Личный кабинет

Кабинет биологии и живые растения как пособия

Давайте совместно сообразим, что именно полезно содержать в кабинетах с точки зрения учёбы.
Иван Черепанов ( Пользователь )
Давайте совместно сообразим, что именно полезно содержать в кабинетах с точки зрения учёбы. (пока - отвлекаясь от требований СанПинов, что несколько упрощает и огрубляет...)

Растения - желательно, чтобы их можно было привязывать к конкретным темам, или получать с них материал для конкретных практ. работ.

К тому же они должны быть вандалоустойчиывми и относительно выносливыми

ну и красивыми - тоже бы желательно.

Каков ваш опыт и размышления.
Ольга Никитина ( Пользователь )
Цитата (Иван Черепанов, 20.11.2012, 00:22) <{POST_SNAPBACK}>
Давайте совместно сообразим, что именно полезно содержать в кабинетах с точки зрения учёбы. (пока - отвлекаясь от требований СанПинов, что несколько упрощает и огрубляет...)
Растения - желательно, чтобы их можно было привязывать к конкретным темам, или получать с них материал для конкретных практ. работ.
К тому же они должны быть вандалоустойчиывми и относительно выносливыми
ну и красивыми - тоже бы желательно.
Каков ваш опыт и размышления.

Комнатные растения кабинета биологии



Комнатные растения составляют ту неотъемлемую часть бытового окружения человека, которая способствует его эстетическому воспитанию. Но любовь к комнатным растениям – это не просто увлечение, это еще и возможность пополнить свои знания о живой природе. Используя комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса ботаники, можно формировать многие биологические понятия.

При создании коллекции в кабинете биологии целесообразно ограничиться 25–30 видами растений. При этом следует учитывать микроклимат помещения (температуру, влажность, освещенность), его площадь. В таблице приведен список некоторых видов комнатных растений в кабинете биологии и указаны биологические понятия, при формировании которых используются эти растения.

Название растений и их систематическая принадлежность

При формировании каких биологических понятий их можно использовать

Семейство Агавовые
Драцена деремская
Сансевиерия трёхполосая

Однодольные растения. Видоизмененный побег – корневище. Вегетативное размножение корневыми отпрысками, делением куста, листовыми черенками. Соцветие кисть.

Семейство Амариллисовые
Гиппеаструм гибридный
Зефирантес розовый
Кливия сурикоцветковая

Однодольные растения. Видоизмененный побег – луковица. Вегетативное размножение материнскими и дочерними луковицами, корневыми отпрысками (кливия). Цветок. Плод. Жилкование листа.

Семейство Араливые
Шефлера древовидная
Плющ обыкновенный

Двудольные растения. Пальчато-сложные листья. Вегетативное размножение стеблевыми черенками. Разнообразие стеблей, видоизменение корней (корни-щетки).

Семейство Ароидные
Монстера деликатесная
Сингониум ушковидный
Филодендрон лазящий
Спатифиллюм обильноцветущий

Однодольные растения. Соцветие початок. Кроющий лист. Лианы. Воздушные корни. Приспособление к испарению воды листьями, гуттация. Вегетативное размножение стеблевыми черенками, отводками.



Зеленеющий цветок-покрывало.

Семейство Акантовые
Белопероне капельная

Кустарниковые формы. Цветки в колосовидном плотном верхушечном поникающем соцветии.

Семейство Бальзаминовые
Бальзамин султанский

Двудольные растения. Вегетативные органы растения. Цветок. Корневое давление.

Семейство Бегониевые
Бегония борщевиколистная
Бегония вечноцветущая
Бегония королевская

Двудольные растения. Видоизменения побегов. Листовая мозаика. Пестролистность. Вегетативное размножение корневищами, листовыми пластинками, листовыми черешками, стеблевыми черенками. Разнообразие стеблей.

Семейство Виноградовые
Роициссус капский
Циссус ромболистный
Тетрастигма Вуанье

Двудольные растения. Лианы. Простые и сложные листья.
Вегетативное размножение стебельками. Листовая мозаика.

Семейство Водокрасовые
Валлиснерия спиральная
Элодея

Однодольные растения. Водное цветковое растение. Мочковатая корневая система. Вегетативное размножение делением растения. Строение растительной клетки. Движение цитоплазмы. Мутовчатое листорасположение. Двудомное растение. Интенсивное вегетативное размножение («водяная чума»).

Семейство Гераниевые
Пеларгония душистая (запихнуть в самый дальний угол, чтобы дети-аллергики не нюхали)


Двудольные растения. Систематические таксоны. Соцветие зонтик. Цветок. Вегетативное размножение стеблевыми черенками и прививкой. Движение листьев к свету. Фотосинтез.

Семейство Геснеревые
Сенполия гибридная (тоже в дальний угол, как любое опушенное растение, подальше от аллергиков)


Двудольные растения. Укороченный стебель с прикорневой розеткой. Цветок. Сорт. Вегетативное размножение листовыми черенками.

Семейство Губоцветные
Колеус Блюме

Двудольные растения. Супротивное листорасположение.

Семейство Давалиевые
Нефролепис возвышенный
Нефролепис сердцелистный

Отдел папоротникообразные. Корневище. Вайи. Сорус. Вегетативное размножение делением растения, столонами. Размножение спорами. Заросток. Чередование поколений.

Семейство Кактусовые
Маммиллярия
Опунция

Двудольные растения. Фотосинтезирующие стебли. Запасающая ткань. Цветок. Плод ягода.

Семейство Крапивные
Пилея Кадиера

Двудольные растения. Супротивное расположение. Пестролистность. Вегетативное размножение стеблевыми черенками. Сорт.

Семейство Ластовневые
Стапелия пестрая



Двудольные растения. Супротивное листорасположение.

Семейство Лилейные
Алоэ древовидное


Хлорофитум хохлатый

Однодольные растения. Лекарственные растения. Вегетативное размножение корневыми отпрысками. Видоизмененный побег – корневище. Жилкование. Вегетативное размножение делением корневища.
Клеточное строение эпидермиса. Вегетативное размножение усами. Клубневидное утолщение корней.

Семейство Мальвовые
Гибискус китайский
(китайская роза)

Двудольные растения. Очерёдное листорасположение. Цветок. Вегетативное размножение стеблевыми черенками.

Семейство Осоковые
Циперус очереднолистный

Однодольное растение. Видоизмененный побег – корневище.
Соцветие колос. Прицветные листья. Околоводное растение. Вегетативное размножение делением растения и розеткой прицветных листьев.

Семейство Пальмовые, или
[i]Арековые
[/i]
Трахикарпус Форчуна

Однодольные растения. Жизненные формы. Сложные листья.

Семейство Перечные
Пеперомия серебристая

Двудольные растения. Приспособление к уменьшению испарения воды листьями. Вегетативное размножение стеблевыми черенками, листовыми черенками.

Семейство Спаржевые
Аспарагус перистый (туда же, куда сенполию с пеларгонией. Причина: осыпание игольчатых листочков)


Однодольные растения. Редукция листьев.

Семейство Толстянковые
Очиток Моргана

Двудольные растения. Приспособления к уменьшению испарения листьями.

Семейство Тутовые
Фикус каучуконосный
Фикус Бенджамина (оба - на свой страх и риск, чтобы не дай Бог сок никому никуда не попал)


Двудольное растение. Жизненные формы. Вегетативное
размножение стеблевыми черенками и воздушными отводками. Разнообразие стеблей.

Валерий Чернухин ( Пользователь )
Раз зашел разговор, то наверно возможны и представители полиплоидных рядов, которые могут расти в кабинете. Земляника дает примеры от диплоида до октаплоида.

Другой пример - криптокорины, выращиваемые в аквариуме.
Юрий Панов ( Пользователь )
Возможные подходы, кроме видового состава
1. Размеры растений. Как можно больше - в маленьких горшках для лабораторных работ. Крупные растения у задней стенки в каменных клумбах.
2. Время цветения. Равномерно в течение года. Сейчас у меня цветут декабристы, герани, хлорофитум
3. Происхождение. Чтобы не было вандализма, растения должны быть именные, с собственной историей, которую надо довести до учеников. У нас, например, есть кофе, подаренный водителем автобуса, он сам выращивает зерна и жарит их. Учитель ОБЖ подарил драцену, которую он возил, будучи военным по частям. Многие бабушки откликаются на просьбы пополнить ассортимент видов в кабинете. А один гибискус спасли на помойке. Таких историй множество. Особенно приятны подарки двоечников - они гораздо чаще любят растения, чем отличники. Этим мы формируем и субъектное отношение к природе - цель экологического образования.
4. Выделять героев дня, недели и помещать на специальном демонстрационном столике перед доской
5. Способ размножения. Многие ребята в конце урока просят отростки. Нужны виды с вегетативным размножением. Как можно чаще давать отростки детям.

перечень можно продолжить, но главное не забывать специфику биологии - она пограничная наука, не только естественная, но и гуманитарная
Эмилия Исламова ( Пользователь )
Нестандартность пункта 3 из сообщения Юрия Панова. Мои размышления:а) Небольшие цитаты из книги Н. Верзилина "Путешествие с домашними растениями", б) карта с ареалом,в) экологическая группа, г) недопустимость в уходе за растением. Дальше будем думать и искать.
Юрий Панов ( Пользователь )
1. Спасибо Эмилии Исламовой за память о Верзилине. В классе, к сожалению, сажал растения давно, а в школьном зимнем саду мы составили экспозицию по материкам(в классе можно сделать то же). В каждом уголочке - уютная скамейка. Можно посидеть на перемене в Африке - царстве молочаев и гераней., в Америке укрыться под листом монстеры. Нет только Австралии. Правда, были попугайчики волнистые, но утонули в аквариуме ночью. Мне кажется не надо разделять предмет географии и биологии. Природа едина.
2. Дети любят играть - в кабинете для пятиклассников есть стенд "Найди меня" с маленькими рисунками растений. Для старших - известный прием спутать этикетки или переставить горшки . Найди ошибку (по названию и материку). Правильные ответы оцениваются.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Потрясающие обитатели океана
Юлия Галина ( Пользователь )
Уважаемый,Юрий Панов, а как же быть с запретом выращивать ядовитые растения типа монстеры в школе ?
Иван Черепанов ( Пользователь )
Вот всё-таки, список бы таких запрещённых растений, в каком-нибудь нормативном акте, а? Так-то что не ядовито? вопрос - сколько слопать (Монстера - не самое страшное. Папоротники, скажем, страшнее в большинстве своём.
Юрий Панов ( Пользователь )
Цитата (Юлия Галина, 08.01.2013, 20:42) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемый,Юрий Панов, а как же быть с запретом выращивать ядовитые растения типа монстеры в школе ?

Уважаемая Юлия! Спасибо за вопрос. Ответ на него может быть только один! Никогда не следовать инструкциям санпина! И вообще никаким инструкциям. Беликовщина еще очень сильна в учителях. Главный принцип остается не навреди. Если конкретно о монстере - это растение, про которое можно говорить с учениками бесконечно. Например, у доски монстера касается зеленого прямоугольника, можно спросить учеников, что им больше нравится. Конечно резной лист монстеры! Монстера - лакомая, можно помечтать, что она зацветет и мы съедим сладкий плод. И, наконец, личное. Молодым специалистом попал я в деревню и как то по дороге в школу увидел монстеру на снегу, была она, наверное, слишком большая для избы. Выбросили. Монстера стала мечтой. Однажды завуч попросила меня снять фильм о выступлении учеников в детском саду. Снял. В награду получил монстеру. Теперь она украшает наш музей. Что важнее для ребенка - рассказы о монстере, или инструкция? Решать Вам.

footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+