для учеников 1-11 классов и позволяют развивать память, внимание, ассоциативное и пространственное мышление, вербальный и математический интеллект.
Учителю доступ бесплатный. Он может посмотреть все тесты, скачать себе презентацию, распечатать учебные тесты в удобном для него формате. И по желанию организовать онлайн обучение с учениками.
Предлагаю посмотреть несколько презентаций из курса "Развитие воображения". В архиве задания из упражнений "Оригами загадки", "Опытный строитель", "Опытный наблюдатель".
[attachment=61503:Abi.rar]
Ирина Федотова ( Пользователь )
Добрый день!!! Как здорово, что тема интеллектуальных и развивающих игр выходит на обсуждение.Компьютер "захватил " жизнь детей с самого маленького возраста. Работая с дошколятами, хочу заметить, что они стали более развитыми, но слабо говорящими. Родителям проще всего включить телевизор или дать планшет. Но я нашла выход со своими детьми и родителями, играя в замечательные развивающие игры автора Вячеслава Воскобовича. Его игры рассчитаны на детей дошкольного возраста и младшего школьного, но в них с интересом играют и взрослые, развивая свой интеллект. Вячеслав Вадимович проводит семинары для всех желающих и сам знакомит и учит играть в свои игры. Игры захватывают своим сказочным сюжетом. Рекомендую педагогам и родителям и всем, кому небезразлично развитие детей, найти их и поиграть в развивающие игры В. Воскобовича -"Волшебный квадрат", "Чудо-крестики", "Шнур-затейник", "Прозрачный квадрат", "Геоконт" и др.
Георгий Можаев ( Пользователь )
Актуальные книги по теме:
Воскобович В.В., Вакуленко Л.С.: Развивающие игры Воскобовича

"... обобщен опыт педагогов-практиков по использованию развивающих игр и пособий В.В. Воскобовича в образовательном процессе ДОО ..."

Татьяна Бондаренко: Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича


И другие познавательные книги для детей >>
Виталий Потопахин ( Пользователь )
В продолжении темы. В этом году я на поучаствовал с частью своей коллекции игра на двух массовых мероприятиях в Хабаровске: Ночь в библиотеке и Ночь в музее. Убедился, что интерес к играм большой, но кроме шашек, шахмат и ГО народ почти ничего не знает. Впрочем незнание для меня было очевидно. Вызывал интерес вопрос а надо ли это кому-то. Оказывается надо, поэтому в этом году обязательно для начала начну вести небольшой курс игры при каком-либо центре. Идея заключается в том, чтоб учить именно игре в общем смысле этого слова, а не шахматам или шашкам. Мой более чем 30-летний (если считать только взрослое состояние) опыт игры говорит о том, что общие принципы игры реально существуют. Конечно универсализм это всегда ущерб качеству, но в качестве компенсации всегда есть широта мышления. Сейчас я выкладываю свою коллекцию на lotos-khv.ru Примерно десятая часть там уже есть.
Валерий Пасевич ( Пользователь )
Цитата (Виталий Потопахин, 14.06.2016, 07:18) <{POST_SNAPBACK}>
Идея заключается в том, чтоб учить именно игре в общем смысле этого слова, а не шахматам или шашкам.

Если получится - очень хорошо, но мне кажется, что учить нужно шахматам, шашкам, ГО... и на базе знаний, умений в разных играх можно уловить-понять (если с Вашей помощью - замечательно!) "общие принципы игры", которые "реально существуют", согласен с Вами. Конечно, отлично, если ученик достигнет уровня как минимум первого разряда в конкретных играх, мне представляется, что где-то с этого уровня начинается понимание общих принципов.
Цитата
Конечно универсализм это всегда ущерб качеству, но в качестве компенсации всегда есть широта мышления.

Широта мышления очень важна, но только если на каком-то этапе возникнет и глубина. От глубины к широте или же наоборот? Я пока что думаю, что от глубины к широте переход и возможен, и естественен, и он относительно легче. Если Ваш подход позволит двигаться от широты к глубине, да еще проходить путь до первого разряда (например) быстрее - буду рад. Пока что, по-моему, никто не изучает сначала общие языковые закономерности, а уж потом - конкретные языки (если конечная задача - освоение языков), делается как раз наоборот: относительно трудно осваивается один язык, полегче - следующий, еще легче - следующий, т.е. некие закономерности, общие принципы понимаются по ходу изучения конкретики.
Мне пока думается, что самое верное - осваивать одну-две игры как можно глубже, по ходу обращая сознательно-повышенное внимание на общие принципы, а третью и т.д. игру осваивать с опорой на них, продолжая обогащать арсенал.
Виталий Потопахин ( Пользователь )
Валерий, разумеется речь не идет о том, чтобы научить каждого сотне игр. Просто мне мой огромный игровой багаж дает возможность подобрать для каждого две - три игры. Методику как это делать я освоил еще лет десять назад на своих программистах. Ребята всегда играли с удовольствием, охотно переходили от одной игры к другой. А что касается глубины на одной игре, то думаю вы несколько неправы. На шахматах или шашках возникает глубина понимания не игры а именно шахмат или шашек. Я пробовал объяснить стратегические принципы и некоторые тактические приемы хорошим шахматистам и хорошим гошникам. и потерпел неудачу. Но это были действительно хорошие шахматисты. Глубина понимания одной игры безусловно нужна. Нужны мастера понимающие например шахматы на очень глубоком уровне, но я сомневаюсь, что это нужно массово. Для мастеров игра это профессия, а мне нужно средство развития. Специализация с моей точки зрения для развития вредна. Это я опять же усвоил на программистах. Я видел много олимпиадников натасканных виртуозно применять известные методы, пусть даже сложные, но садящихся в лужу в действительно интересных проблемах.
Валерий Пасевич ( Пользователь )
Цитата (Виталий Потопахин, 14.06.2016, 15:02) <{POST_SNAPBACK}>
На шахматах или шашках возникает глубина понимания не игры а именно шахмат или шашек.

Да, из знакомых шахматистов не мало тех, кто, хорошо играя в шахматы, только в них хорошо и играет, остальная часть мышления не обязательно хороша... но не меньше, пожалуй, и тех, кто хорошо видит общее в мышлении шахматном, математическом, программистском, физическом и прочем... Не берусь сказать, что первично, а что вторично - игра в шахматы ли воспитала или же наоборот - свойства мышления повлияли на шахматное мышление...
Цитата
Я пробовал объяснить стратегические принципы и некоторые тактические приемы хорошим шахматистам и хорошим гошникам. и потерпел неудачу.

У них, у хороших, уже есть и принципы, и приемы, так что, может быть, они не увидели для себя новизны, применительно к шахматам, ГО, а другое, шире, вероятно, их не интересовало.
Цитата
Нужны мастера понимающие например шахматы на очень глубоком уровне, но я сомневаюсь, что это нужно массово.

Массового мастерства, хоть в шахматах, хоть в иных сферах, быть не может.
Цитата
Для мастеров игра это профессия, а мне нужно средство развития. Специализация с моей точки зрения для развития вредна.

Сильнейшие ученики, ставшие профессиональными программистами, увлеклись программированием кто в седьмом классе, кто несколько позже, но занимались им очень усердно, иных - не оторвать... то же с шахматистами. Работают (и в Москве), на вред не жалуются. И по себе знаю, что только в увлеченности идет настоящее развитие. Возможно, специализацией это назвать неправомерно? Может... Но, согласен с Вами, чем шире охват, тем лучше... вместе с увлеченным проникновением...
Виталий Потопахин ( Пользователь )
Я по большому счету не ставлю цель обучить играть во что-то или научить какому-то программированию. Моя технология проста д безобразия. Я создаю процесс без четко заданной цели и побежали кто куда хочет. И если процесс организован хорошо, то многие добегут.
Валерий Пасевич ( Пользователь )
Цитата (Виталий Потопахин, 14.06.2016, 16:23) <{POST_SNAPBACK}>
Я создаю процесс без четко заданной цели и побежали кто куда хочет. И если процесс организован хорошо, то многие добегут.

Кто куда ХОЧЕТ! Согласен, что при таком условии "многие добегут", "если процесс организован хорошо", т.е., наверно, так, что попробовав и то, и другое, и... многое, на этом накопив и то, и другое, и многое, учащиеся найдут то (одно, может, два-три), что затянет глубоко и надолго, может, на всю жизнь. Не всех, но самых-самых. Успехов Вам с Вашими учениками!
Поскольку мы фактически повторили то, что когда-то уже обсуждали и Вы остаетесь на своих позициях, то, думаю, Ваша практика убеждает Вас, что этот путь как минимум один из возможных, не исключаю, что лучший из возможных для тех юных людей, которые еще не совсем определились.

footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+