Личный кабинет
Общество

Юрист Вавилова: Тайно записывать голос учителя на уроке законно




В соцсетях бурлит очередной «школьный скандал». В публичный доступ выложена аудиозапись, на которой учитель начальной школы в течение 25 минут в грубой и авторитарной форме отчитывает детей за то, что их родители не поздравили ее с 8 марта.



Появились сведения, что это смонтированная запись, склеенная из разных записей разных дней. Но голос учителя признан администрацией школы. Сейчас идет проверка обстоятельств этой истории.

В соцсетях те, кто прослушал запись, разделились: одни считают, что такого учителя нельзя подпускать к детям, и родители совершенно правы, сделав запись достоянием общественности, другие обвиняют родителей в том, что они заставили своих детей тайно записывать слова учителя на телефон и это непедагогично, и незаконно.

В «Учительской газете» появился комментарий Анны Александровны Вавиловой, кандидата юридических наук, старшего научного сотрудника Лаборатории образовательного права МГПУ.

Вавилова считает, что родители были правы, позволив своим детям сделать запись: «Да, возможно, кто-то возразит: публикация записи в социальных сетях без разрешения частных лиц, которые на ней узнаваемы, - это нарушение. Но, по сути, родители имеют право знакомиться с методами обучения и воспитания в школе. Они имеют право защищать права своих детей».

Юрист утверждает, что никакие законы такой записью не были нарушены.  Школа – это общественное место, а не личная квартира педагога.

При этом Вавилова отмечает, что запись не может быть причиной для увольнения учителя, «потому что как раз при увольнении и важна доказательная сила той же записи. Запись на диктофон может не стать формальным поводом даже для служебного взыскания к педагогу». То есть закон не нарушен, но для увольнения или суда тайно полученной записи недостаточно.

Думаем, что сейчас мы наблюдаем только первых ласточек подобных скандалов. Практически у всех учащихся есть телефоны с функцией аудио- и видеозаписи, у них самих и у их родителей есть аккаунты в соцсетях, возможно, мы услышим еще не одну такую запись.




    avatar 19.03.2017 | 11:48
    Вадим Бозаджиев Пользователь

    Уважаемый "эксперт" сама себе противоречит. С одной стороны она заявляет, что тайно записывать голос учителя и размещать без его ведома в интернете в свободный доступ, и на этом основании порочить честь учителя, законно, с другой стороны, эта запись не имеет доказательной силы.
    Получается так, что захотел - записал, разместил в интернете, а опровергать навет забота другого человека.
    Гораздо порядочней для родителей, и более профессионально, как совет "эксперта" было рекомендовать родителям, если они не согласны, обращаться в правоохранительные органы. и данные записи прикладывать в качестве оснований для подачи заявлений.
    Если это не прекратить, то очень скоро мы получим то, что сами учителя будут устанавливать в классах видеокамеры и записывать происходящее в классах на диктофоны. А как ещё по другому защитить себя ?


     

    avatar 16.03.2017 | 19:24
    Татьяна Тихомирова Пользователь

    "Вавилова считает, что родители были правы, позволив своим детям сделать запись: «Да, возможно, кто-то возразит: публикация записи в социальных сетях без разрешения частных лиц, которые на ней узнаваемы, - это нарушение. Но, по сути, родители имеют право знакомиться с методами обучения и воспитания в школе. Они имеют право защищать права своих детей».

    В среде учителей могут быть, как и в любой профессии, профессионалы и непрофессионалы своего дела. Учителем может оказаться и случайный человек, не очень порядочный и просто опасный для детей. Если возникает подобное предположение, то вполне оправдано по согласованию с администрацией сделать видеозапись урока с дальнейшим анализом на административном уровне.

    Если же конкретный ученик становится мишенью неэтичного педагогического взаимодействия (такое тоже встречается), то в этом случае он может сделать видеозапись по личной инициативе с дальнейшим обсуждением поведения педагога как на уровне школы, так и на уровне внешних организаций по защите прав детей.

    Устанавливать же в классах видеокамеры для постоянного наблюдения и контроля можно только с согласия всех присутствующих. В противном случае - это нарушение прав как педагогов, так и школьников. Запись урока (голоса учителя), сделанная тайно учеником, может расцениваться учителем как угроза его авторскому праву на методику, реализуемую на уроке.

    Так что юрист прав только отчасти.


     

    avatar 16.03.2017 | 17:32
    Валерий Ганузин Пользователь

    А чего записывать, если урок ведется нормально?


     
      avatar 16.03.2017 | 19:22
      Татьяна Тихомирова Пользователь

      Валерий Ганузин,

      А чего записывать, если урок ведется нормально?


      Видеозаписи могут быть весьма полезными в следующих случаях:
      1. Учитель исследует собственную деятельность с целью повышения ее качества и эффективности.
      2. Учитель ищет причину конфликтного поведения учащихся именно на его уроках.
      3. Учитель ищет источники и причины конфликтных ситуаций с конкретным учеником, группой учеников, классом.

      Во всех этих случаях педагог может осуществлять скрытую видеозапись, но с соблюдением конфиденциальности при ее использовании.


       


    avatar 16.03.2017 | 13:31
    Вадим Монахов Пользователь

    Мнению юристов не стоит доверять - они часто невероятно безграмотны и неспособны к логическому мышлению. Если считать школу публичным местом, тогда в школу и на уроки может без ограничений заходить кто угодно - хоть бомж, хоть педофил. Понятно, что это не так. Значит, школа не является публичным местом.
    Если в контракте учителя не был явно указан пункт о разрешении записи и публичной публикации аудио- и видеоинформации во время занятий - такие действия незаконны, так как нарушают авторское право учителя.
    Если речь идёт о нарушениях, допущенных учителем или учеником - публичный показ видеозаписи или оглашение аудиозаписи является нарушением, но может использоваться как доказательство в суде - см. http://lawtoday.ru/razdel/biblo/graj-proces/074.php
    Только наш суд очень специфичен: в нём все равны, но такие доказательства будут учитываться только для некоторых "очень равных". А для других они не будут приниматься как доказательства. Особенно это относится к аудиодоказательствам, так как потребуется дорогостоящая экспертиза подтверждения подлинности и отсутствия монтажа.


     

    avatar 16.03.2017 | 11:04
    Андрей Урусов Пользователь

    Если детям нужно, они еще и фотографии слайдов моих презентаций делают, но ведение тетрадей я проверяю :)


     

    avatar 16.03.2017 | 07:22
    Марк Львовский Пользователь

    Некоторые ученики специально провоцируют учителя,
    чтобы потом записать его реакцию.
    Учитель в школе абсолютно беззащитен против
    всяких таких гнусностей в его адрес.
    Общество только и ждёт жаренных фактов такого рода,
    а потом обсуждает и смакует их.
    Всякие "эксперты" делают себе карьеру на унижении учителя.
    Теперь всё можно, открыта охота на учителя!


     

    15.03.2017 | 20:03
    Даниил Трофимов Пользователь

    Так это получается учителя тоже могут записывать своих учеников и публиковать записи в соц сетях?


     
      avatar 18.03.2017 | 17:31
      Елена Бублик Пользователь

      Браво! Я теперь тоже так буду делать!!


       

      avatar 18.03.2017 | 17:31
      Елена Бублик Пользователь

      Браво! Я теперь тоже так буду делать!!


       

      avatar 15.03.2017 | 20:24
      Светлана Лаврентьева Пользователь

      Ничего не мешает.


       
        15.03.2017 | 20:48
        Даниил Трофимов Пользователь

        Светлана Лаврентьева,

        Ничего не мешает.

        Но почему мне кажется, что это не этично. Этика и право не всегда дают один ответ. Как бы тяжело не было учителю или ученику, всегда должна существовать черта через которую нельзя переходить. Я, будучи учителем, никогда бы не пошел на то, что бы производить запись, даже что бы показать ее только родителям нерадивого ученика, потому как убежден, что это может быть поводом для подрыва доверия. А случай, когда запись делает ученик, а родители выкладывают на обозрение, я расцениваю как унижение. Конфликты в классе недопустимы, но бороться с ними нужно цивилизованными способами. Но возможно я ошибаюсь, наивно полагая, что между участниками учебного процесса должно быть доверие.


         
          avatar 16.03.2017 | 16:32
          Татьяна Тихомирова Пользователь

          Даниил Трофимов,

          Светлана Лаврентьева,
          Ничего не мешает.

          Но почему мне кажется, что это не этично. Этика и право не всегда дают один ответ. Как бы тяжело не было учителю или ученику, всегда должна существовать черта через которую нельзя переходить. Я, будучи учителем, никогда бы не пошел на то, что бы производить запись, даже что бы показать ее только родителям нерадивого ученика, потому как убежден, что это может быть поводом для подрыва доверия. А случай, когда запись делает ученик, а родители выкладывают на обозрение, я расцениваю как унижение. Конфликты в классе недопустимы, но бороться с ними нужно цивилизованными способами. Но возможно я ошибаюсь, наивно полагая, что между участниками учебного процесса должно быть доверие.


          Спасибо!


           

          avatar 15.03.2017 | 23:04
          Светлана Лаврентьева Пользователь

          Вы правы в том, что оно должно быть, но я в его наличие не верю. После того, как обществу доступно объяснили, что образование - это такая же услуга, как чистка одежды или подшивание брюк, ни о каком доверии родителей к учителям речи практически не идет. Родители хотят знать, как именно оказывается им услуга. И используют для этого все методы. Единственный путь для учителя защититься от этого - потребовать от администрации школы установки в кабинете видеокамеры, запись с которой будет выкладываться в сеть, чтобы любой родитель в любой момент мог увидеть, что происходит в классе с его ребенком.


           
            avatar 16.03.2017 | 16:33
            Татьяна Тихомирова Пользователь

            Светлана Лаврентьева,

            Вы правы в том, что оно должно быть, но я в его наличие не верю. После того, как обществу доступно объяснили, что образование - это такая же услуга, как чистка одежды или подшивание брюк, ни о каком доверии родителей к учителям речи практически не идет. Родители хотят знать, как именно оказывается им услуга. И используют для этого все методы. Единственный путь для учителя защититься от этого - потребовать от администрации школы установки в кабинете видеокамеры, запись с которой будет выкладываться в сеть, чтобы любой родитель в любой момент мог увидеть, что происходит в классе с его ребенком.



            Уважаемая Светлана!
            Общество, к сожалению, ввели в заблуждение те, кто считает образование такой же услугой, как чистка одежды или подшивание брюк. Образовательная услуга имеет принципиальное отличие. Прежде всего - это процесс двусторонней активности. Ее качество в большой степени зависит от самого заказчика. На уровне школьника – его мотивации, способностей, а не только исходного уровня подготовки. Об этом есть в моей статье «Технология как способ развития качества образования» (http://tistress.ru/?p=483). На подобном понимании услуги мной разработаны технология гуманизации образовательной среды, образовательного процесса (http://tistress.ru/?p=241 , http://tistress.ru/?p=397 ).
            Само понятие «услуга» в словаре Ожегова трактуется как «Действие, приносящее пользу, помощь другому». Но у этого понятия есть и такое значение как «медвежья услуга» (неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред»). Если осознать суть этого понятия для образования, то оно может оказаться не только принятым в педагогической среде, но и наполнится гуманистическим смыслом для всех участников образовательного процесса.
            Хотя, конечно, учитывая значение понятия «услуга», сложившееся в массовом сознании, можно было изначально использовать другие термины. Русский язык достаточно богат.



             
              avatar 16.03.2017 | 19:52
              Андрей Шалаев Участник

              Татьяна Тихомирова

              Об этом есть на сайте Педсовет в моей статье «Технология как способ развития качества образования».

              Татьяна!
              Такой статьи на сайте Педсовет нет. Пожалуйста, уточните ссылку.

              Что касается аудио-видеозаписей на уроке, то моё мнение такое.
              Учитель - это, пожалуй, единственная профессия, которая требует от человека наивысшего самоконтроля, максимальной чистоты и высочайшей личной этики.
              Если учитель компетентен, честен и открыт с учениками, то ему "до лампочки" любые фото-видео сессии. Эта свобода учителя легко распознаётся учениками. У них и мыслей не будет сделать плохо своему учителю. Разве что пошутить. А если шутка выйдет неудачной, то будет повод организовать воспитательный момент и научить детей правильно шутить. Это тоже наша работа.


               
                avatar 17.03.2017 | 12:58
                Татьяна Тихомирова Пользователь

                Андрей Шалаев,

                Татьяна Тихомирова
                Об этом есть на сайте Педсовет в моей статье «Технология как способ развития качества образования».

                Татьяна!
                Такой статьи на сайте Педсовет нет. Пожалуйста, уточните ссылку.

                Добрый день, Андрей! Ссылка откорректирована.С уважением, Тихомирова Татьяна


                 
                  avatar 17.03.2017 | 20:05
                  Андрей Шалаев Участник

                  Татьяна, спасибо!
                  Нашёл, прочитал. Очень обстоятельный анализ понятия педагогической технологии. Жаль, что скан, читать трудно и цитировать неудобно.
                  А сами технологии где-нибудь представлены?
                  Ваши статьи на Педсовете почему-то не все открываются.


                   
                    avatar 17.03.2017 | 22:42
                    Татьяна Тихомирова Пользователь

                    Андрей Шалаев,

                    Татьяна, спасибо!
                    Нашёл, прочитал. Очень обстоятельный анализ понятия педагогической технологии. Жаль, что скан, читать трудно и цитировать неудобно.
                    А сами технологии где-нибудь представлены?
                    Ваши статьи на Педсовете почему-то не все открываются.


                    Технология есть здесь (http://tistress.ru/?p=397). Одним из ключевых технологических моментов является заключение контракта (соглашения, договора) на любом уровне (школа, система повышения квалификации, уровень высшего образования) с целью согласования действий участников процесса и распределения ответственности за планируемый результат. Об этом есть в статье «Коммуникативное развитие школьников» (http://tistress.ru/?p=80) и в книге «Стрессоустойчивость школьника: знания Х здоровье = успех» (С.43-47) (http://tistress.ru/?p=397). Кстати, сегодня на Педсовете появилась новость «Минобрнауки планирует рассмотреть изменения в закон "Об образовании"», из которого я узнала, что заключение подобного договора на уровне высшего образования между учебным заведением (ВУЗом), заказчиком и абитуриентом планируется узаконить.
                    Если статья не открывается на Педсовете, попробуйте найти ее на моем сайте http://tistress.ru С уважением, Тихомирова Татьяна


                     





            avatar 16.03.2017 | 11:16
            Андрей Урусов Пользователь

            Светлана Лаврентьева,

            Вы правы в том, что оно должно быть, но я в его наличие не верю. После того, как обществу доступно объяснили, что образование - это такая же услуга, как чистка одежды или подшивание брюк, ни о каком доверии родителей к учителям речи практически не идет. Родители хотят знать, как именно оказывается им услуга. И используют для этого все методы. Единственный путь для учителя защититься от этого - потребовать от администрации школы установки в кабинете видеокамеры, запись с которой будет выкладываться в сеть, чтобы любой родитель в любой момент мог увидеть, что происходит в классе с его ребенком.

            Я ЗА! Но вот беда, не всякий родитель в эл. дневник то залезет, а уж видео посмотреть и подавно. Запись нужна для доказательства спорного поведения учителя/ученика(-ов) и разбора ситуации. Дети нынче умудрённые опытом продаж на алиэкспрессе камер-пустышек, не поверят, пока им запись не предъявишь. Но могут и визг поднять про нарушения их прав, что их снимать нельзя, что они пожалуются родителям и т.д. и т.п. Один ребенок на моё высказывание о необходимости записи мне пригрозил, что в ВК зарегистрируется директором или учителем(-ьницей) и будет шантажировать, выкладывая видео от чужого имени. Вот чему учит современных детей бандитско-мошенническая культура российского общества.


             





Дата регистрации: 02.12.2015
Комментарии:
21
Коллеги 0
Подписаны 52
footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+