Личный кабинет
Мой блог

Роза ветров. Часть 5




Предыдущая часть книги директора школы была опубликована вчера




* * *
И вновь я оказалась у начала своего лабиринта.
Редюхин, заполнив напротив меня кресло в самолете (почему в самолете — объясню позже) и жуя бутерброд, бодро сказал:
— Давай, Танюш, работай-ка по своей программе. <…>

Выражение «работает по своей программе» в 1988 году было элитной учительской характеристикой. На деле она означала, что человек, живущий в измерении действия, движения, диалога, отбившись от прочих подобных, как школьник во время экскурсии, начинал пробовать себя как ученый (ученый: уединение, узда, узел, усидчивый, умудренный, умозаключенный, умопомраченный…).
В «свободное от основной работы время» одинокий учитель садился за письменный стол и мучительно искал слова. Подобное занятие, как известно, требует избытка времени и нуждается в созерцании. А учительская работа — действенная, она вся настроена на «вне». Поэтому структура учительских программ ломаная, неустойчивая, плывет. Цели путаются с задачами, методический язык поедает индивидуальный, ягода портит цветок… <…>

* * *
Приметой той эпохи были всевозможные педагогические слеты, съезды, конференции, ассамблеи. Однажды и я была на семинаре с веселым названием «Центры развития образования как центры развития образования». Познакомилась там с очаровательной, похожей на хромой одуванчик тетькой-профессором. Тринадцать глухих детей учатся в ее маленькой билингвистической гимназии. Сердца слушателей будто настраивались по неведомому камертону на слова, интонации и — особенно — жесты «одуванчика», как только она начинала говорить. Аудитория, попав под обаяние этой женщины, поминутно взрывалась от смеха. От нее натурально исходило сияние мастера, знающего толк в крепости, аромате и блеске беседы. Некоторые мысли она доносила до нас на жестовом языке и следом переводила их вслух, что особенно очаровывало. Произнося свою фамилию — Зайцева — она складывала указательные и средние пальцы, прикладывала их к вискам и изображала упруго движущиеся уши зайца. Тогда же я впервые в жизни узнала, что на жестовом языке даже пишут стихи.

Эта женщина, доктор наук, создавшая маленькую московскую гимназию для тринадцати детей, воспринимающих мир, как мы — немой кинематограф, и оплачивающая учителей с помощью своего брата-бизнесмена (причем первая его реакция была: «Сколько тебе дать денег, чтобы ты успокоилась и сидела дома?»), рассказывала мне на балконе под черным и звездным сочинским небом, как появилась ее гимназия. И вдруг, сделав паузу, она засмеялась: «А в принципе, все, что я сделала в своей жизни, все, что написала, все, что собрала, случилось в свободное от основной работы время…»

А ведь точно: все, что мы делаем по-настоящему, мы делаем в свободное время.
Отвоевывая у времени свободу на свое настоящее.

* * *
…Слава Редюхин в ту пору был оживленным, общительным, не озабоченным и не отягощенным. Гладкий и полный (без рыхлости), он любил жизнь и имел чрезвычайную гибкость в помыслах. Одинаковость его утомляла, а катастрофы, конфликты, «крайние» ситуации взбодряли кровь. Слава стоял над бурной жизнью школы, сберегал ее суету и посмеивался.

Мне всегда казалось, что Редюхин знает ответы на мучительные вопросы бытия. Время от времени он сажал кого-нибудь на свою пухлую ладошку и толковал о жизни. Его беседы меньше всего напоминали профессиональные «директорские» диалоги-суть-монологи. Редюхин был как бы простым и ненапыженным.
Единственное, что его портило в моих глазах, — это пристрастие к схемам. Прихожу к нему с каким-нибудь предложением или просто поговорить, посоветоваться. Он выслушает
(а слушать Редюхин умел — весьма редкое качество для директоров), но тут же начнет рисовать схему: «Вот — ты, вот — твой замысел, тут, в этом месте, — предпосылки, впереди — цель, а вверху — основания».
— Почему это, — спрашиваю, — основания вверху? Они ж в начале.
— А что такое начало? — ровно смотрит на меня Редюхин и, выпуская дым, как буржуй на рисунке Бидструпа, приступает к новой схеме. Ах, если бы не эти схемы…

…А может, тогда все и началось, когда Слава предложил мне работать по моей программе.

Продолжение завтра.




Дата регистрации: 06.12.2016
Комментарии:
0
Коллеги 0
Подписаны 0
footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+