«Ужасный» ребенок. Что делать?

Это все-таки случилось. К нам в пришкольный лагерь привели ужасного ребенка. Точнее,  даже  двух. Мальчика и … мальчика. Что теперь делать?

Если появляется «ужасный» ребенок в группе летнего лагеря или отряде лагеря загородного – это становится настоящим испытанием. Конечно, проблемы бывают (и их немало) во время учебного года, но во время учебы идут уроки, педагог ставит отметки, есть завуч и директор, которым можно передать проблемного ребенка «по старшинству», сами родители относятся к периоду учебного года серьезнее, чем к лагерной программе. В летнее время, когда уроки не проводятся, проблемы отсутствия воспитательной работы в современной школе, и соответственно, отсутствия воспитания у детей становятся особенно острыми.

Под «ужасным» в данном случае следует понимать ребенка, который не понимает и не выполняет никаких правил, совершенно не слышит педагога, не может контролировать свое поведение, проявляет агрессию и неуважение (так называемое хамство) как по отношению к другим детям, так и к педагогу.

Попросту непрерывно орет и истерит, плюется, дерется, сбегает из помещения лагеря и с прогулок, ломает материалы и т.д. Чаще, конечно, такие проявления свойственны мальчикам, чем девочкам, что обусловлено как физиологически (психика мальчиков в среднем более нестабильна, а уровень самоконтроля ниже), так и социокультурно (отцы в семьях чаще проявляют агрессию, орут и истерят по разным бытовым поводам, чаще давая негативную модель поведения сыновьям). И это можно наблюдать уже в начальной школе.

Недостаток или полное отсутствие воспитания у детей (и взрослых) чаще всего проявляется в отсутствии ощущения границ и понимания того, что это такое. Дело в том, что приемлемое поведение и общение существует у человека не как единственно возможная его модель, а как свобода в выборе вариантов поведения и стиля общения, заключенных между некоторыми условными границами. Это касается самых разных сторон поведения. Например, опоздания.

В большинстве бытовых случаев опоздание в пределах пяти минут не считается опозданием, а вот опоздание на полчаса – серьезное нарушение договоренности о встрече. Или одежда. Существует множество способов одеться, находясь в пределах дресскода, но есть и определенная граница, за которую не стоит выходить: например, приходить на работу в шортах или рваных джинсах. У детей считается приемлемым драться и давать сдачу (и некоторых мальчиков этому обучают их собственные плохо воспитанные отцы), а у взрослых – это уже за границей допустимого.

Если говорить о детях, то они непрерывно прощупывают взрослых, родителей и педагогов, на устанавливаемые ими допустимые границы поведения в смысле запретов и обязанностей. Ребенок, например, может не одеваться самостоятельно, ожидая, что его оденет родитель или педагог – вплоть до 8-9 лет, не есть самостоятельно, он может лезть куда-то или убегать и не реагировать на «нельзя», зная, что ему ничего не будет за нарушение этого «нельзя». Напротив, он получит дополнительное внимание от взрослого, а среди сверстников станет героем. Часто ребенок выбирает провоцирующий стиль поведения, «пугая» взрослого, что вот-вот он убежит с площадки, залезет туда, куда запрещено, падает в истерике, требуя очередную игрушку или развлечение. При этом он добивается от родителей намного более широких границ, чем те, с которыми сталкивается в школе или лагере. Или почти полного их отсутствия, то есть такой ребенок вообще может делать все, что хочет, не считаясь с окружающими, в том числе с их замечаниями или даже поступать наоборот, назло окружающим.

А начинается все с того, что ребенка считают маленьким, его любят и жалеют, разрешают делать то, что неприятно или неудобно – «как же, он маленький»… Когда ребенок просто хватает за волосы и щиплется, никто его не останавливает, не говорит, что ему неприятно, все терпят. Потом этот ребенок растет, постоянно нарушая границы, например, перебивает взрослых и вклинивается в их беседы, но это кажется прикольным, так как его считают маленьким. И вот он уже берет без спросу чужие вещи (или попросту ворует), прибивает гвоздями за лапки котят, обливает бензином и поджигает щенков – и все еще маленький. Вот он не уступает место старикам в транспорте – а вот он ставит им подножку и для куража отбирает у них деньги и продукты. Постепенно ребенок начинает приносить не просто неудобство, а настоящие мучения окружающим, но его еще считают маленьким и несмышленым, и никто не пытается объяснить ему границы и правила допустимого поведения.

Проблема еще в том, что начиная с 2000-х годов в России было воспитано эгоистичное поколение молодых людей, не понимающих, что такое коллектив, и что с мнением и удобствами окружающих нужно считаться и не нарушать границы приемлемого поведения. И вот сейчас эти родители воспитывают уже второе поколение детей, не знающих границ и не понимающих, что такое общество и его требования.

Сейчас мне кто-то обязательно напишет в комментариях цитату, приписываемую Сократу, о том что «нынешняя молодежь плохо воспитана…», и будет считать себя при этом необыкновенно остроумным и эрудированным. Да, действительно, и в прошлые времена возникали проблемы с воспитанием подрастающего поколения, это происходит не впервые. Но это слабо утешает, потому что в прошлые времена проблемы с воспитанием заканчивались разрушением государств и гибелью цивилизаций. Например, Сократа жители Афин, та самая дурно воспитанная молодежь, просто приговорила к смерти за его высказывания. И Сократ выпил яд, понимая, что дальше в его городе-государстве начинаются темные, неинтересные времена. А вскоре союз, в котором участвовали Афины как лидер, распался, Афины проиграли Пелопонесскую войну, утратили лидерскую роль в Греции, и после этого никогда больше не могли вернуть свои достижения,  оставались провинцией более могущественных государств – Македонского царства, а затем и Римской империи. Плохое воспитание детей и молодежи на самом деле признак кризиса общества, который может привести к распаду государства и гражданской войне, порабощению внешними врагами.

Мы живем в таком кризисном, атомизированном обществе, в котором каждый – сам за себя. Распадаются не только общественные связи, но и семейные.

Так уже было в нашей стране – перед Октябрьской революцией и гражданской войной, когда люди просто начали друг друга убивать. Напомню, что в результате население страны уменьшилось на 12-15 млн. человек и она потеряла значительные территории.

Но что же нам делать в классе или отряде, если нам привели ребенка, который не понимает правил и границ?

Во-первых, нужно попытаться эти границы выстроить. Для этого правила поведения детского коллектива должны быть четко обозначены, как на бумаге, так и неоднократно проговорены в общих беседах. Необходимо добиться осознанности всеми членами детского коллектива, для чего эти правила существуют: для безопасности и для того, чтобы совместная деятельность и жизнь детей в коллективе была интересной и комфортной. И дети должны воспринимать эти правила как ценность. Ну, это азбука воспитательной системы Макаренко.

В случае, если ребенок продолжает нарушать правила и границы, его выводят из класса (помещения), где происходит основная деятельность коллектива. В коридоре или рекреации должно быть обозначено место (стул, стол) для размышлений, почему ребенка вывели, по какой причине это случилось. Не нужно забывать об оставлении ребенка после занятий для размышлений о нарушенных правилах. Это мировая практика, ничего лучше придумать все человечество не смогло, как ни старалось. Это не наказание, это создание условий и возможностей, для того, чтобы повторить и обдумать правила и границы.

Если это не помогает – необходимо вызывать родителей и работать с ними. Без их авторитета, поддержки воспитательных усилий педагога не обойтись. Сразу же необходимо установить, слышат педагога родители, или нет. Если слышат и поддерживают, то это позитивная новость, и с помощью родителей, через их поддержку правил, можно скорректировать поведение сложного ребенка (на это требуется от одного до двух месяцев), Также нужно помочь родителям внедрить совместно выработанные правила поведения в домашних условиях.

Во многих семьях родители ощущают, что зашли в воспитании своих детей в тупик, пришли к кризису отношений в семье, и им необходима профессиональная педагогическая помощь в том, чтобы направить в правильную сторону воспитание в семье. А эта «правильная сторона» - уважение всех членов семьи на основе их равенства, установление границ, за которыми начинается нарушение прав кого-то из членов семьи, которое недопустимо. Наоборот, нарушение прав кого-то в семье, будь то мать, или бабушка (дедушка), является отправным моментом для формирования у ребенка девиантного поведения.

Однако достаточно часто мы, педагоги, сталкиваемся с родителями, которые, наоборот, поддерживают нарушение правил ребенком, защищают своего якобы обиженного злыми детьми или воспитателями ребенка-хама, нежелающего считаться с правилами и правами окружающих. К тому же он выставляют к педагогам какие-то необоснованные претензии, требования. Такое иждивенческое, потребительское поведение родителей по отношению к школе, к педагогам и к детскому коллективу делает невозможно воспитательную работу со сложным ребенком. Он будет нарушать и отрицать правила поведения и тем самым разрушать детский коллектив, всю уже выстроенную работу педагога с детьми.

Что делать таком случае? С точки зрения законодательства, к сожалению, государственные (муниципальные) образовательные организации сильно ограничены в возможностях отчисления девиантных детей, а прокуратура «стоит на страже» плохо выполняющих свои функции родителей. Согласно части 2 статьи 61 Закона об образовании может быть отчислен государственной (муниципальной) образовательной организации по причине злостного нарушения внутреннего распорядка «ребенок», достигший 15 лет, а это уже и не ребенок вовсе, а «додержать» девиантного ребенка до этого возраста - это крайне тяжелое испытание.

Приходится мириться с нарушениями правил детьми, не признающими границ? А ведь это серьезное нарушение прав остальных детей в образовательной организации, фактор, который резко снижает качество образования в организации и делающий невозможным, извините за бюрократический новояз, реализацию вообще какой-либо образовательной программы. Одна из важных причин общего падения качества образования в российской общей школе – простое отсутствие ответственности у родителей и детей, считающих нарушение правил и границ в порядке вещей. И пока законодательно отношение к правилам и границам, к общей воспитанности школьников отношение не изменится – ждать повышения качества образования в школах не приходится.

Однако не обязательно сдаваться и отступать перед сложным ребенком. Ведь придумали же ЕГЭ, когда дети переставали учиться. И теперь, нагнав страху с помощью ЕГЭ, немного стабилизировали от распада образовательную систему (пусть и не на долго).

Можно сформировать специальные комиссий по трудным детям, создать межшкольный реестр трудновоспитуемых детей в масштабах муниципального образования, а затем данные передавать в органы опеки. И пугать родителей, что их ребенок попадет туда, если они не будут поддерживать требования и правила образовательной организации. Это должно подействовать на какое-то время.

Другое дело если речь идет о школьном или загородном лагере, о разных платных образовательных услугах или вообще о частной образовательной организации. В этом случае все значительно проще: отчисление ребенка, а точнее, его родителей, на которых нет возможности повлиять, не представляет проблемы. В этих условиях необходимо запускать механизм конфликтной комиссии и безусловно отчислять такого ребенка, расторгать договор об образовательных услугах с его родителями.

В Постановлении правительства №706 от 15.08.2013, в его 21-й статье, п. «Д»  указано, что по инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в случае невозможности надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося. То есть в договор на образовательные услуги следует включить воспитательные задачи, соблюдение распорядка и правил, уважение к педагогам и другим детям. И если это не получается исполнить из-за откровенной девиантности ребенка и откровенного противодействия воспитательным усилиям педагогов со стороны родителей – то до свидания!

Подписаться на канал автора, Александра Могилева

Воспитание Дополнительное образование