Кого может воспитать раб?

Участник Педсовета Михаил Кушнир поделился в «Учительской газете»  своими мыслями о воспитании в школе.

Модель поведения формируется в результате личного выбора из наблюдаемых образцов

Кушнир, приведя словарные толкования слова «воспитание», пишет, что он ключевым признаком воспитания считает поведение - внешнюю реализацию личности.

По мнению педагога,  поведение «опирается на систему ценностей, картину мира, эмоциональный интеллект человека. Можно ли считать человека воспитанным, проявляется исключительно в социальном виде как адекватное поведение – адекватное окружающему контексту: людям, ситуации, нормам, культуре. То, на что опирается поведение, – это уровень его образованности. Но одной образованности для формирования норм поведения недостаточно».

Автор полагает, что модель поведения формируется в результате личного выбора из наблюдаемых образцов. С детства для каждого человека такими образцами являются родители, по мере взросления круг образцов расширяется.

Школа воспитывает исполнительскую дисциплину и неготовность отстаивать свои права

Кушнир, поднимая тему воспитания в школе, пишет: «Сакраментальный образ недалекой Марьванны, подкрепляемый регулярными роликами в сети и скандалами в прессе, – не происки вредителей, а правда жизни. Инфантильный и покорный учитель, неспособный защитить свои права, директор, неспособный отстоять права своей школы, – это реалии почти каждого дня почти в каждой школе. Истории со вбросами бюллетеней на выборах носителями «разумного-доброго-вечного» и сексуальными домогательствами в воспоминаниях повзрослевших и осмелевших выпускников. Их ученики сочтут значимыми? Их образ поведения сочтут достойным подражания?»

Михаил Эдуардович размышляет о том, как и в чем учитель может стать образцом для ученика.  «Многие ли учителя могут оказаться значимыми в общегражданском контексте? Есть ли у них шанс проявить себя как достойных подражания в школьном формате, основанном на повсеместных ограничениях, формальностях, отчетах, цейтнотах? О каких значимых событиях в школе может идти речь, которые потребуют выработки особой модели поведения? Жизнь в школе обычно нудная и размеренная. Самые интересные события обычно происходят в общении учеников друг с другом, а не под впечатлением от учителя».

Как считает Кушнир, школа, в первую очередь, воспитывает исполнительскую дисциплину и неготовность отстаивать свои права. Поскольку сами учителя, как правило, исполнительны и прав не имеют.,

Автор замечает: «Воспитывает учитель ученика своим собственным поведением, даже когда он об этом не думает: он волей-неволей демонстрирует свое поведение в разных ситуациях. Оно становится в ряд наблюдаемых учеником образцов. Если учитель для ученика значим или если его поведение кажется ему удачным, достойным подражания, он может взять его за основу своего поведения в подобных ситуациях».

Педагог приходит к важному выводу о том, что профанация воспитания, которая сейчас наблюдается повсеместно, приводит к росту числа циников, а не патриотов.

«Кого может воспитать раб? Ответственный, вменяемый и понимающий реальные процессы воспитания твердо знает, что роль школы в воспитании не стоит переоценивать. За воспитание по нашей Конституции отвечают родители – это совершенно справедливо и правильно. Никто не в состоянии больше повлиять на ребенка в вопросах воспитания, чем родитель. Ему и отвечать за воспитание. И государству с обществом, которые в состоянии (или не в состоянии) обеспечить в быту соблюдение требуемых норм поведения».

Кушнир резюмирует: «В рамках предметного обучения, которое превалирует в школе, можно и нужно воспитывать отношение и поведение в соответствующих предметных сферах деятельности. И это реально происходит. У кого лучше, у кого хуже: кто как может. Призывать воспитывать бессмысленно: кто не может, тот не сможет. Воспитывает только тот, кто являет собой пример для подражания. А он это делает без разговоров о воспитании – само собой получается».

Воспитание